Роль рекламы в создании информационного имиджа продукта (на примере прессы Узбекистана) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Каюмова, М. И. Роль рекламы в создании информационного имиджа продукта (на примере прессы Узбекистана) / М. И. Каюмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 925-928. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24975/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Реклама является основным источником дохода СМИ. Данная тенденция наблюдается в СМИ зарубежных стран уже достаточно давно. Известный узбекский журналист Т.Раҳматуллаев пишет о своей поездке в Германию:

«На самом деле, издавать и продавать газету не является доходным. К примеру, издательство Шпрингер (издаёт 17 ежедневных, 9 еженедельных газет. 12 тысяч сотрудников) расходует 6 марок на один выпуск газеты. От продажи имеет доход всего лишь 1 марку. Остальную часть расходов восполняют доходы от рекламы. В издательстве «Франкфурт Алгемайне» (тираж — 400 тысяч. 1200 сотрудников) доход от рекламы восполняет 60 процентов расходов. Данный показатель равен 80 процентам в популярных газетах. Если не было бы доходов от рекламы, для того чтобы восполнить расходы издательству «Цайт» пришлось бы увеличить себестоимость газеты в 2 раза, «Велт» — в 3 раза, «Штерн» — в 3,5 раза. В таком случае рынок периодических изданий столкнулся бы с финансовым кризисом».

Реклама несёт в себе информацию об определнном товаре, услуге, идее. По существу, реклама — особая разновидность информации. Обеспечить потребителя полезной информацией являлось и будет являться решающей функцией рекламы. Сегодня существует ряд требований по отношению к рекламе. Следовательно, не всегда информация — это реклама. Но реклама — это всегда информация.

По сравнению с другими видами массовой информации, реклама имеет более широкий спектр возможностей и функций. Реклама не только информирует, но и пропагандирует, уверяет, убеждает потребителя купить продукт. Но в информационную эпоху не так-то это легко. К тому же, в зависимости от типа СМИ по которому передаётся реклама, меняются и требования. К примеру, в печатных СМИ существуют свои особенности освещения рекламы.

Согласно статистике, во Франции 50 % рекламодателей обращаются именно к издательствам газет. Этот показатель равен — 35 % в США, 45 % в России. В Узбекистане же пресса отстаёт по количеству передаваемой рекламы. Лидирует телевидение. Набирает обороты реклама в интернете.

Как известно, информация не может быть предназначенной всем одновременно. Информация всегда направлена на определенные слои аудитории. Например, дети, подростки, женщины, мужчины и т. Но в рекламном бизнесе существуют две основные аудитории. Это — потребители и предприниматели. В этом смысле потребительская реклама предназначена покупателям, предпринимательская реклама — лицам приобретающим товар оптом.

В Узбекистане предпринимательская реклама, в основном, освещается в государственных изданиях. Рассмотрим этот факт на примере газеты «Халк сузи» («Народное слово»). В данном издании реклама встречается в виде объявлений. В таких государственных изданий как «Жамият» («Общество»), «Тошкент оқшоми» («Вечерний Ташкент»), «Халқ сўзи» («Народное слово»), «Нурли жол» («Лучезарный путь») потребительская реклама почти не освещается. Подводя итоги можно сказать, что в государственных изданиях больше всего встречается коллективные обявления, предпринимательская реклама, а также коммерческие материалы. Рассмотрим на примере газеты «Халқ сўзи» («Народное слово»):

 

Таблица 1

Предпринимательская реклама

Потребительская реклама

98 %

2 %

 

«Халк сузи» («Народное слово») печатает рекламу на 3–4 страницах. 40–45 % данных страниц занимает реклама.

 

Таблица 2

Реклама

Объявления

20 %

80 %

Реклама товаров

5 %

Реклама услуг

15 %

Коллективные объявления

70 %

Частные объявления

10 %

 

Точно такую же картину можно наблюдать в ряде газет издаваемыми отдельными организациями. К примеру, в таких газетах как «Қишлоқ ҳаёти» («Сельская жизнь» — издаётся Министерством сельского хозяйства), «Маърифат» («Просвещение» — издаётся Министерством народного образования), «Хуррият» («Свобода» — издаётся Творческим союзом журналистов) рекламы встречаются достаточно редко. В частности, в газете «Ўзбекистон адабиёти ва санъати» («Литература и культура Узбекистана» — издаётся союзом писателей) за 2015 год было напечатано всего 3 объявления. Среди таковых изданий наибольшее количество рекламы можно увидеть в газете «Маърифат» («Просвещение»). Газета состоит из 14 листов формата А3, 3 % которых отводятся рекламе. Из них:

 

Таблица 3

Предпринимательская реклама

Потребительская реклама

0 %

100 %

 

Основную часть газетных реклам составляют коллективные объявления:

 

Таблица 4

Реклама

Объявления

40 %

60 %

Реклама товаров

100 %

Реклама услуг

0 %

Коллективные объявления

100 %

Частные объявления

0 %

 

Потребительская реклама больше встречается в частных изданиях. В таких газетах как «Даракчи» («Вестник»), «Суғдиёна» («Сагдиана»), «Тасвир» («Вид»), «Бекажон» («Хозяюшка»), «Ҳордиқ» («Досуг») потребительская реклама занимает 20 % общего контента издания. В газетах «Оила даврасида» («В кругу семьи»), «Футбол-экспресс», «Леди»и других таблоидных изданиях этот показатель равен 5 %. В этих газетах встречаются больше частные объявления. Рассмотрим на примере газеты «Даракчи» («Вестник»). Больше встречается потребительская реклама. Но и предпринимательские объявления тоже встречаются, хоть в меньших количествах:

 

Таблица 5

Предпринимательская реклама

Потребительская реклама

5 %

95 %

 

Объявления встречаются реже:

 

Таблица 6

Реклама

Объявления

75 %

25 %

Реклама товаров

30 %

Реклама услуг

45 %

Коллективные объявления

7 %

Частные объявления

18 %

 

В «Даракчи» больше печатают рекламу разных видов услуг:

 

Таблица 7

Сотовая связь

Учебные центры

Оздоровительные центры

Свадебные услуги

15 %

40 %

35 %

10 %

 

Реклама — наилучший метод воздействия на потребителя. При этом важном фактором является знание психологии аудитории. Исследования показали, что эффективность рекламы зависит от того, насколько потребитель информирован о товаре. То есть, рекламный текст должен состоять из достоверных фактов. Важную роль занимает способ подачи этих фактов. К примеру, прилагательные “вкусный” или “аппетитный” в рекламах продовольственных изделий не смогут дать потребителю реального представления о продукте. В 39-ом номере газеты “Даракчи” даётся реклама фито-чая “Актив-плюс”. В ней говорится: «Фито-чай поможет вам укрепить здоровье». Этого недостаточно чтобы убедить потребителя. Здесь нет конкретных фактов. Также, текст рекламы детского питания “Нестле” («Даракчи», 40 номер) состоит из одного предложения: “Гипоаллергенное питание — крепкий иммунитет”. Отсутствуют факты, говорящие об определенных свойствах продукта.

Эффект рекламы больше зависит не от продукта, а от его имиджа, сформированного СМИ. Ведь реклама создаёт определенный имидж товара, который называется информационным имиджем продукта. Но многие издания ограничиваются всего лишь названием продукта и информацией общего характера. К примеру, в газете «Маърифат» («Просвещение») представлена реклама издательского дома имени Гафура Гуляма, в которой даётся только фотографии книжных обложек. Этого не достаточно для сформирования информационного имиджа.

Анализ рекламы в печатных изданиях помог выявить нижеперечисленные недостатки присущие рекламе так в государственных, как и в частных газетах:

                    Обструкционизм, то есть длинные предложения в тексте

Объявления в газете «Халқ сўзи» («Народное слово») состоят из предложений в которых участвуют в среднем от 25 до 45 слов. В рекламе «Vip reаl estate» представленная в этой газете (2015 г. 3 окт.) главное предложение состоит из 97 слов. Это недопустимо в рекламе.

                    Клише

К примеру, в рекламе фито-чая «Статус», представленном в газете «Даракчи»(2015 г. 3сент) о продукте говорится: «Для улучшения самочувствия на весь день». Эту фразу слишком много употребляли в рекламных текстах, что это уже потеряло свой эффект.

                    Абстракционизм

Заголовок рекламы электронных тестов «Менинг шаҳрим» представленном в газете «Маърифат» — «Удобно и просто». Это абстрактные прилагательные, их не следует употреблять в рекламных текстах.

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, потребительская реклама, газета, предпринимательская реклама, Народное слово, объявление, издание, реклама товаров, реклама услуг, Узбекистан.


Похожие статьи

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа территории

Формирование финансового результата на примере коммерческих предприятий и его влияние на сотрудников организации

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Необходимость стратегического управления персоналом как фактор жизнеспособности организации в условиях современного рынка (на примере АО «Россельхозбанк»)

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Роль газетного текста в формировании медиаграмотности учащихся колледжей

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Похожие статьи

Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа территории

Формирование финансового результата на примере коммерческих предприятий и его влияние на сотрудников организации

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан)

Необходимость стратегического управления персоналом как фактор жизнеспособности организации в условиях современного рынка (на примере АО «Россельхозбанк»)

Роль системы кадрового менеджмента инновационной организации в управлении развитием персонала

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Роль газетного текста в формировании медиаграмотности учащихся колледжей

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Задать вопрос