Реклама на страницах периодической печати Туркестана в конце XIX — начале XX века (на примере «Туркистон вилоятининг газети») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 26.11.2013

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Холикулова, Ш. Б. Реклама на страницах периодической печати Туркестана в конце XIX — начале XX века (на примере «Туркистон вилоятининг газети») / Ш. Б. Холикулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 770-773. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8353/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье раскрывается проблема появления на страницах периодической печати Туркестана в конце XIX — начале XX века на примере «Туркистон вилоятининг газети», первой газеты на узбекском языке. Автором прослеживается качественные и количественные изменения рекламы через прессу.

Ключевые слова: Туркестан, периодическая печать, газета, реклама, предпринимательство

Появление рекламы [1] имеет давнюю историю. Имеются сведения о том, что в Древней Греции и Риме существовали устные и письменные рекламы и даже товары рекламировались посредством клейма товарного знака. Реклама в ее нынешней форме появилась в США со второй половины XIX в. с созданием рекламных агентсв, деятельность которых приносила им большие доходы. Первоначально письменная реклама выполняла функцию оповещения покупателей о магазине и выставленных в нем продажу товаров. Эта информация передавалось на специально созданных досках объявлений и витринах. Позже реклама обретает форму обращения к потенциальному покупателю через специальные издания. Так, рекламные объявления стали публиковаться в афишах, книгах, журналах, газетах [2, с.299].

В Туркестане первые печатные рекламные объявления появились в 70-е годы XIX в. на страницах первой газеты края “Туркестанские ведомости” — официального органа Туркестанского генерал-губернаторства. В этот же период реклама стала размещаться и на страницах периодического издания “Туркистон вилоятининг газети” [3] — первой газеты в Туркестане, издававшейся в 1870–1883 гг. в качестве приложения к газете «Туркестанские ведомости» периодичностью 2–4 раза в месяц на узбекском и 2 раза в месяц на кыргызском [4] (казахском) языках тиражом 500 экземпляров. С 1872 по 1883 г. редактором газеты был переводчик Туркестанского генерал-губернаторства Шохимардон Ибрагимов, в 1883 г. — Мухаммадхасан Чанышев, с конца 1883 г. по февраль 1917 г. — Н. П. Остроумов. С 30 января 1883 г. “Туркистон вилоятининг газети” стала публиковаться как самостоятельная. В 1885–1901 гг. одна полоса газеты была отведена публикациям на русском языке. Газета имела своих читателей не только в Туркестане, но и в других регионах России, в частности, в Гельсингфорсе, Казани, Кашгаре, Бахчисарае, Москве, Омске, Петербурге.

Через рекламы на страницах «Туркистон вилоятининг газети» читатели в основном ознакомились с научными открытиями и новинками в мире техники. Реклама размещалась на первой и последней страницах газеты. Для привлечения внимания читателей она очень красочно оформлялась, причем в рекламе определенных товаров в течении продолжительного времени использовались иллюстрации, что также порождало любопытство и интерес к рекламируемому товару.

С конца 90-х годов XIX в. на страницах этой газеты стали широко рекламироваться новая техника и технологии, что было необычным явлением в социально-экономической жизни края. В частности, неподдельный интерес рекламы вызывала швейных машин, и пищущих машин, велосипедов, извозчиков [5, с.169]. Например, в № 25 за 1905 г. “Туркистон вилоятининг газети” была помещена реклама о продаже в магазине в Ташкенте велосипеда (на языке местного населения “шайтан арбу”) английского завода “Филит” [6], коляски, производства завода г. Казани,

которую можно было выбрать по каталогу [7].

Как свидетельствует анализ газетного материала, газета давала информацию о товаре и воможности его приобретения не только на территории Туркестанского генерал–губернаторства, но и в других городах через телеграфную службу. Например, в одной их таких реклам, сообщалось о насосе для поливки растений, который можно приобрести со склада г.Баку, причем давался адрес склада и его телеграфный адрес [8].

Реклама вызывала большой интерес у читателей тем, что давла им жизненно важную информацию. Так, например, исходя из того, что в экономической жизни Туркестана большое место занимало сельское хозяйство и большая потребность была в оросительной технике, газета поместила рекламу о водонасосных двигателях, в которой перечислялись достоинства товара и особо подчеркивалось, что такие двигатели могут воспроизводить большое количество воды, работать как на керосине, так и с помощью ветра и воды. Предлагался, выбор их по каталогу, в котором указывались цены на них [9].

Небезызвестно что, реклама газеты была очень своевременна в конце XIX-начале XX в. в Туркестане в связи с развитием хлопководства стала развиваться хлопкообрабатывающая и маслобойная промышленность. “Туркистон вилояти газети” учитывая актуальность этого, разместила рекламу, предлагая предпринимателям края для хлопкообрабатывающой и маслобойной промышленности, технику и технологии зарубежного производства. В рекламе сообщалось, что организация, которая продает технику берет на себя обязательство устройства и обслуживания техники. В частности, в одной из реклам покупателю предлагались прессы для выжимки масла из хлопка, производства г.Магдебурга Германии. Сообщалось, что прессы в употреблении удобны и очень эффективны: за один раз можно выжать 750 пудов семян хлопчатника. Особо оговаривалось, что их приобрести в кредит, а также указывалось цена вместе с установкой 4500 руб.” [10].

В тот период на рынки Туркестана начали проникать известные кампании и организации мира, которые начали рекламировать свои товары. В чмсле их была кампания Зингер, в рекламах которой отмечалось, что их товары можно приобрести не только в Ташкенте, но и в других городах края [11]. На страницах “Туркистон вилояти газети” ташкентский предприниматель Самижон Мулло Зафар угли Азизбоев сообщал о том, что машины этой кампании можно купить в областных отделениях кампании.

“Туркистон вилоятининг газети” рекламировала не только, производственную технику, но и технику для увеселительных целей. Так, читателям предлагались синематографы и указывалось, что они необходимы и для солдат, и для школьников, и для клубов [12].

Следует подчеркнуть, что в конце XIX — начале XX в. газетам разрешалось рекламировать различного вида оружия. В рекламе “Туркистон вилоятининг газети” предлагались винтовки и пистолеты, одежда для охоты, спортивные снаряжения и одежда магазина А. Биткова, известного на всю Европу, который распологался по адресу: Москва, ул. Лубанского, д.8, ориентир: Кузнецкий мост [13].

Эта газета также на своих страницах размещала объявления о купле-продаже недвижимости, а также о кадастре земельных участков. В объявлениях оговоривалось, что желающие получить плановые документы на недвижимость могут обратиться в канцелярию г.Ташкента и приобрести их в статистическом бюро по улице Кашгар с установленной платой [14].

Из реклам, помещенных на страницах газет конца XIX — начала XX в. можем выясняется какого рода книги были востребованы среди населения. Реклама информировала о том, что в книжных магазинах имеются в продаже книги на тюркском, персидском и арабском языках. В частности, предприниматель Самижон Мулло Зафар угли Азизбоев предлагая книги читателям сообщал, что они могут быть доставлены почтой, что в его книжном магазине продаются книги по истории России 1316–1899 гг. И настенный календарь, изданный в Казани, в котором указывалось время совершения намаза и кратко освещались другие религиозные вопросы.        В конце сообщения давались сведения об адресе магазина, цене и почтовой цене [15]. Из газетных реклам становится известным, что учащиеся медресе (высших школ) могли пользоваться не только услугами местных книжных магазинов, но имели возможность покупать через посредников у москвичей-предпринимателей. Например, обеспечивающий необходимыми товарами учебные заведения Ф.Швабе в Москве предлагал свои услуги в деле обеспечения необходимыми учебными программами и другими учебными принадлежностями. Особо отмечалось, что этот предприниматель может обеспечить книгами гимназии, медресе и другие учебные заведения такими книгами, как природоведение, география, математика, геология, рисование, а также книги по этике [16].

Сегодня стала обычной практикой подготовка абитуриентов перед вступительными экзаменами на различных подготовительных курсах. Интересно, что в конце XIX — начале XX в. газеты стали рекламировать подобные подготовительные курсы. В них отмечалось, что у проходившего обучение на таких курсах появится возможность стать студентом медресе [17].

С начала XX в. “Туркистон вилоятининг газети” дает рекламы о европейских музыкальных инструментах, в числе которых были рояль и пианино фабрики Я. Беккер, К. М. Шредер, Оффенбахер, А. Эбберг, Карл Рениш, Ф. Мюльбах, В. Менцель, М. Эриксон, гитары саксонских фабрик, скрипки, граммофоны, парлофоны (усовершенственный вид граммофона), гармони, балалайки [18].

Заметим если в 70-е годы XIX в. через периодическую печать давались объявления о продаже мануфактурных товаров, книг и пр., то с 90-х годов XIX в. расширился список наименований рекламируемых товаров значительно. С начала XX в. состав рекламируемых товаров сильно расширился, стали появляться рекламы различной техники, транспортных средств, музыкальных инструментов. Кроме того, предпринимателями были использованы разные методы рекламы.

Как свидетельствуют результаты исследований, в конце XIX — начале XX в. предприниматели понимали важность рекламы через прессу, четко осознавая, что ее одновременно читает широкая аудитория, а это в свою очередь помогает привлечь внимание покупателей и клиентов и увеличить их число, а следовательно, увеличить свои доходы. Тем более, реклама через “Туркистон вилоятининг газети” приносила больше пользы, так как ее читателями было в основном, местное население, в лице которого было большее число потенциальных покупателей. Практически в тот период газеты служили единственным средством массовой информации. Следует подчеркнуть, что в свою очередь, газета размещая рекламу на своих страницах имела финансовую заинтересованность, пополняя свой бюджет за счет рекламы.

Литература:

1.                  Реклама — объявление о продаваемых товарах и предлагаемых услугах с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качеств товара. (см. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания 1890 года. — Ярославль: Терра, 1992. — С.527).

2.                  Ўзбекистон миллий энциклопедияси. — Тошкент: Ўзбекистон миллий энциклопедияси. 2004.7-жилд, -Б.299.

3.                  См.подробно о газете: Шодмонова С. Туркистон тарихи — матбуот кўзгусида. — Тошкент: Yangi nashr, 2011. — 296 с.

4.                  В исторических источниках царского периода кыргызами назывались казахи, кыргызы — каракыргызами.

5.                  Шодмонова С. Туркистон тарихи — матбуот кўзгусида. — Тошкент: Yangi — nashr, 2011. — Б.169.

6.                  Туркистон вилоятининг газети. — 1905. — № 25.

7.                  Туркистон вилоятининг газети. — 1914. — № 2.

8.                  Туркистон вилоятининг газети. — 1913. — № 87.

9.                  Туркистон вилоятининг газети. — 1914. — № 22.

10.              Туркистон вилоятининг газети. — 1909. — № 14.

11.              Туркистон вилоятининг газети. — 1901. — № 5.

12.              Туркистон вилоятининг газети. — 1916. — № 49.

13.              Туркистон вилоятининг газети. — 1909. — № 56.

14.              Туркистон вилоятининг газети. — 1914. — № 1.

15.              Туркистон вилоятининг газети. — 1899. — № 1.

16.              Туркистон вилоятининг газети. — 1909. — № 68.

17.              Туркистон вилоятининг газети. — 1914. — № 40.

18.              Туркистон вилоятининг газети. 1906, № 44.

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, Туркестан, газета, конец XIX, Казань, Москва, товар, маслобойная промышленность, местное население, Туркестанское генерал-губернаторство.


Похожие статьи

Образ периодической печати на страницах газеты «Туркистон» в 1922–1924 гг.

В данной статье проанализированы проблемы периодической печати, поднимавшиеся в 1922–1924 гг. на страницах газеты «Туркестан». Автором, на основе первоисточников, раскрыт ряд проблем периодической печати 1922–1924 гг.

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности (на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник»)

В статье на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник» исследуется роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности. Автором доказано, что во второй половине XIX века журнал „Основа» стал той с...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв.: историографический обзор

Статья посвящена анализу историографии роли батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв. с современных концептуальных позиций дан обзор дореволюционной, советской и постсоветской историогра...

Важное звено общества

В этой статье речь идёт о социальном статусе женщин в Узбекистане, создаваемых им условиях и об их роли в социально-политической жизни общества. Наряду с этим кратко рассказывается о создании социально-демократической партии Узбекистана «Адолат» и о ...

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Из истории периодики на русском языке в Азербайджане

Статья посвящена исследованию процесса зарождения печатного дела в Азербайджане. Автор анализирует первые печатные органы на русском языке и общественную среду, в которой создавались эти печатные органы.

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Похожие статьи

Образ периодической печати на страницах газеты «Туркистон» в 1922–1924 гг.

В данной статье проанализированы проблемы периодической печати, поднимавшиеся в 1922–1924 гг. на страницах газеты «Туркестан». Автором, на основе первоисточников, раскрыт ряд проблем периодической печати 1922–1924 гг.

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности (на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник»)

В статье на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник» исследуется роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности. Автором доказано, что во второй половине XIX века журнал „Основа» стал той с...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв.: историографический обзор

Статья посвящена анализу историографии роли батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв. с современных концептуальных позиций дан обзор дореволюционной, советской и постсоветской историогра...

Важное звено общества

В этой статье речь идёт о социальном статусе женщин в Узбекистане, создаваемых им условиях и об их роли в социально-политической жизни общества. Наряду с этим кратко рассказывается о создании социально-демократической партии Узбекистана «Адолат» и о ...

«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века

В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...

Из истории периодики на русском языке в Азербайджане

Статья посвящена исследованию процесса зарождения печатного дела в Азербайджане. Автор анализирует первые печатные органы на русском языке и общественную среду, в которой создавались эти печатные органы.

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Задать вопрос