В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элемента и ассимиляционные процессы на территориях национальных окраин Сибири. В результате исследования сибирской печати автор выделил положительные и негативные тенденции «инородческого вопроса».
Ключевые слова : инородцы, история Сибири, сибирские газеты, вымирание, национальные окраины.
Проблема положения и перспектив развития коренных народов Сибири до сих пор остается актуальной. Сформировавшиеся проблемы инородцев стали появляться ещё в XIX веке, поэтому так важно обращаться к истории Сибири. Как сейчас, так и тогда средства массовой информации высказывали общественное мнение населения. Сибирская пресса детально и открыто писала о проблемах местного характера, благодаря своей отдалённости от Европейской России. Особое внимание в сибирской печати был направлен на инородческий вопрос [1]. Данная проблема освещалась в таких периодических изданиях как «Сибирская газета» (1881 – 1888 годы), «Сибирские вопросы» (1905 – 1912), «Сибирская жизнь» (1897 – 1919), «Сибирский наблюдатель» (1901 – 1906), «Молодая Сибирь» (1909 – 1910) и «Томские епархиальные ведомости» (1898–1904) и др. С газетами, как и с другими сибирскими журналами, сотрудничали многие политические ссыльные и представители местной сибирской интеллигенции.
В Российской империи в XIX веке «инородческий вопрос» являлся одним из ключевых аспектов социально-политической действительности. Этот вопрос касался отношений между различными этническими и религиозными группами, населяющих империю. Сибирская печать выделяла проблему вымирания инородцев как основную тему «инородческого вопроса».
Томское еженедельное печатное издательство «Сибирская газета» на страницах своих статей перечисляет народы, которые подвергались вымиранию: исчезли вогулы, омоки, котты, хойданы, шелаги, анюиты, маторы, асаны, аринцы и другие сибирские племена. В конце XIX века близки к исчезновению были остяки, юкагиры, орочоны, чукчи, а буряты ввиду благоприятных географических условий не подверглись вымиранию [2]. Благодаря освещению проблемы в прессе, многих стали интересовать причины вымирания коренного населения. Как мы уже упоминали ранее, редакторами некоторых сибирских изданий были политические ссыльные. Это мешало активному взаимодействию с администрацией региона по «инородческому вопросу». Поэтому во многих сибирских изданиях, авторы статей пытались самостоятельно искать причины вымирания инородцев и пути решения возникшей проблемы.
Сибирская пресса рассматривала «инородческий вопрос» как комплекс причин, по которым происходило уменьшение численности коренного населения Сибири в конце XIX — начале XX в. Одной из таких причин было распространение спиртных напитков [3]. Переселенцы с европейской части Российской империи привозили с собой крепкие напитки, которых у инородцев Сибири ранее не было. Это способствовало ухудшению здоровья населения. Попытка борьбы с этой проблемой виделась в открытии кабаков в выходные и праздничные дни только по вечерам [4].
Другой причиной вымирания инородцев являлись хищнические действия кулаков, когда золотопромышленники выгоняли кочевых инородцев с их традиционных мест обитания [5]. Это приводило к уменьшению свободных территорий для землепользования. Следовательно, кочевые инородцы не могли заниматься таким традиционным промыслом как скотоводство. Вследствие чего постоянная миграция и трудности в пропитании негативно сказывались на жизнеспособности инородцев.
Журнал «Сибирский наблюдатель» отмечал, что в начале XX века, увеличение ссыльного элемента стало приносить коренному населению ущерб, а именно мешало сохранению традиционного уклада жизни [6]. Таким образом, была необходимость в ограждении нежелательной категории граждан от национальных окраин Сибири.
Как отмечалось в отчете об Алтайской духовной миссии за 1902 г., опубликованном в «Томских епархиальных ведомостях», с коренным населением стали селиться самые разнообразные элементы, смешанные между собой: старокрещеные, уже обрусевшие; новокрещеные; русские поселенцы и коренное, еще некрещеное население, ведущие как оседлый, так и кочевой образ жизни» [7]. Всё это способствовало ассимиляционным процессам со стороны инородцев Сибири. Но данную проблему нельзя было решить, так как процессы интеграции когда-нибудь произошли как естественное социокультурное явление.
Таким образом, сибирская печать конца XIX — начала XX в. не только поднимала вопросы о проблемах инородцев, но и искала пути их решения. Негативные тенденции в решении «инородческого вопроса» проявлялись в критики местной администрации. Это мешало средствам массовой информации реализовывать идеи по улучшению уровня жизни инородцев совместными усилиями. А положительным моментом являлось то, сибирские периодические издания поднимали проблему вымирания коренного населения, моделировали позитивный образ инородцев. Общественность, в свою очередь, пыталась помогать изданиям и отправляла в редакцию различную информацию о культурном и экономическом положении инородцев. Благодаря всесторонней заинтересованности, у будущих поколений появилась возможность детально оценить положение дел в национальных окраинах Сибири в конце XIX — начале XX в. Актуальность этого «инородческого вопроса» сохраняется и в современной публицистике XXI века.
Литература:
- Кружалина А. А. Интерпретация «инородческого вопроса» на страницах газеты «Сибирь» и «Сибирской газеты» / А. А. Кружалина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История, 2012. — № 1. — С. 135–143.
- Инородческий вопрос: вымирание сибирских народов // Сиб. газета. — Томск, 1882. — № 41. — С. 990–993.
- Инородцы Туринского округа // Сиб. газета. — Томск, 1883. — № 6. С.147–149.
- Попытка борьбы с кабаками в Алтайском округе // Сиб. газета. — Томск, 1884. — № 50. — С. 1229–1232.
- К инородческому вопросу на Алтае: киргизские кочующие племена // Сиб. газета. — Томск, 1885. — № 6. — С. 140–142.
- Скорняков Н. В. Приангарский край в этнографическом отношении // Сиб. наблюдатель. — Томск, 1901. — Кн. 6. — С. 35–43.
- Лысенко Н. А. Идеал сибирского священника-миссионера в официальных периодических изданиях Русской православной церкви второй половины XIX — начала XX в: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Н. А. Лысенко. — Новосибирск, 2014. — 222 с.