Автор: Инаева Джамиля Джамбулатовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2015

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Инаева Д. Д. Религиозный экстремизм: история и настоящее // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 801-803.



 

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Среди различных религиозных организаций, наибольшей криминогенной опасностью характеризуются тоталитарные религиозные организации, что обуславливается самой их природой, полной непредсказуемостью действий, насаждением фанатизма среди своих сторонников, созданием предпосылок и планированием террористических актов, массовых беспорядков и самоубийств. История подтверждает опасность религиозного фанатизма.

Особо следует обратить внимание на существование внутри Ватикана организации «Опус Дэи» [1, с.47], которая приводит к серьезным разногласиям среди католических священников. Эта организация была создана 2 октября 1928 года испанским католическим священником Хосе Марией Эскрива де Балагером. Основная цель его адептов было достижение святости посредством установления теократического режима в котором Эскрива де Балагер становился пророком. Гражданская война в Испании показалась ему идеальным условием построения католического государства своей мечты. Священник Эскрива стал духовным наставником генерала Франко. Вместе они установили старый принцип «Cujus regio, ejus religio» (какое правительство в государстве, такая и религия в этом государстве).

«Опус Дэи» возложила на себя задачу отбирать и формировать элиты испанской диктатуры для достижения контроля над всей светской властью в стране. Эскрива де Балагер, также оказывал поддержку своими духовными советами всем, кто стремился бороться против коммунизма и желал усилить католическую веру в своей стране. Об этом говорят его близкие отношения с генералом Пиночетом, адмиралом Мериной и генералом Лейгом, которых он считал своими «духовными сыновьями».

Другим направлением деятельности «Опус Дэи» стало распространение своего влияния в Европе. Но оно смогло реализоваться только частично из-за существующей дипломатической изоляции Испании в тот период времени. Апогея своего влияния эта секта достигла в 1978 году. Используя интриги и существующие проблемы в Святой Коллегии, «Опус Дэи» смогла убедить кардиналов избрать Папой одного из своих проповедников архиепископа Кракова Карла Войтылу. Начиная с этого времени, секта «Опус Дэи» смогла направлять деятельность. [2, с.66]

В переводе с латыни «Дело божье» дипломатического аппарата государства Ватикан в своих интересах и осуществлять реорганизацию католической церкви.

Иоанн Павел II назначал в свой кабинет исключительно священников из «Опус Деи» и концентрировал свою деятельность на подавлении любого сопротивления внутри Церкви. Ужесточил контроль за латиноамериканскими священниками, которые разделяли марксистские взгляды и противились клерикальной диктатуре.

Так, в столице Колумбии — Боготе был создан исследовательский центр, а точнее разведывательный орган Ватикана, где собирались все сведения на латиноамериканских священников и верующих, фиксировалась их политическая деятельность. На основании этих данных «эскадронами смерти» в Сальвадоре были убиты отец Игнасио Эллакуриа и монсеньор Оскар Ромеро. Эта организация стала инструментом контроля Ватикана за поместными церквями. Такое предназначение мы находим в прошлом в другой секте, которая господствовала в Испании в шестнадцатом веке и пыталась экспортировать и навязывать свой фанатизм всей Церкви: Управление Святой инквизиции. И, наконец, в качестве примера, приведем канонический процесс в отношении священника Эскрива де Балагера и причисление его к лику святых. Это спровоцировало полемику в Римской Церкви. Все свидетельские показания и высказывания оппозиции по «делу святого» были отклонены, они не были услышаны. [3]

Примеры проявления экстремизма со стороны Римско-католической церкви и других религиозных организаций можно также увидеть в ходе деятельности их отдельных представительств и приходов на территории Российской Федерации. Так, при создании и в процессе изменения структуры религиозных организаций, руководящие органы которых находятся вне пределов Российской Федерации, встречаются попытки руководящих центров и самих религиозных организаций намеренно противопоставить свои внутренние установления российскому законодательству, что преследует, как представляется, в первую очередь политические цели, а также делается для привлечения дополнительных средств западных инвесторов.

Примером такой деятельности явились в свое время действия руководства Ватикана, когда вначале 2002 г. Представителем Святого Престола в России Г. Цуром было заявлено в МИД России об учреждении вместо апостольских администратур — 4-х епархий, что по сути представляло собой не только неуважение к установленному законодательством Российской Федерации порядку регистрации религиозных организаций, но и вмешательство во внутренние дела суверенного государства, так как данное заявление было сделано не представителем Римско-католической Церкви, а представителем иностранного государства, которым является Ватикан Другим примером такого рода является затянувшийся конфликт вокруг государственной перерегистрации Главным управлением Минюста России по г. Москве религиозного объединения «Московское Отделение Армии Спасения» [1, с.234]. Основной причиной отказа в государственной регистрации этой организации явилось нежелание ее руководителей приводить свой внутренний устав в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Историческая ретроспекция проявлений экстремизма в религии позволяет сделать вывод, что экстремизм в религии носит наднациональный характер, он может оказывать негативное влияние на развитие государственных и общественных институтов власти, вызывать дестабилизацию в обществе. Эти сентенции особенно актуализировались сегодня, когда религия и политика все более сращиваются, а религиозные организации все больше выступают как политические субъекты. Так, в настоящее время угрозу духовной безопасности Российской Федерации представляют религиозные экстремистские группы и новые религиозные движения деструктивной направленности. Это: сатанистские и демонические культы («Черный ангел», «Южный крест», «Церковь тьмы»47(Санкт-Петербург), «Орден хранителей смерти»48 (Санкт-Петербург), «Убежище Пана» 49 (Москва) и другие неинтегрированные группы, исповедующие сатанизм); религиозные культы и некоторые религиозные движения восточной или западной направленности («Богородничный центр», Церковь свидетелей Иеговы, Церковь объединения, Церковь последнего завета, Церковь Саентологии, «Мормоны», «Анастасиевцы» и т. д.); — приверженцы основных конфессий, проповедующие в своей деятельности насильственные методы для достижения своих целей («Ваххабиты», «Униаты», и т. д.).

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном на Северном Кавказе. Наибольшая активность исламских экстремистов отмечалась осенью 1991 г. в связи с деятельностью республиканского филиала «Исламской партии возрождения. При рассмотрении состояния форм исламской самоорганизации на Северном Кавказе, обращает на себя внимание наличие ярких признаков внутриисламского конфликта между сторонниками так называемого «чистого ислама» и традиционного тарикатизма сначала в Дагестане, а затем и в Чечне. Дагестанских и чеченских боевиков уместно называть радикальными «ваххабитами», при этом их можно отнести к носителям «маргинального», «экстремистского» исламизма. Как считают некоторые кавказские аналитики, «эта идеология могла распространиться в условиях Северного Кавказа: чрезвычайно полиэтничного, бедного и крайне коррумпированного мусульманского региона в составе христианского государства». [5, с.537].

«Величайшие распри, — отмечает Вольтер, — производят меньше преступлений, чем фанатизм» [6, с.16]. Известно, что фанатично настроенные народы, ведущие захватнические войны, вначале добиваются успеха, но в их внутренней жизни неизбежно наступает период, ведущий к абсолютизму, тоталитаризму, перерастающий в крайний деспотизм, который убивает человеческую душу. Такова была судьба многих государств. Войны, ведущиеся с целью истребления иноверцев, отличались жестокостью и вызывали у воинов самые низменные страсти, разлагающие армию, что, в конечном счете, приводило к ее поражению и развалу государства.

 

Литература:

 

  1.                Бидова Б. Б., Кагерманов А. С. С. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. — 2014. — № 2 (39). — С. 45–48.
  2.                Бидова Б. Б.Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности//Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2012. — № 6. — С. 66–68.
  3.                Пьер де ла Францеска. Опус Дэи — экстремистская организация в католической церкви. Электронный ресурс: http://www.hierarchy.religare.ru/h-cathol-opusdei.html (дата обращения 23.12.2015)
  4.                Запужный А. Г. Право. Религия. Закон. — М.: Научная книга, 2008. 357с.
  5.                Бидова Б. Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 535–537.
  6.                Вольтер Ф. Мысли. — М.: Гослитиздат, 1947. — 381с.
Основные термины (генерируются автоматически): «Опус Дэи», Российской Федерации, религиозных организаций, Северном Кавказе, Хосе Марией Эскрива, Ватикана организации «Опус, секта «Опус Дэи», режима в котором Эскрива, Российской Федерации порядку, пределов Российской Федерации, в отношении священника Эскрива, с законодательством Российской Федерации, деятельности «Опус Дэи», территории Российской Федерации, безопасности Российской Федерации, религиозные движения, тоталитарные религиозные организации, Священник Эскрива, разведывательный орган Ватикана, различных религиозных организаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос