Фашистское государство: идеология и практика
Автор: Егоров Вадим Валерьевич
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)
Статья просмотрена: 7997 раз
Библиографическое описание:
Егоров, В. В. Фашистское государство: идеология и практика / В. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/348/ (дата обращения: 17.12.2024).
Фашизм – важнейшая проблема современной России, зло антиобщественного и антигосударственного масштаба.
Тучи фашизма сгустились над Россией, и вряд ли сегодня кто-то может убедительно оспорить тот факт, что фашистский террор не угрожает благополучию и целостности нашей великой Родины.
Фашизм сумел охватить собой все слои общества, независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса конкретного индивида.
Фашизм угрожает целостности России. Победить его – значит сохранить страну отцов и дедов.
По моему мнению, для того, чтобы победить фашизм необходимо понять его природу, а для этого нужно изучить основы фашистского государства.
Составной частью фашистской идеологии была концепция тоталитарного государства, призванная «обосновать» установление фашизмом узурпации и жёсткой территориальной диктатуры. Фашисты создали жёсткое тоталитарное государство. Ликвидировались все представительные, парламентские формы государственного устройства, был введён полный государственный контроль над всеми сферами общественной и личной жизни граждан, жёстко подавлялись любые оппозиционные выступления граждан, т.е. устанавливалась открытая тоталитарная диктатура. [3, С. 146]
Первостепенная роль государства, провозглашённая фашистами, заключалась в том, чтобы взять на себя претворение в жизнь национального предназначения. Это означает с одной стороны, что государство берёт на себя ответственность, как фактическую, так и духовную, что позволяет ему путём идеологической унификации осуществить полное подчинение общества основному делу нации, а с другой стороны, что государство не может допустить ни малейшего посягательства на единство нации. Фашизм активно поднимает на щит примирение между индивидуумом и государством, но из этого примирения вытекает, как объединительная функция, так и репрессивная.
«Фашизм – провозглашает Муссолини, - тоталитарен, и фашистское государство - синтез и общность всех ценностей, выражает всю жизнь народа, движет его и господствует над его жизнью». [4, C. 67]
Важную особенность фашизма составляет специфика его отношений с народными массами. Он заключается в его способности устанавливать широкие связи, активизировать население в целях эксплуататорского строя. Фашизм – это попытка дать широкий ответ на потребности производственных сил. [5, С. 146]
По мнению М.И. Филатова, идеология фашистского тоталитаризма непосредственно связана с трудами Ф. Ницше. В книге «Нацистские мифы вчера и сегодня. Критика литературно-политических спекуляций нацизма и неонацизма» Филатов указывает: «Ницше в своей идеологии видное место уделял культу силы, «высшего человека», не признающего никакой морали. Ницше проповедовал культ войны. Он учил, что война пробуждает первобытные инстинкты, а жизненное положение, когда врагов много и есть лучшее положение». [8, C.79]
По моему мнению, позиция Ф. Ницше действительно близка духу фашистской идеологии, но в своих трудах Ницше проповедовал культ храбрости, определял характерные черты сверхчеловека и никак не стремился создать фундамент идеологии тоталитарного государства.
«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель. Смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?» [6, C.77, 92]
Для подавления инакомыслящих фашисты создали специальные вооружённые отряды: СА, СС, тайная полиция (гестапо) и т.д. А. Гитлер цинично признавал, что эти отряды создавались для подавления рабочего класса.
Построенное на принципах фюрерства фашистское тоталитарное государство являло собой страшную систему духовного и физического подавления трудящихся, всех демократически настроенных граждан. Фашисты создали специальную систему тоталитарного контроля за всеми сферами жизни людей. Детей же они зачисляли в фашистские организации: «Сыны Волчицы», «Балилла», «Авангардисты» и др. Все, начиная с 6-летних детей, давали клятву служить фашизму до последней капли крови. Подобная политика вела к тоталитарному контролю за поведением и мышлением людей. [3, С. 157]
Фашисты стремились объединить аппарат власти с крупнейшими монополиями. Представители монополий, выступая в качестве руководителей предприятий, занимали ответственные ключевые посты в государстве. В каждом округе страны назначался «доверенный труда», курировавший вопросы, связанные с условиями труда и выплатой заработной платы. [1, C. 122]
По моему мнению, фашистские идеологи активно подавляли волю рабочего класса с целью перенаправить естественное стремление индивида к труду и выработать у него стойкое желание бороться с неким противостоящим классом инородцев. Для этого использовалось желание угнетённого класса освободиться от стесняющих пут и противостоять подавляющему классу, который фашистами рассматривался, как класс инородцев, хотя именно фашистский тоталитарный режим лишил население своих стран демократических прав и свобод.
А. Гитлер считал, что государство – средство, необходимое для того, чтобы вести нацию к достижению её целей.
Б. Муссолини заявлял о высокой роли государства, обеспечивающего организацию нации в политическом, юридическом и экономическом аспектах.
По мнению фашистского идеолога Примо де Ривера, либеральное государство разделяет, в то время как государство должно объединять. Оно разрушает духовное единство нации мажоритарной системой и сеет ненависть и раскол.
По мнению теоретика итальянского фашизма Д. Джентиле, либеральное государство не может осуществлять общую волю, поскольку оно основывается на ложном понимании свободы и противопоставляет свободного человека самому себе, являясь при этом всего лишь посредником, примиряющим интересы.
Осуждение либерального государства и результатов его деятельности приводит к категорическому утверждению, что государству необходимо предоставить неограниченную власть, поскольку именно оно претворяет в жизнь судьбу нации. [4, C. 69 – 72]
Философствующие фашисты: Р. Кронер, П. Глокер, П. Фрайер воспевали тоталитаризм, сильное государство, волю фюрера, требовали строить государство на иерархических принципах, в духе средневековых сословных государств. Они «доказывали», что сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определёнными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом имеет, в сущности, неограниченную власть над подчинёнными ему фюрерами.
Они доказывали, что государство является воплощением расовой, народной общности, общности наций и крови. Утверждали, что единство государства возможно только на основе профессионально-сословного строя, базирующегося на строгом соподчинении сословий и корпораций по рангу и потому, якобы, не знающего никаких классов и классовой борьбы. [3, C. 150, 152]
Фашистский идеолог О. Шпенглер строил «новую концепцию расового интернационализма». По его мнению, «истинный интернационал возможен лишь в результате победы идеи одной расы над всеми другими, а не путем растворения всех точек зрения в едином, бесцветном целом». [2, C. 89]
По мнению, С. Судимана, члена руководства компартии Индонезии, политический режим Индонезии 60 – 70 х. годов XX в. был неофашистским. Вся государственная власть, её институты и учреждения находились в монопольном подчинении военных и прочих реакционных кругов. После 1971 г. проводился роспуск политических партий. Жертвами преследований становились: патриоты, демократы, коммунисты. Преследовались идеалы демократии и гуманизма. Судиман отмечал, что на острове Буру был расположен крупнейший концентрационный лагерь, где томились десятки тысяч коммунистов и демократов, представителей национальной интеллигенции – учёных и писателей. Общее число политических заключённых составляло сотни тысяч. [7, C. 27]
По моему мнению, фашистские идеологи строили государство на началах морального и физического подавления сограждан, направляя волю индивида на служение провозглашённым ценностям фашизма, за которыми, в действительности, стояли интересы буржуазного класса, пришедшего к власти.
Фашистский политический режим, установившийся в Германии и Италии 30 – 40 х. гг. XX в., своей идеологией подавления принёс разрушение и многомиллионные человеческие жертвы странам Евразии.
Общие людские потери достигли 50-55 миллионов человек, на фронтах убито 27 миллионов. Огромные потери понёс СССР – 27 миллионов человек. [9, электронный ресурс]
В историографии Вторая мировая война характеризуется, как борьба свободолюбивых людей против фашизма. [10, электронный ресурс]
По моему мнению, важнейшая задача россиян - недопущение фашистов к власти в нашей стране.
- Литература:
Shumann H.G. Nationalsozialismus und Gewerkshaftsbewegung. Hannover, 1958 S. 122
Spengler О. Politische Schriften. Preussentum und Sozialismus. München, 1933. S. 89.
Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика – М.: Высшая школа, 1985 С.146, 150, 152, 157
Бурдерон Р. «Фашизм идеология и практика»; пер. с фр. Е.Н. Феерштейн М.: Прогресс, 1983 С. 67, 69 - 72
Галкин А.А. Социология неофашизма М.: Наука, 1971 С.146
Ницше Ф. Так говорил Заратустра М.: Мир книги, 2006 С. 77, 92
Печенев В. А. Современный фашизм: его обличие и борьба с ним. Прага: Мир и социализм 1975 С. 27
Филатов М.И. Нацистские мифы вчера и сегодня. Критика литературно-политических спекуляций нацизма и неонацизма Алма-Ата: Казахстан, 1979 С. 79
Википедия. Вторая мировая война http://ru.wikipedia.org/wiki/WW2#.D0.98.D1.82.D0.BE.D0.B3.D0.B8_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B
БСЭ. Вторая мировая война http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вторая%20мировая%20война%201939-1945/