Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне» / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 707-709. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24847/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Пьеса «На дне» была создана Алексеем Максимовичем Горьким на рубеже 1901–1902 гг. Основной темой произведения стала жизнь обитателей ночлежного дома, их отношение к самим себе и обществу. Острота и сложность проблем, рассматриваемых в пьесе, ее критический характер привели к тому, что постановка произведения на сцене вплоть до 1905 г. ограничивалась или запрещалась [1].

Необходимость изучения пьесы М. Горького «На дне» в настоящее время определяется не только тем, что она представляет собой достаточно интересный исторический очерк о социальных процессах в России начала XX в., но и объективными тенденциями в развитии общества. Наиболее важной из этих тенденций является усиливающаяся маргинализация общества, поэтому в социальных науках конца XX-начала XXI вв. достаточно подробно рассматривается проблема социального дна. Термин «социальное дно» (underclass) имеет достаточно широкую сферу применения в социальных науках и публицистике и подразумевает под собой маргинальные социальные группы (бездомные, мигранты, безработные и др.), которые не имеют выраженного статуса в сложившейся системе экономических и социокультурных отношений, а также не принимают общезначимую систему ценностей [6].

Однако, даже принимая во внимание актуальность пьесы М. Горького «На дне» для понимания проблем людей оказавшихся в самом низу социальной лестницы, следует отметить, что обращение к литературному произведению, как средству исследования, является нетрадиционным приемом для социальных наук. Следовательно, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о том, насколько ценным может быть изучение социально-педагогического потенциала пьесы «На дне». Принимая во внимание точку зрения А. В. Мудрика, что социальная педагогика направлена на социальное воспитание человека, продолжающееся в течение всей жизни человека; можно сделать вывод, что обращение к данному произведению может помочь в понимании особенностей процессов социализации и ресоциализации людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [3].

Однако с точки зрения М. А. Галагузовой, в центре внимания социальной педагогики оказываются те процессы и явления, которые связаны с вхождением ребенка в совместную жизнь в обществе. При этом сложность процесса социализации требует, чтобы при его исследовании использовались методы и сведения других отраслей науки, например социологии, поэтому социальная педагогика не может игнорировать те процессы, которые характеризуют жизнь общества в целом, хотя и рассматривает их под собственным особым углом зрения. Данная позиция ограничивает социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне», так как в этом случае она может служить только примером, иллюстрирующим определенные социальные процессы, но не источником сведений о них [4].

Действительно многие исследователи в центр внимания социальной педагогики помещают процесс социализации ребенка, а деятельность социального педагога должна быть направлена на предупреждение и своевременное устранение проблем в протекании этого процесса. Такой точки зрения придерживаются М. А. Галагузова [4], В. И. Загвязинский [5], А. В. Мудрик [3], О. А. Селиванова [5].

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на тесную связь социальной педагогики и социальной работы. В поле зрения последней попадает человек, проблемы которого не позволяют ему стать благополучным членом общества и жить полноценной жизнью. Происхождение этих проблем может быть самым разнообразным, однако их характер сам по себе таков, что человек не может справиться с ними самостоятельно и нуждается в профессиональной помощи. М. А. Галагузова достаточно четко различает сферы деятельности социального педагога и социального работника, однако, у других исследователей, например у А. В. Мудрика, области деятельности данных специалистов могут пересекаться в тех случаях, когда речь идет о проблемах в процессе социализации.

Следовательно, рассмотрев различные точки зрения исследователей на объект социальной педагогики можно сделать вывод о междисциплинарном характере данной науки. Ее направленность на процесс вхождения человека в общество и то, что с ним связано, требует применения достижений педагогики, социологии, социальной работы, психологии и др. отраслей знания. Соответственно, изучение потенциала пьесы

М. Горького «На дне» может представлять определенную ценность для понимания проблем людей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Подводя предварительные итоги можно утверждать, что социально-педагогический потенциал пьесы М. Горького «На дне» заключается в следующем:

                    во-первых, произведение является ценным историческим свидетельством о социальных проблемах людей, проживавших в России до 1917 г.;

                    во-вторых, потенциал пьесы «На дне» заключается в ее воспитательном воздействии, так как она показывает, что отношение к людям независимо от их социального положения должно строиться на принципах гуманизма и с учетом общечеловеческих ценностей;

                    в-третьих, социально-педагогический потенциал произведения М. Горького заключается в том, что оно позволяет получать представление о социальных процессах в маргинальной среде и об отношении людей, принадлежащих к этой среде, к той ситуации, в которой они оказались.

На наш взгляд именно этот аспект социально-педагогического потенциала пьесы представляется наиболее интересным для анализа. Знакомство с произведением показывает, что его герои представляют собой группу людей, которые не могут самостоятельно справиться с имеющимися у них проблемами. Однако, рассматривая ситуацию, в которой оказываются действующие лица, важно иметь в виду то обстоятельство, что они и не стараются данную ситуацию изменить. Их образ жизни является в определенном смысле стихийной формой протеста против социальной несправедливости [6].

Интересно, что состав обитателей ночлежного дома совершенно разнороден по целому ряду признаков (половозрастных, социально-культурных, экономических, конфессиональных и проч.). Их объединяет, прежде всего, общность территории и условий проживания, а также, в отдельных случаях то, что некоторые из них раньше принадлежали к иным социальным группам (Барон, Актер, Сатин и др.). Достаточно сложно дать характеристику данной общности людей, так как действительно прочных отношений между ними, а также какой-либо организационной структуры не наблюдается. В силу этих причин обитателей ночлежного дома нельзя характеризовать ни как коллектив, на как субкультурную или контркультурную общность. В большей степени герои пьесы подпадают под характеристики данные А. В. Мудриком микросоциуму, т. е. высокая степень разнородности социальных характеристик обитателей ночлежки, стихийный характер отношений в группе, общность условий проживания. Однако в понимании А. В. Мудрика микросоциум имеет гораздо большие границы и подразумевает наличие определенной инфраструктуры. Следовательно, характеристика обитателей ночлежки как микросоциума является достаточно условной, хотя в произведении имеются указания на то, что жизнь героев произведения связана с полицейским участком и кабаком, т. е. группа не является полностью изолированной и существует в определенном районе, контактируя с другими его обитателями [3].

Достаточно интересен тот факт, что поведение героев произведения в целом находится в пределах социальной нормы и, хотя в отдельных случаях и проявляется в виде девиаций (пьянство, воровство), но не может быть отнесено к социально опасному. Отношения героев пьесы друг к другу также, по всей видимости, подчиняется стихийно сложившимся нормам, которые хотя и не обозначены явно, тем не менее, существуют, так как на протяжении всего хода повествования между героями не возникает серьезных конфликтов, несмотря на сильную неоднородность состава данной социальной группы. Однако нормы, регулирующие поведение обитателей ночлежного дома, не носят универсального характера, т. е. они далеки от общепринятых и сложились, скорее всего, стихийно [4].

Говоря об особенностях протекания процессов социализации и ресоциализации, можно отметить, что, несмотря на наличие определенных социальных норм и стихийно сложившихся отношений, «вектор социализации» героев пьесы имеет отрицательную направленность. Соответственно и социальное развитие персонажей идет по пути наибольшей маргинализации. Наиболее ярким примером в этом отношении является Андрей Митрич Клещ, который в первом действии говорит «…я — рабочий человек… вылезу… кожу сдеру, а вылезу…», но в последнем действии он подчиняется действию обстоятельств и смиряется со своим положением [2; 894].

Однако большинство героев пьесы сознательно принимают свое положение «бывших» представителей разных социальных групп и отделяют себя от общества в целом. Это проявляется, например, в представлении об общечеловеческих ценностях «честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть».

Интереснее всего в данном произведении представление героев о социальных качествах человека. Оказавшись в сложной жизненной ситуации и изменив свой общественный статус, обитатели ночлежного дома считают, что они, прежде всего, люди, а остальные характеристики (профессия, образование, сословная принадлежность и др.) по большому счету не имеют значения «выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрется…» [2; 896].

Таким образом, рассматривая социально-педагогический потенциал произведения М. Горького «На дне» можно сделать вывод, что представленные в нем идеи достаточно ценны как для социальной педагогики, так и для социальной работы. Пьеса служит не только источником сведений по истории социальной работы в дореволюционной России, но и является воспитательным средством, позволяющим формировать у школьников и студентов гуманное отношение к людям независимо от их социального статуса. Наибольший интерес представляет то, что пьеса помогает лучше понять процессы, происходящие в маргинальных группах, что особенно важно в свете современного интереса к проблемам «социального дна». Основной вывод, который может быть сделан в ходе социально-педагогического анализа произведения, заключается в том, что процесс социализации на разных возрастных этапах требует определенного педагогического сопровождения, так как его стихийной протекание имеет негативные последствия, особенно у людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Также анализ данного произведения позволяет выявить еще один аспект его потенциала. Пьеса может применяться в процессе профессиональной подготовки студентов социально-гуманитарного профиля для развития у них профессиональных компетенций, в частности, способности анализировать текущую социальную ситуацию и ориентироваться в ней.

 

Литература:

 

  1.                На дне // Википедия (Электронный ресурс) // URL https://ru.wikipedia.org/wiki. Дата обращения: 5.11.2015.
  2.                На дне // Горький, М. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1986, — С.890–951.
  3.                Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. -7-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 224 с.
  4.                Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  5.                Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 405 с.
  6.                Смурага, Д.А., Золотухина, О. Ю. Тема социального дна в пьесе М. Горького «На дне» и очерке Дж. Лондона «Люди бездны» // Язык и социальная динамика 2001, № 11–2 - С. 131–133.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная педагогика, сложная жизненная ситуация, социальная работа, социально-педагогический потенциал пьесы, день, процесс, источник сведений, понимание проблем людей, социально-педагогический потенциал произведения, социальный педагог.


Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в профильном классе

Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи»

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы

Мифологические и фольклорные истоки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Формирование умений и навыков рецепции студентов при изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в профильном классе

Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

Художественное своеобразие исторического романа А. Айдамирова «Долгие ночи»

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Лирический цикл О. Седаковой «Китайское путешествие» в контексте исторической поэтики

Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы

Мифологические и фольклорные истоки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Формирование умений и навыков рецепции студентов при изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Задать вопрос