Рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, Д. А. Рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками / Д. А. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1100-1101. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24298/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Воспитание подростка — сложный процесс. Подросток — формирующаяся личность. Б.Г. Ананьев приводит возрастную периодизацию, принятую «на одном из международных симпозиумов»: с 13 до 16 лет у мальчиков, с 12 до 15 лет у девочек [1 с. 125]. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он попадает, вызывают различное отношение к людям, их деятельности, самому себе. В поведении подростка неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. Они проявляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие своего ребёнка, что часто ведёт к резким переходам от одного стиля воспитания к другому. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом, по мнению Р. Бернса, одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции» ребенка. Например, если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет воспринимать себя. Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит лестный отзыв [3, с. 324].

Давай те подумаем, почему же подростки бывают грубыми?

Подростки становятся грубыми, чтобы:

  1.                Получить недостающее им внимание родителей –неважно, положительное или отрицательное.

                    В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.

                    В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребёнка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.

  1.                Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью, самоутвердиться и уважать себя.

Подростки становятся трудными в результате того, что:

  1.                Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
  2.                Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат» и «питают» его; в семье царят холодновато — вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
  3.                Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
  4.                Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.

Подростки становятся трудными, потому что:

  1.                Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.
  2.                В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
  3.                Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат» и «кормят» ребёнка, наивно надеясь, что его воспитает «школа», «жизнь», «государство»…

Подростки становятся «трудными», после того как:

  1.                Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет нормального с ним общения.
  2.                Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с папой», «только с мамой», «только с бабушкой» и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.

Что делать родителям?

                    Помните ли Вы себя в подростковом возрасте? Вспомните, каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир! -Вспомните, как много делали просто «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отца, учителей.

                    Вам казалось, что вас никто –никто не понимает. Забывая о том, какими были мы сами, с какими проблемами сталкивались и как остро всё переживали, мы не сможем понять собственных детей.

                    В подростковом возрасте нашим детям понимание нужно как никогда..

Разберитесь с правами и обязанностями.

                    Ваш контроль преподносите как заботу.

                    Не критикуйте подростка в присутствии других.

                    Не бойтесь признаваться в своих ошибках.

                    Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение с ребёнком.

                    В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего.

                    Обязательно обсуждайте с детьми актуальные темы.

                    Старайтесь смотреть на мир с его позиции.

                    Поддерживайте ровные отношения с его друзьями.

                    Пусть они приходят в Ваш дом, только Вы сможете как то влиять на происходящее.

                    Учите собственным примером.

                    Сотрудничайте с учителями.

                    Выход из этой ситуации для родителей –не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае.

                    —Разговаривайте с подростком о наркотиках. Доверяйте своему ребёнку.

                    Не оскорбляйте ребёнка недоверием.

                    Постарайтесь терпимо относиться к отрицанию. Отрицание это не всегда плохо. Любой подросток, выражает собственное «Я». Очень хорошо, если у подростка не будет сомнений, что Вы понимаете, что с ним происходит.

 

Литература:

 

  1.                Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов — М. Высшая школа — 1984 г. — 540 с.
  2.                Крайг Г., Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», — 2000. — 752 с.
  3.                Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, — 2003. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, подросток, подростковый возраст, ребенок.


Задать вопрос