Проводимые в стране преобразования и реформы привели к повышению роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне местных сообществ имеются разнообразные потенциальные возможности для экономического роста и социального развития. Однако их использование невозможно без создания эффективной системы муниципального управления, способной формировать и реализовывать динамичную экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку. В силу ограниченности ресурсов на местном уровне среди основных видов экономической политики приоритетное место занимает инвестиционная политика. Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории местного сообщества, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, на повышение уровня жизни населения [4].
Методологически воснову формирования современной инвестиционной политики должен быть положен системный подход, позволяющий успешно решать стратегические задачи развития муниципальных образований и использовать рыночные регуляторы. Системный подход к формированию инвестиционной политики предполагает: [1].
разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости;
детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.
Инвестиционная политика муниципального образования требует разработки как системы прямых мер и механизмов поиска инвестиций на реализацию приоритетов местной социально-экономической политики, так и совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестиционной деятельности. Это требует координации и взаимодействия усилий государственных и муниципальных органов власти, других хозяйствующих субъектов.
Разработка инвестиционной политики, формирование механизмов управления ее реализацией и освоение конкретных методов и инструментов управления специалистами органов местного самоуправления — ключевые направления, которые повышают инвестиционную привлекательность и активизируют инвестиционную деятельность в конкретном муниципальном образовании.
Качество разрабатываемой инвестиционной политики в значительной мере зависит от соблюдения следующих условий и требований:
социальная ориентация инвестиций, что предполагает приоритет социально значимых проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств, главенство социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов и включения их в инвестиционную программу;
ориентация инвестиций на максимальное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в области инвестиционной деятельности;
комплексное обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории местного сообщества, в частности путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные и социально значимые проекты;
оптимальное использование заемных ресурсов при формировании инвестиционных программ;
более широкое использование практики совместного (долевого) финансирования инвестиционных проектов;
обеспечение инвесторам равных прав;
формирование профессиональной и мотивированной команды, способной осуществить разработку эффективной инвестиционной политики и обеспечить ее реализацию и управление;
обеспечение высокой степени достоверности информации, используемой для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;
достаточная обеспеченность природными, демографическими, производственными, финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления инвестиционной политики.
Успешная реализация приоритетов социально-экономического развития муниципального образования требует создания эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью на его территории. Под механизмом управления инвестиционной деятельностью понимается совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества [5].
Содержательно такой механизм состоит из следующих структурных блоков:
ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;
нормативно-правовой блок;
методическое обеспечение;
информационный комплекс;
организационное обеспечение управления инвестиционным процессом.
Отметим ещё раз, что сегодня одним из условий динамичного социально-экономического развития территории муниципальных образований является активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционное развитие территории становится одной из основных задач органов власти при решении проблем повышения уровня и качества жизни населения. Они обладают реальными возможностями влиять на инвестиционный климат территории, прежде всего, путём создания современной инвестиционной инфраструктуры и улучшения имиджа территории, совершенствования механизмов разработки и реализации инвестиционной политики.
Сложность оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики по улучшению инвестиционного климата состоит, с одной стороны, в большом и разнообразном наборе таких механизмов, а с другой — в необходимости учёта их влияния на систему критериев и целевых показателей. В этих условиях с целью повышения достоверности экспертных оценок рекомендуется использовать метод расстановки приоритетов [3]. Сущность метода заключается в определении комплексного показателя приоритетности каждого из рассматриваемых механизмов. В проведённом нами исследовании рассматривались:
1) укрепление финансовой экономической базы муниципального образования;
2) создание благоприятной для инвестиций административной среды;
3) совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами;
4) формирование и совершенствование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
5) создание благоприятных для инвесторов инфраструктуры и тарифных условий;
6) налоговое стимулирование инвестиций;
7) кадровое обеспечение инвестиций;
8) стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
9) обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств;
10) повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью.
Критериями определения приоритетности механизмов были приняты: 1) экономические цели; 2) социальные цели; 3) инновационно-технические цели.
Обобщённые результаты экспертной оценки приоритетности механизмов формирования и реализации инвестиционной политики показали, что самые высокие показатели приоритетности имеют следующие механизмы: создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий (0,1216); создание благоприятной для инвестиций административной среды (0,1195); кадровое обеспечение инвестиций (0,1102); совершенствование механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами (0,1150); повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью (0,1082). Следует отметить, что с позиций экономических целей высокий приоритет имеет также укрепление финансово-экономической базы муниципального образования.
Практика показывает, что эффективным инструментом решения задач является инвестиционный паспорт, который представляет собой комплексный информационный бюллетень, содержащий данные об инвестиционном климате на территории муниципального образования. Он предназначен для широкого распространения среди потенциальных инвесторов и разрабатывается с целью создания благоприятного инвестиционного климата и развития территории за счёт обеспечения необходимых условий для инвестирования, а также минимизации инвестиционных рисков.
Паспорт должен обеспечивать баланс интересов всех участников инвестиционной деятельности. Из этого вытекает требование объективности комплексной оценки эффективности использования привлекаемых инвестиций. Объёмы привлекаемых инвестиций и их рост должны рассматриваться с учетом последствий для социально-экономической, экологической и научно-технической перспективы развития хозяйственной системы.
Ключевое место в организационном обеспечении управления инвестиционным процессом занимает система методов стимулирования инвестиционной деятельности. Метод рассматривается как совокупность приемов и способов воздействия органов муниципальной власти на инвестиционный процесс для достижения целей его комплексного социально-экономического развития. Важным требованием отбора методов является их адекватность современному состоянию системы местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Это требует их систематизации и упорядочения. В специальной литературе по управлению инвестиционной деятельностью предлагается большой набор признаков, которые могут быть положены в основу классификации методов. Среди них, по нашему мнению, наиболее значимыми являются: 1) характер управленческих воздействий; 2) виды регулирующих инструментов воздействия.
С позиций регулирующих инструментов различают следующие группы методов:
- Административные методы — это совокупность приемов и способов прямого воздействия на функционирование хозяйствующих субъектов, участвующих в инвестиционном процессе. Их отличает четкая адресность управленческих воздействий, обязательность выполнения. Невыполнение рассматривается как прямое нарушение условий осуществления инвестиционной деятельности и влечет за собой конкретные последствия. Административные методы требуют дополнительных материальных стимулов для их реализации, в значительной мере ограничивают свободу экономического выбора субъектов инвестиционной деятельности или вовсе исключают ее.
- Экономические методы представляют собой управленческое воздействие через экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли владельцев, распорядителей или пользователей инвестиционных ресурсов. Они дают свободу выбора при принятии решений хозяйствующим субъектам и позволяют создавать благоприятные условия для согласования частных интересов с интересами местного сообщества. По своему содержания экономические методы могут быть методами прямого и косвенного воздействия.
- Институциональные методы заключаются в создании и развитии институтов, необходимых для инвестиционной деятельности и обеспечения соблюдения баланса интересов всех её участников. В качестве примера можно назвать: создание структур в администрации муниципального образования, осуществляющих мониторинг социально-экономического развития территории, разработку концепции инвестиционной политики; формирование инфраструктуры инвестиционного рынка на уровне муниципального образования; создание центров, способствующих распространению информации о социально-экономическом развитии и привлечению инвестиций на территорию муниципального образования.
- Методы социального партнерства построены на использовании стимулирующих факторов и имеют целью обеспечить согласование интересов всех субъектов инвестиционной деятельности. Их умелое использование позволяет существенно повысить отдачу от вложенных инвестиций.
В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания необходимых условий рекомендуется разработка стандартов деятельности органов местного самоуправления по формированию благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Его внедрение позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов власти и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций.
Совершенствование механизмов формирования и реализации инвестиционной политики рассматривались нами на материалах муниципального образования «Город Волгодонск». Для разработки рекомендаций и мероприятий повышения инвестиционной привлекательности были выбраны следующие механизмы:
- Создание привлекательной для инвесторов инфраструктуры и благоприятных тарифных условий. Работа по этому направлению должна включать:
создание подготовленных «промышленных площадок», проведение комплексных землеустроительных работ, регистрацию прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иные условия ведения бизнеса резидентами парков, привлечение в качестве их разработчиков и организаторов организаций с успешным опытом в этой сфере;
разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета муниципального образования;
стимулирование операторов индустриальных и технологических парков;
создание офисной, транспортной и социальной инфраструктуры инвестиционной деятельности;
упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на их присоединение.
- Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Это может быть реализовано через следующие мероприятия:
проведение аудита административных процедур и функций органов муниципальной власти с целью улучшения их структуры, разработка «Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климат в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Стандарт должен обеспечить формирование системы предоставления муниципальных услуг в этой сфере, информатизацию процедур предоставления этих услуг и контроля их качества, ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления муниципальных услуг;
обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия с руководством муниципального образования по решению проблем и вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности;
разработка нормативных правовых актов, устанавливающих гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам и др.
- Повышение качества организационно-методического обеспечения управления инвестиционной деятельностью. Наряду с обязательными для исполнения законодательными актами и нормами, должен формироваться комплекс методических указаний и материалов по вопросам организации инвестиционной деятельности. Эти материалы должны носить рекомендательный характер, их целью является установление единых понятий, принципов оценки, техники расчётов и методических подходов к определению эффективности проектов, адаптации их к действующим технологическим, экономическим, градостроительным и другим стандартам.
Рассматривая инвестиции как ресурс, важно отметить, что как всякий производственный ресурс, они ограничены. Такая ограниченность порождает конкуренцию, и муниципальному образованию необходимы определённые конкурентные преимущества. Результативность работы в этом направлении определяет, в конечном счёте, инвестиционную привлекательность территории. В формировании такого привлекательного образа и разработке механизмов оценки инвестиционных проектов важная роль принадлежит инвестиционному маркетингу. Создание специальной маркетинговой службы в структуре местной администрации является непременным условием повышения эффективности данного вида деятельности. Основой функционирования такой структуры должна стать тщательно проработанная система привлечения инвестиций.
Современный этап становления экономики муниципальных образований характеризуется необходимостью активизации предпринимательской деятельности как одного из важнейших условий повышения темпов социально-экономического развития. Бизнес обеспечивает наполнение бюджета, создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупного предприятия сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Это требует разработки научно-обоснованных инструментов, использование которых позволит найти резервы увеличения потенциала предпринимательства прежде всего за счет интенсификации инвестиционных процессов, стимулирования направленности бизнеса на социально-экономическое развитие территории.
Для поддержания нормального функционирования такого сложного механизма как муниципальное хозяйство и для обеспечения его динамичного развития кроме инвестиций требуются современные технологии управления и общественная инициатива. Практика показывает, что надежным инструментом обеспечения долгосрочного и поступательного развития инвестиционного потенциала является применение программно-целевых методов. Они позволяют органически соединить функцию планирования с рыночным саморегулированием экономики. Методический аппарат разработки инвестиционных программ включает методы системного анализа, исследование операций, экономического анализа и прогнозирования, экономико-математические и экономико-статистические методы, экспертные оценки, процедуры экономического обоснования и принятия решений. Обязательным при разработке всех программ является учёт уровня неопределённости и существующей возможности применения вариантных подходов, творческой инициативы со стороны разработчиков.
Механизм отбор проблем для программной разработки должен определяться следующими факторами: значимость проблемы; необходимость поддержки муниципальных структур в силу невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма; принципиальная новизна и высокая эффективность научно-технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства; необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств.
Литература:
- Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В. И. Шейна. — М., 2010. с. 118.
- Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. — Изд. 2-е,перераб. и доп. — Ростов н/Д, 2013.
- Попов В. М., Кузнецова И. М. Системный анализ в исследовании и управлении социально-экономическими процессами. Монография. — Ростов н/Д. Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. с. 325.
- Саак А. Э., Колгина О. А. Инвестиционная политика муниципального образования. — СПб., 2010. с. 150.
- Саак А. Э., Колгина О. А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4.