Транспортные предприятия занимают важное место в муниципальном хозяйстве, так как бесперебойное развитие последнего и удовлетворение потребностей населения в перевозках зависят от уровня технического состояния и эффективности работы автомобильного и других видов транспорта.
Большую долю в общем количестве транспортных предприятий в муниципальном хозяйстве занимают автомобильные предприятия, продукцией которых является перемещение готовых продуктов из сферы производства в сферу обращения или перемещение людей. Помимо этого, автотранспортные предприятия обладают производственными и технологическими особенностями, к которым можно отнести следующее. [2]
Во-первых, то, что на автомобильном транспорте процесс производства и реализации продукции слиты воедино, из чего вытекает, что транспортную продукцию нельзя накапливать или резервировать, как это делается во многих других сферах материального производства.
Во-вторых, стоимость перевозки груза автомобильным транспортом добавляется к стоимости производства этого груза, и на перемещение затрачивается труд работников, занятых в автомобильном транспорте.
В-третьих, в структуре расходов на производство транспортной продукции отсутствуют затраты на сырье, используются лишь топливо, вспомогательные и горюче-смазочные материалы.
Большинство автотранспортных предприятий организуется в виде муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, что подтверждает статистика количества унитарных предприятий по способу образования в г. Красноярске по состоянию на 13.07.15 (таблица 1). [5]
Таблица 1
Распределение унитарных предприятий по способу образования вг. Красноярске
Количество муниципальных унитарных предприятий |
||
основанные на праве оперативного управления |
9 |
3 % |
основанные на праве хозяйственного ведения |
307 |
97 % |
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года (в ред. от 31.01.2016).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. [3]
На рисунке 1 представлено различие муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления
Рис. 1. Различие муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления
Однако различия между муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления на этом не заканчиваются. В таблице 2 систематизированы все характерные особенности муниципальных предприятий, созданных на различных способах управления имущества. [4]
Таблица 2
Характеристика права хозяйственного ведения иоперативного управления
Критерии |
Право хозяйственного ведения |
Право оперативного управления |
Способ создания |
Создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления |
Образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности |
Учредительный документ |
Устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который возложена координация и регулирование деятельности |
Устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления |
Распоряжение имуществом предприятия |
Предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом. Без согласия собственника оно не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом. |
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Собственник вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. |
Ответственность собственника по долгам предприятия |
Собственник имущества не отвечает по долгам предприятия. Если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником имущества, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам |
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. |
Право собственника на получение прибыли |
Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, порядок, размер и сроки оплаты которой определяет собственник. |
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяет собственник. |
Исходя из представленных данных наглядно видно, что несомненным достоинством повышения оперативности работы муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения является право распоряжения движимым имуществом без согласия собственника, то есть муниципалитета.
Из 44 индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий, специализирующихся на пассажирских перевозках в г. Красноярске — 3 предприятия являются муниципальными (МАТП). [5]
В таблице 3 представлены способы управления имуществом МАТП г. Красноярска.
Таблица 3
Способы управления имуществом муниципальных автотранспортных предприятий г. Красноярска
№п/п |
Предприятие |
Способ управления имуществом |
1 |
КПАТП № 2 |
Право хозяйственного ведения |
2 |
КПАТП № 5 |
Право хозяйственного ведения |
3 |
КПАТП № 7 |
Право хозяйственного ведения |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что способ управления муниципальным имуществом, основанным на хозяйственном ведении, является более предпочтительным для МАТП г. Красноярска, вследствие тех преимуществ, которые были указаны выше.
Литература:
- Белокрылова О. С., Дубская О. С. Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ / О. С. Белокрылова, О. С. Дубская. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2012. — 192 с.
- Петрикова Е. М., Корзина Е. А. — Возможности региональных и местных бюджетов по реализации проектов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит — 2011г. № 25 С.
- Казакова Н. А., Федченко Е. А. Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013 г. № 3 С.
- Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/budjet-site-dok.html
- Официальный сайт Администрации г. Красноярска, Муниципальные транспортные услуги. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/administration/singlewindow/Pages/situations.aspx