В данной статье авторы анализируют значение психического здоровья для несовершеннолетних и предлагают конкретные пути его укрепления.
Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, мотивация, личность, превенция.
Здоровье — это важнейшая витальная категория, характеризующая физическое, психическое и социальное благополучие человека. В контексте нашего исследования, мы анализируем психическое здоровье индивида, как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, а также может противостоять жизненным проблемам и стрессам без ущерба для своей психики. Дети и подростки, находящиеся в условиях микросоциального конфликта в школе и дома, входят в группу риска по срыву процессов высшей нервной деятельности (ВНД) и попадания в когорту психически уязвимых страт населения. На наш взгляд, задача родителей и педагогов — позаботиться о состоянии эмоционального, физического, психического и социального благополучия ребенка. Сделать это можно только через познание личности растущего человека, его способностей, возможностей и принятие его таким, какой он есть.
Нам представляется, что в этом направлении большую помощь могут оказать труды А. Маслоу, в частности, его исследование мотивации личности. Мы разделяем постулат ученого в том, что мотивы бывают у человека в целом, а не у какой-то его отдельной части. Исходя из этого, родители и педагоги должны уделять внимание роли удовлетворения потребностей в формировании характера ребенка. В работе ученого доказано, что здоровым людям свойственны способность любить и быть любимыми, взаимная забота и ответственность, внутренняя гармония и гомеостаз, жизнерадостность. При возникновении у ребенка психической дисгармонии, наступает хаос и путаница иерархии мотивов и потребностей. Ребенок может уйти в себя, замкнуться, а длительная депрессия достаточно часто приводит к суициду. Схематическое представление Маслоу о психическом здоровье заключается в том, что он трактует здорового человека как счастливого, живущего в гармонии самим с собой, не ощущающего внутреннего разлада, при необходимости защищающегося, но первым ни на кого не нападающего.
Чрезвычайно важными утверждениями ученого, мы считаем его подход к классификации основных потребностей: физиологических, потребности в безопасности, потребности в заботе и любви, потребности в уважении, потребности в самодетерминации и самореализации. Мы убеждены, что человек погибает не только при нереализации первичных, но и при неудовлетворении вторичных потребностей. Учеба, как основной труд ребенка, его занятость тем видом деятельности, который приносит ему выработку эндорфинов, а следовательно, массу позитивных эмоций, являются важными средствами сохранения физического и психического здоровья.
Неумолимая статистика ВОЗ констатирует, что более 1 % населения Земли страдает шизофрений, а в 33 % случаев дебют этого заболевания приходится на подростковый возраст. Зададимся вопросом: отчего же происходит сшибка процессов ВНД в данном возрасте?
Как известно, пубертат — возрастной криз характеризуется перестройкой деятельности эндокринных желез и типичным метаморфозом, детерминированным изменением уровня половых гормонов подростков. Социальный статус подростка также претерпевает изменения. К нему предъявляются большие требования, в связи с обучением в старших классах или в связи с приобретением специальности. Меняется поведение подростков, возникают конфликты с родителями, учителями, появляются реакции протеста против опеки родителей, делаются попытки самоутвердиться в жизни. Подростки становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам. В следствии этого — в данный период могут возникать невротические и психопатические реакции, а также эндогенные заболевания.
На наш взгляд, превентивную работу необходимо начинать уже в пренатальный период, посещая на дому беременных женщин и объясняя им не только тактику поведения во время родов, но и дальнейшее сопровождение ребенка в плане охраны его психического здоровья. Лишенный эмоционального тепла и ласки, депривированный ребенок очень уязвим, особенно это касается отчуждения его самым близким человеком — матерью. Большую роль играют программы, направленные на укрепление психического здоровья детей в школах. Они включают профилактику дидактогенных неврозов, фрустрации, педагогической и социальной запущенности. Все мы индивидуальны, и задача родителей и педагогов сделать жизнь детей счастливой. Все институты воспитания и образования должны четко представлять себе, что мы в ответе за тех, кого учим и воспитываем. А это значит, что любой человек, независимо от особенностей внешности, способностей, возможностей должен найти свою социальную нишу в нашем непростом мире и реализоваться как личность. Кроме того, нам бы хотелось обратить внимание родителей и всех социальных структур, которые работают с несовершеннолетними о формировании и развитии у детей социального иммунитета и социальной закаленности. Это означает, что ребенок должен войти в жизнь, будучи готовым к преодолению тех непростых ситуаций, которые могут возникнуть на его жизненном пути и при этом он должен сказать «нет» всем деструктивным структурам, которые попытаются его вовлечь в различные формы девиантного и делинквентного поведения. Нравственная и социальная устойчивость — это залог не только успешной социализации, но и приоритетного направления профилактики психической дисгармонии и патологии.
Литература:
- Маслоу Абрахам «Мотивация и личность». — 3-e изд. Пер. с англ. Издательство: СПб. С. 352.