Городские округа обладают высокой плотностью населения и сложным градообразующим инфраструктурным комплексом, что делает проблему градостроительной деятельности на данных территориях достаточно острой, поскольку планирование развития территорий является одним из важнейших факторов социально-экономического развития города.
Система управления градостроительным развитием городских территорий может быть признана эффективной только при наличии следующих условий (рисунок 1):
Рис. 1. Условия, обеспечивающие эффективность системы управления градостроительным развитием городского округа
Если первые четыре условия, как правило, уже обеспечены в большинстве городских округов, то последнее условие — использование всех территорий городского округа с целью социально-экономического развития города обеспечивается не всегда и не везде, в то время как, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), подготовка документов территориального планирования должна осуществляться на основании стратегических документов планирования социально-экономического развития регионального и муниципального уровней. Иными словами, территории общего пользования муниципального образования должны способствовать повышению качества городской среды и улучшению предпринимательского климата муниципального образования, а земельные участки приватного назначения должны максимально обеспечивать доходную часть муниципального бюджета за счёт налоговых и арендных платежей.
Указанные выше условия формируются в ходе деятельности самой системы управления градостроительным развитием территории города, включающей в себя четыре основных компонента: 1) нормативно-правовое обеспечение деятельности; 2) градостроительная документация и иные документы планирования градостроительного развития городского округа (информационные ресурсы), обеспечивающие градостроительную деятельность; 3) структура органов управления градостроительной деятельностью; 4) информационно-техническое обеспечение процессов градостроительной деятельности.
Рассмотрим структуру органов, уполномоченных на регулирование градостроительной в контексте предоставления муниципальных услуг и исполнения функций при организации градостроительной деятельности на примере городского округа г.Нефтекамск.
Предоставление муниципальных услуг в области градостроительства в должно осуществляться в соответствии с требованиями, утвержденными административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующих процесс предоставления услуг. Кроме того, для регламентации предоставления услуг в области градостроительства должны разрабатываться технологические инструкции, которые позволяют специалистам без опыта работы быстрее адаптироваться на рабочем месте, а также обязывают всех сотрудников придерживаться методологии оказания услуг.
В таблице 1 представлены муниципальные услуги и регламентирующие их документы в городском округе г.Нефтекамск Республики Башкортостан.
 
Таблица 1
Муниципальные услуги (функции) и регламентирующие их документы в городском округе г. Нефтекамск
Наименование услуги (функции) |
Наименование уполномоченного структурного подразделения |
Административный регламент, опубликованный на сайте Администрации |
1. Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства |
Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 29.06.2012 № 2394 |
2. Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 25.07.2012 № 2843 |
|
3. Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 11.07.2011 № 2611 |
|
4. Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 17.05.2012 № 1645 |
|
5. Предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности |
Отдел по общим вопросам МБУ «Управление архитектуры и градостроительства ГО г. Нефтекамск (далее — МБУ «УАиГ») |
Регламента нет |
6. Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории ГО г. Нефтекамск РБ |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 20.12.2013 № 4872 |
|
7. Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков |
Геодезический сектор МБУ «УАиГ» |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 31.12.2013 № 5298 |
8. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Нефтекамск |
Глава Администрации ГО г.Нефтекамск |
Не опубликован |
9. Согласование размещения средств информационного оформления на территории ГО г. Нефтекамск РБ |
Отдел по общим вопросам МБУ «УАиГ» |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 20.12.2013 № 4874 |
10. Согласование размещения малых архитектурных форм на территории городского округа г. Нефтекамск |
Отдел по перспективному развитию города МБУ «УАиГ» |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 27.11.2013 № 4519 |
11. Согласование паспорта цветового решения фасада жилого и нежилого объекта |
Отдел по общим вопросам МБУ «УАиГ» |
Постановление Администрации ГО г. Нефтекамск от 27.11.2013 № 4518 |
12. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства |
Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск |
Регламента нет |
13. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства |
Сектор капитального строительства Администрации ГО г. Нефтекамск |
Регламента нет |
14. Присвоение адреса объекту недвижимости |
Отдел по перспективному развитию города МБУ «УАиГ» |
Постановление Администрации ГО г.Нефтекамск от 31.12.2013 № 5153 |
15. Подготовка и согласование документации по планировке территорий |
МБУ «УАиГ» |
Регламента нет |
Анализ представленных выше данных показывает, что предоставление услуг и исполнение функций в области градостроительства в городском округе г.Нефтекамск не всегда осуществляется с соблюдением регламентированных порядков, а информация об услугах и функциях, в том числе утвержденные административные регламенты, лишь частично опубликована на официальном сайте администрации г. Нефтекамск, а также на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан (http://pgu.bashkortostan.ru) и едином портале государственных и муниципальных услуг. Так, на портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан предоставлена информация и возможность электронной подачи заявлений на предоставление только в отношении таких услуг, как:
выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;
принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение;
прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков;
согласование размещения малых архитектурных форм на территории городского округа г. Нефтекамск;
согласование паспорта цветового решения фасада жилого и нежилого объекта.
Возможность подачи заявлений на предоставление иных муниципальных услуг в области градостроительства в электронной форме с использованием ресурсов сети Интернет в городском округе г.Нефтекамск отсутствует. За предоставлением данных услуг заявители обращаются непосредственно в структурные подразделения непосредственно Администрации городского округа г. Нефтекамск или структурные подразделения МБУ «Управление архитектуры и градостроительства» городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (далее — МБУ «УАиГ»). Подобное состояние дел при оказании муниципальных услуг в области градостроительства характерно для всех малых городов Республики Башкортостан.
В то же время справедливости ради отметим, что и подразделения Администрации городского округа г. Нефтекамск и структурные подразделения МБУ «УАиГ» имеют все условия для осуществления приема заявителей, исключающих очереди. Во избежание излишних отказов в предоставлении услуги в связи с формальным несоответствием документов, сотрудниками структурных подразделений достаточно часто предоставляется неотраженная в административном регламенте услуга по предварительной проверке документов заявителя.
Несмотря на то, что в Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ» установлена единая система электронного документооборота, технологическая инфраструктура межведомственного взаимодействия между ними не отлажена, и преобладает преимущественно неформальный информационный обмен на основе передачи данных на сменных носителях или в локальных сетевых папках.
В МБУ «УАиГ» внедрена автоматизированная ИСОГД, в которой реализовано ведение реестров объектов и документов, а также автоматизированы и реализованы процессы предоставления муниципальных услуг и функций. Однако на настоящий момент, данная ИСОГД используется недостаточно неэффективно, поскольку карточки объектов и регистрация документов в МБУ «УАиГ» по-прежнему проводится вручную из-за недостаточной квалификации специалистов и в связи отсутствия приказа начальника МБУ «УАиГ» об осуществлении деятельности муниципальными служащими в электронной форме. Существующий процесс предоставления муниципальной услуг в области градостроительства в городском округе г.Нефтекамск представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Описание существующего процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в МБУ «УАиГ» городского округа г. Нефтекамск
В то же время сегодня современный процесс предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций выглядит следующим образом (рисунок 3).
Рис. 3. Описание современного процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в электронной форме
Для осуществления процесса предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в электронной форме в МБУ «УАиГ» необходимо утвердить технологические инструкции, представляющие собой описание порядка бизнес-процессов при предоставлении муниципальных услуг и исполнении функций в электронной форме с использованием автоматизированной ИСОГД.
С целью повышения эффективности и сокращения объема процедур в ходе предоставления услуг и исполнения функций специалистами уполномоченных структурных подразделений, в г.Нефтекамск был открыт филиал Республиканского государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — филиал РГАУ МФЦ), которому переданы функции сбора пакета документов, в том числе выполнения межведомственных запросов. Однако ни в одном административном регламенте городского округа г.Нефтекамск не включен в общий срок предоставления муниципальной услуги, необходимый для регистрации сотрудником МФЦ документов, направления межведомственных запросов и получения ответов на запросы, направления сотрудником МФЦ пакета документов в уполномоченный на предоставление муниципальной услуги орган, что может привести к увеличению общего срока предоставления муниципальной услуги и, соответственно к нарушению права граждан на своевременное предоставление муниципальной услуги, закрепленное Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, в результате анализа были выявлены следующие недостатки в деятельности органов, управления градостроительной деятельностью в городском округе г.Нефтекамск:
1) в структурных подразделениях Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ», уполномоченных на регулирование градостроительной деятельности отсутствуют утвержденные нормативные акты и детальные сценарии их исполнения — административные регламенты на ряд муниципальных услуг в области градостроительства, а ранее разработанные административные регламенты нуждаются в дополнении;
2) отсутствие информации о ряде услуг в области градостроительства и порядке их предоставления на официальных ресурсах в сети Интернет;
3) межведомственное и внутреннее взаимодействие между структурными подразделениями и специалистами МБУ «УАиГ» не регламентировано и не автоматизировано, а согласования проходят недостаточно оптимально;
4) отсутствие технологических инструкций, описывающих порядок бизнес-процессов при предоставлении муниципальных услуг и исполнении функций в электронной форме приводит к неэффективному использованию ИСОГД, к большим временным затратам и ошибкам в рамках принятия решений при предоставлении услуг и подготовке отчетности.
В связи с выявленными недостатками в деятельности органов, управляющих градостроительной деятельностью, рекомендуем реализовать в городском округе г.Нефтекамск следующие мероприятия:
1) разработать и утвердить необходимые административные регламенты предоставления муниципальных услуг в области градостроительства, в существующие регламенты внести изменения, указывающие, что в общий срок предоставления муниципальной услуги входит срок, необходимый для регистрации сотрудником МФЦ документов, направления межведомственных запросов и получения ответов на запросы, направления сотрудником МФЦ пакета документов в уполномоченный на предоставление муниципальной услуги орган;
2) на официальных ресурсах сети Интернет разместить информацию о всех муниципальных услугах в области градостроительства и обеспечить электронную подачу заявления на их предоставление;
3) перейти к предоставлению всех муниципальных услуг и исполнения функций в области градостроительства в электронной форме, разработав технологические инструкции и внедрив их на рабочих местах;
4) задокументировать и согласовать процессы оказания муниципальных услуг в области градостроительства в рамках их оказания с учетом интеграции автоматизированной ИСОГД с системой электронного документооборота Администрации городского округа г.Нефтекамск и МБУ «УАиГ», перейти на полностью электронный формат взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного документооборота;
5) проводить систематические программы повышения квалификации специалистов по решению вопросов межведомственного взаимодействия, качества информационных ресурсов, средств автоматизации.
Реализация приведенных выше мероприятий позволит усовершенствовать регламенты исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг в области градостроительства и оптимизировать работу органов местного самоуправления г. Нефтекамск Республики Башкортостан, уполномоченных в сфере градостроительной деятельности, что позволит повысить эффективность системы управления градостроительным развитием территории города.
Литература:
1 Градостроительный кодекс РФ
2 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
4 Дударев А. Эволюция ИСОГД. Цифровые технологии в управлении развитием территорией // On-line библиотека сайта Ассоциации компании «ГРАД». Режим доступа: URL: http://www.itpgrad.ru/node/135 (дата обращения: 10.05.2015 г.).