Неоакадемизм уистоков компьютерного искусства вРоссии
Попова Алена Владиславовна, студент
Алтайский государственный университет
Внедрение компьютерных технологий в искусство значительно расширяет его возможности. На выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики, следовательно, требуется искусствоведческий анализ этих произведений. 80–90 годы 20в — период развития компьютерной графики в России, что повлияло на формирование нового художественного направления в русском искусстве «Неоакадемизма»
Новые академики стремятся возродить классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно используют новые медиа-фото и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии.
Неоакадемизм — это направление в изобразительном искусстве конца ХХ века. Неоакадемизмом используется арсенал изобразительных средств поздней академической живописи в сочетании с приемами коллажа, фотомонтажа, компьютерной графики для создания идеализированного образа «прекрасного».
С появлением течения «неоакадемизм» уделяли серьезное внимание теории искусств, публиковали статьи и манифесты (журналы «Декоративное искусство», «Художественная воля»). Художники этого круга были вдохновлены идеей создания «прекрасного», эстетически полноценного подлинно классического произведения.
В конце XIX — XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование. Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. В XX в. продолжался поиск новых технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, привело к появлению новых стилей в живописи.
В конце 80-х годов в Петербурге зародилось очередное художественное направление — неоакадемизм. Известный британский историк и теоретик искусства Эдвард Люси Смит назвал неоакадемизм «первым ярким явлением русской культуры, оказавшем влияние на мировой художественный процесс после Казимира Малевича». Объединение получило тогда название Новой Академии Всяческих Искусств. [1]
Основателем и теоретиком стал Тимур Новиков. В состав академии также вошли Георгий Гурьянов — живописец и музыкант группы «Кино», Денис Егельский — художник и исследователь, Константин Гончаров — художник и дизайнер костюма, Виктор Тузов — художник-график и педагог.
Новые академики стремятся возродить классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно используют новые медиа — фото — и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии. В традициях Неоакадемизма организация празднеств с выставками, концертами,
О Неоакадемизме впервые заговорили в 1991 г. после музейной выставки в Мраморном дворце, затем на выставке «Холодность и красота» в рамках фестиваля искусств в Хельсинки. Тогда же к неоакадемистам присоединились Белла Матвеева и Сергей Бугаев-Африка. Новое направление сразу же поддержали молодые художественные критики Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин. [3] В 1993 г. в Новую Академию пришли учиться поэты группы «Речники»: Станислав Макаров, Егор Остров, Тимофей Абрамов, Роман Грузов, Денис Александров, к ним присоединилась будущая звезда немецкого искусства Юлия Страусова. В том же году с участием неоакадемистов начала снимать свой первый фильм молодая художница Ольга Тобрелутс. [4]
Старшее поколение неоакадемистов сформировалось в русле альтернативного искусства 70–80-х годов, «большой смысл» которому придавало противостояние официальной культуре — до тех пор, пока не произошла деактуализация этого противостояния. К середине 80-х годов история ленинградского андеграунда не увенчалась сколько-нибудь оригинальными явлениями, сопоставимыми с московским концептуализмом и соц-артом. В итоге фрустрация, вызванная утратой привычного контекста бытования альтернативного искусства, переживается в Ленинграде особенно остро. Отсюда же — обращение к особой самобытности петербургской традиции. Их-то и взял на вооружение Тимур Новиков, неожиданно придав им «дико буквальный» смысл. [2]
В это время складываются три группы, участники которых по сей день остаются самыми известными петербургскими художниками, — «Митьки», «Новые художники» и некрореалисты. Характерными особенностями этих движений становятся ориентация на «низовую» и молодежную субкультуру (рок-музыка, кинофольклор, «черный юмор» — позднее, благодаря Новой Академии и, опять же, Тимуру Новикову, сюда добавится клубная жизнь), специфически игровой, инфантильный подход к творчеству и наплевательское отношение к его результатам. Однако еще одна черта дает о себе знать в деятельности всех трех групп — коллективный характер этой деятельности и активное мифотворчество, фактически преобладающее над искусством в традиционном, узком смысле художественного произведения. [3]
Особое место в неоакадемизме занимает фотомедиум, в использовании которого можно выделить несколько направлений: апроприация (термин в истории искусства и критике, относящийся к прямому использованию в произведении искусства реальных предметов или других, уже существующих, произведений искусства) постановочных фотографий рубежа веков у Новикова; фотоимитация академической живописи у Маслова и Кузнецова; обратная имитация фоторастра средствами живописи, провоцирующая у зрителя вопрос: «как это сделано?», у Острова; компьютерный монтаж, где объединение разнородных элементов в единую композицию лишь подчеркивает условность этого объединения, у Тобрелутс. [4]
К 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевропейских и американских художников. Значительный отряд сторонников неоклассицизма сформировался в Москве. Чтобы показать эти тенденции Тимур Новиков в Государственном Русском Музее подготовил и провел выставку «Возрождение и Сопротивление — классические традиции и история фотографии», где была показана история сохранения классической эстетики в фотоискусстве от середины XIX века до наших дней и влияние фотографии на современные живопись и компьютерное искусство. В выставке приняли участие многие западные звезды: Роберт Мейпелторп. Джанни Версаче, Карл Гагерфельд. Пьер и Жиль, Брюс Вебер, Тьери Мюглер, Дэвид Ля Шапель, известные московские художники Айдан Салахова, Сергей Шутов, Анатолий Журавлев и многие другие.
Тогда же с середины 90-х экспонировались выставки неоакадемизма по музеям Европы и Америки. С большим успехом проходили и персональные выставки разных художников этого направления. Работы неоакадемисгов стали украшать обложки журналов, их идеи стали широко использоваться в рекламе, проникать в театр, кинематограф, литературу и моду. Модельер К. Гончаров вместе с куратором Е. Андреевой осуществили проект «Золотой Осел» — книгу античного писателя Апулея с современными иллюстрациями, сделанными при участии художников, студентов и топ-моделей на новейшей компьютерной технике. Часть костюмов из этого проекта хранится в Эрмитаже и Русском музее.
С самого своего появления неоакадемисты уделяли серьезное внимание теории искусства, публиковали статьи и манифесты. Уже в 1992 году журнал «Декоративное искусство» посвятил специальный номер петербургскому неоакадемизму. Этой же теме тогда же был посвящен номер теоретического журнала «Кабинет». Культурологический журнал «Художественная Воля» выпустил несколько специальных выпусков о неоакадемизме. О неоакадемизме писали известные художественные критики, особенно много уделили внимания этому явлению Т.Новиков, Е. Андреева, А. Хлобыстин, О. Туркина, А. Боровский, И. Чечот, А. Небольсин, А. Медведев. В 1998 году вышла книга Т. Новикова «Новый Русский Классицизм», ставшая учебным пособием для начинающих неоакадемистов.
В 1997 году Петербург посетил известный американский писатель-фантаст и культуролог Брюс Стерлинг. Неоакадемизм так поразил его воображение, что он написал большую статью об это направлении, назвав его «первым адекватным современному компьютерному миру направлением в и искусстве образы петербургских художников «использовал при создании своих последних фантастических романов. Европы»,
23 февраля 2001 года в Бельгийском музее современного искусства В Остенде открылась большая международная выставка «Между землей и небом», главная идея которой неоклассицизм. Теоретик и куратор выставки Едвард Люси Смит собрал 70 художников из 17 стран, центральное ядро выставки составили петербургские неоакадемисты. «Если 200 лет назад центром классицизма в Европе был Рим, то теперь несомненно этим центром является Петербург». — так написал он в предисловии к роскошному каталогу, изданному к этой выставки. Петербургский неоакадемизм стремительно перестает быть только Петербургским [3].
Во всех случаях общим остается момент удвоения, целенаправленная вторичность: содержанием произведения может быть только другое произведение (неоакадемизм — одна из версий постконцептуализма), в попытке идентификации с которым состоит художественный акт.
В процессе изучения истории становления неоакадемизма как современного вида визуального искусства мы определили основные этапы развития. Неоакадемизм в период 80–90-х годов прогрессивно развивался как технически, так и художественно, художниками мира создавались более сложные произведения. [4]
Конец XX века — период развития компьютерных технологий в России, что повлияло на формирование нового художественного направления в русском искусстве «неоакадемизм».
Компьютерные технологии в современном искусстве становятся приоритетными, что доказывают выставки, фестивали, проходящие в разных городах России. [1]
В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду, и в результате возник новый феномен искусства — цифровые искусства. Цифровая живопись — создание электронных изображений за счёт использования компьютерных имитаций традиционных инструментов. [2]
С развитием компьютерных технологий живопись расширяет свои возможности, приобретая новые качества. Вариативность и быстрота поиска композиции, новые цветовые решения, новые формы и направления в живописи. Искусство живописи и новые технологии следует рассматривать во взаимосвязи.
В результате исследования мы выявили, что неоакадемизм — новое художественное направление, зародившееся в конце 1980-х годов в Петербурге.
Литература:
- Новиков Т. Международные отношения Новой Академии Всяческих Искусств [Электронный ресурс] / Т. Новиков // Интерконтакты. Институт истории современного искусства. — СПб., 2000. — С. 67–68. Режим доступа: http://www.timurnovikov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=75&Itemid=18&lang=ru. Режим доступа: http://www.guelman.ru/xz/362/xx32/xindx.htm Режим доступа: http://www.newacademy.spb.ru/history.html
- Савельева М. Краткая история неоакадемизма [Электронный ресурс] / М. Савельева.
- Турлюн Л. Н. Русский неоклассицизм конца ХХ века [Текст] / Л. Н. Турлюн // Молодой ученый. — 2011. — № 3. Т.2. — С. 183–186.
- Турлюн Л. Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства/ Турлюн Л. Н.,Барнаул 2014. -100 с.
- Турлюн Л. Н. Коллаж в компьютерном искусстве //Мир науки, культуры, образования № 2 2011
- Фоменко А. Генеалогия неоакадемизма [Электронный ресурс] / А. Фоменко //Худож. журн. — 2001. — № °32.