Компьютерная графика – искусство постмодернизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 5737 раз

Библиографическое описание:

Турлюн, Л. Н. Компьютерная графика – искусство постмодернизма / Л. Н. Турлюн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2418/ (дата обращения: 19.11.2024).

Компьютерная графика – одно из направлений искусства постмодернизма. Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью сферу попадает искусство. Процессы, происходящие в культуре последней трети ХХ и начала ХХI века, коренным образом преобразили характер эпохи. Глобализация экономики активизировала воздействие СМИ на политическую, научную и художественную жизнь общества. Общество пронизано информационными потоками, формирующими содержание и ориентации как индивидуального, так и массового сознания. Изменения картины мира нашли своё отражение в теоретических работах и художественной практике постмодернизма. Тем не менее, сложились устойчивые характеристики этого явления, выделился ряд влиятельных теоретиков постмодернизма, постулирующих теоретический отход не только от классической, но и неклассической традиций в искусстве. Постмодернистская парадигма утверждает новую эпистемологическую модель, соединяющую реальные подходы к познанию явлений искусства, постулирует принципиально плюралистическую картину мира, нелинейный характер социальных и культурных динамик, преодолевает противостояние западного и восточного интеллектуального опыта. Особенности художественной практики постмодернизма акцентируют внимание на соединении традиционных приёмов художественного творчества с привнесением в них практик других видов деятельности. Таким образом, происходит расширение диапазона художественного видения и приёмов художественного творчества.

Спецификой постмодернистского искусства является связь с неклассической трактовкой классической традиции, а именно: формой, методами рисования, инструментами, каким и является компьютер. Компьютер – это средство моделирования и демон­страции законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средство создания новых произведе­ний искусства.

Компьютер позволяет быстро:

·                    трансформировать форму объекта;

·                    подбирать цвет и множество оттенков;

·                    выполнять сложные графические построения;

·                    имитировать различные визуальные эффекты;

·                    анимировать изображение.

Под компьютерной графикой понимается совокупность методов и приемов преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные. Под графическим представлением понимается изображение либо комплекс изображений. Изображение может быть черно-белым или цвет­ным, с эффектом освещенности (наличие теней, бликов, полутонов) либо без него. Первоначально термин «компьютерная графика» обозначал наглядную форму отображения результатов математических вычисле­ний, однако постепенно его значение существенно расширилось. Те­перь с ним ассоциируются не только научная, инженерная и деловая графика, но и весь арсенал компьютерных средств изобразительного искусства. Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (ри­сун­ков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Связь традиционной и компьютерной графики, с одной сто­роны, определяет применение множительной техники, следова­тельно, графика распо­лагает возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Следующим сходством компьютерной графики с традиционным графическим искусством является то, что основным материа­лом для создания и размножения графичес­ких произведений явля­ется бумага. Важнейшими качествами искусства графики являются массо­вость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры требуют отно­си­тельно меньше времени и сил на создание художественного графического произведения по сравнению с другими видами изобразитель­ного искусства. С другой стороны, можно найти еще одно объяснение возникнове­нию термина «графика» применительно к работе худож­ника-компьютерщика. Слово графика (гр. graphike < grapho – пишу, черчу, рисую) означает: изображение линиями, штрихами, точками. Понятие «художественная компьютерная графика» ус­ловно: кроме классической графики, компьютерная графика охватывает живопись, графический дизайн, фотоискусство, компьютерная графика явля­ется одной из составных частей медиаискусства, мультимедиа, интерактивного искусства.

Другая особенность постмодернистского искусства – онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической неправильностью, непосредственностью, условностью, примитивизмом. Исследователи подчеркивают постмодернистские истоки элитарной компьютерной субкультуры, где место художника занимает «суперпрограммист» «Программист, по мнению ученых - это современный Бунюэль, личность с «текучим» сознанием [7].

«Постмодерн говорит о том, что его главный герой человек «после всего» на самом деле всякий, какой угодно и в сущности никакой. Он имеет только обличие, имидж, о чём в большей степени свидетельствует компьютерное искусство. Художник в компьютерном искусстве не тешит себя и других надеждой на то, что он способен творить прекрасное и вечное. Он откровенно перелистывает страницы мировой книги знаков, отражений, языков, чтобы ещё раз подтвердить априорной постулат: не существует ничего вне текстов и отражении. Постмодерн обогатил условия и возможности для знаковых и условных картин мира» [6].

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При такой интерпретации реализм считается разновидностью устаревшего понимания искусства. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». "Классический" китч (в западноевропейском и американском понимании как производное популярной культуры) есть результат коммуникации художественного аутентичного произведения, свежего, высокооцененного "элитарной" культурой, и потребителя - представителя "массовой" культуры. Эта коммуникация происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию. До возникновения современного варианта СМИ роль последних мог выполнять, например, художник-копировальщик или ремесленник, производитель "товаров народного потребления" [8].

Изменился статус современного искусства, современный компьютерный художник не имеет дело с «чистым» материалом. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а, значит, как совокупность цитат. Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» в технике коллаж, т.е. произведения компьютерных художников интертекстуальны. В изобразительном искусстве интертекстуальность характеризует творчество художников, принадлежащих направлению «неоакадемизма». Они использовали фотографии и коллажи, комбинировали приемы позднеакадемической живописи с возможностями компьютерной графики, художники создавали картины, где постмодернистское отношение к "арсеналу прошлого", исключающее самостоятельность, и полная узнаваемость изображенного мотива вызывали у зрителя целый ряд культурных ассоциаций, что и было основной задачей художников [4]. Эволюция постмодернизма заключается в следующем: во-первых, происходит изменение статуса массовой культуры и проявление интереса к ней со стороны элитарных авторов. Это приводит к проявлению и усилению поп-арта и элементов китча в искусстве. Во-вторых, в 90-х годах появляются новые направления в искусстве медиа-арт (искусство в контексте современных технологий, коммуникаций и медиа) и Нет-арт. Развитие Интернета и компьютерной графики повлияли на фор­мирование нового вида визуального искусства Нет-арта. Нет-арт (Net Art – от англ. net – сеть, art – искусство) – новейший вид искус­ства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Суть Нет-арта – не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают три этапа развития Нет-арта, возникшего в 80-е - 90-е гг. XX в. Первый этап, когда начинающие художники Сети создавали кар­тинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй этап начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появи­лась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира, не органичную Сети, ис­пользовали ее как посредника. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных воз­можностей сети как вир­туальной реальности, внутри которой необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире. Появилась первая сетевая литература, построенная на принципах гипертекста, особые визуаль­ные зоны Нет-арта, активно вовлекающие в их организацию реципиен­тов, сидящих перед своими компьютерами, и т.п. Компью­терные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Известный в Сети Нет-художник Хит Бантин установил на центральных улицах Дублина, Токио, Лондона, Лос-Анжелеса телекамеры, связав каждую из них с определенной веб-страницей. Главной особенностью Нет-арта как пост-культуры в целом является принципиальное отсутствие четкого раз­граничения искусства и неискусства. Основными характеристиками Нет-арта являются прямой контакт между художником и зрителем, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве [10].

По мнению О.Лялиной и А. Шульгина, имеет смысл говорить о большем: о феномене сетевого художника и художественной сетевой жизни. Уместно различить: художник в Интернете не тождествен дизайнеру. Сетевое искусство не сводится к красочным страницам (homepages) и электронным галереям. И сама Сеть – явление более сложное, чем ее комфортный, молодой вариант- Всемирная паутина, World Wide Web. В то время как дизайнеры оформляют ее согласно представлениям о виртуальном, художники имеют дело со всем комплексом контекстов нового мира, изобретенного американскими военными и учеными на случай ядерной войны, то есть конца света. Высшей ценностью Интернета по-прежнему остается свобода и горизонтальная система коммуникации. Тех, кто ее обеспечивает, называют "Настоящими сетевыми художниками", имея в виду не уровень работ сетевых художников, а сетевое мышление. Они отказываются от "художественных" амбиций и концентрируют свои силы и внимание на создании коммуникационных пространств, готовых к заселению и включению в креативное поле Сети. Внешне эта работа скорее техническая - обеспечение подключения к Интернету, установка необходимых программ, создание независимых мультимедиа-центров и сайтов (site – единица пространства в Сети), где все желающие могли бы не только и не столько потреблять, но и создавать.

Во второй половине XX и начала XXI века реальная практика искусства выступила свидетельством принципиально новой ситуации в художественной жизни искусства постмодернизма и изменила понятия художественности, относящиеся к произведениям современного изобразительного искусства, созданные инновационными компьютерными технологиями. Рассмотрим сначала понятие художественности традиционного искусства. Художественность - одна из важнейших коммуникативных стратегий культуры, родовая характеристика специфики явлений искусства, выступающая одновременно фундаментальным критерием их оценки. Нередко художественность мыслится как сравнительная характеристика осуществленности в произведении неких норм или выявленности потенциальных возможностей данного вида искусства, т.е. отождествляется с мерой мастерства или таланта. С другой стороны, исходя из понимания художественности как высшей формы эстетических отношений, приходится признать, что "художественным бывает только целое", пути и средства достижения уникальной целостности не обладают художественностью в отвлечении от конкретного (уникального) целого [11]. "Художественность произведения искусства проявляется в полноте реализации замысла, кристаллизации его эстетической выразительности, в содержательности формы, адекватной общей авторской концепции и отдельным нюансам образной мысли, в целостности, которая выражается в соразмерности, отвечающей принципу единства в многообразии, либо в акцентировании в сторону или единства, или многообразия. Во всех случаях подлинное художественное произведение есть определенная организованность, упорядоченность, сопряжение в целое эстетических идей"[2].

Художественность предстает, с одной стороны, как качество, вбирающее в себя и авторский замысел, и само произведение, и зрительскую реакцию (что зафиксировано в понятии целостности), но, с другой стороны - речь идет о художественной своеобразной организованности или совершенстве [8].

В эстетике первой половины ХХ века теория художественности различалась только «по носителям» и критериям, с помощью которых и происходит оценка какого-либо объекта. В качестве художественного носителя выступали форма, содержание, знак, символ. Общими критериями признавались «системность произведения», воздействие на зрителя, целостность воплощения авторского видения. Однако возможности такого подхода оказались ограниченными в условиях нового социокультурного контекста, появления постмодернизма и неклассической эстетики. В этой ситуации во второй половине ХХ века внимание исследователей было направлено на специфику новых социокультурных условий художественности. Акцентировалось внимание как на исторически изменчивых условиях существования самого искусства, так и на меняющихся категориях, с помощью которых оцениваются художественные объекты. Художественное своеобразие современного искусства, заявлявшего о себе как об антиискусстве, могло коррелировать только с нетрадиционными представлениями о художественности, при этом не отменяя самой художественности. Выше - обозначенная тенденция рассмотрения художественности приводит к признанию значимости парадигмального подхода к искусству. Под парадигмой понимается специфическая ментальность, представляющая собой совокупность мировоззренческих и логико-методологических оснований, определяющих как общее видение феномена, так и выбор аксиологического подхода к нему. В этом случае развитие искусства представляет собой не постепенный переход от примитивной первобытности к более совершенным формам, а взаимодействие ценностно-равных парадигм, понимаемых как некая сложившаяся территория, в рамках которых становится возможным признание каких-либо объектов художественности. Выделано несколько парадигм искусства. Эти парадигмы обозначены как «внеэстетическая», «эстетическая», художественная и «постхудожественная». В рамках каждой парадигмы искусство существует как своеобразное понимание художественности. Эстетическая парадигма, эстетизируя искусство, трактует его как созидание прекрасного. «Художественная» парадигма предлагает, теорию искусства для искусства, исходит из потребностей для художественного искусства. Каждая парадигма вырабатывает собственные доминантные признаки художественности, позволяющие обществу принимать или не принимать оцениваемые объекты в качестве художественных в том или ином социокультурном контексте. Обозначение современной парадигмы как «постхудожественной» обусловлено, с одной стороны, декларируемым отказом самого искусства творить произведение «как замкнутые вещи в себе», компьютерное искусство провозглашает собственную открытость миру, используя все объекты и процессы этого мира в качестве материала для творчества. И в этом смысле «пост» – означает преодоление «художественной парадигмы». «Постхудожественная парадигма» не означает утраты искусством своей художественной специфики, а только свидетельствует о возникновении художественности нового типа. В рамках «постхудожественной парадигмы» совмещаются различные подходы к искусству и творчеству, так как сама парадигма выявляет не жесткие критерии художественности, а всего лишь признаки. Такими признаками художественности нового типа являются процессуальность, провокативность, парадоксальность. Понятие процессуальности отражает смещение акцентов, происшедшее в современном искусстве, с самого объекта на процесс его создания или восприятия. Провокативность художественности связана с измененной тенденцией отказа от нормативности нарушением общепринятых табу, как социальных, так и художественных. Парадоксальность проявляется в непредсказуемости как самих элементов художественного произведения, так и их связей, использование таких неклассических приемов для творчества, как случайность, пустота, коллаж, что ярко выражено в компьютерной графике [9].

В 60 е годы в прессе появилось сообщение о том, что один предприимчивый художник для создания абстрактных произведений живописи использовал осла. Привязав к его хвосту кисть, он окунул ее в краску и поставил осла задом к холсту. Осел размахивал хвостом, кисть оставляла на полотне разноцветные полосы, таким образом, художник создал в своих произведениях элементы случайности. При использовании вычислительной техники можно было обойтись и без осла, достаточно в компьютер ввести программу описывающею траекторию размахивания хвостом и добавить к ней элементы случайности [1].

Конкретным приемом в сфере новых технологий в визуальном искусстве, воплотившими поиск компромисса между различными состояниями окружающего мира, стал коллаж – прием, предлагающей возможность соединения «всего со всем». В инновационном искусстве пост-культуры на смену идеализации, символизации в классическом понимании, пришло конструирование самодовлеющих объектов на основе коллажа-монтажа, отмечает В.Бычков [3]. По мнению Г. Розенберга, «коллажная революция» привела к концу древнее разделение между искусством и реальностью. С возникновением коллажа искусство более не копирует природу, выражая наступившую индустриальную эру, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя [2].

Коллажный принцип базируется на особом понимании произведения искусства, представляющего собой побуждающий к «ассоциациям визуальный материал из любого источника независимо от того обладает он или не обладает статусом искусства»[4]. Сам принцип коллажа - возможность сочетания «всего со всем» - метафоричен. Коллаж стремится к бесконечности: он не претендует на роль законченного произведения, сводя творчество к процессу установления связей между изображаемым и переходом восприятия зрителя на уровень обобщения. Множество изображений-знаков объединяются одним – единой точкой зрения художника или зрителя. Компьютерное искусство предстает как открытый способ действия: художники создают не законченное произведение, а пробуждают активность зрителя, приглашая их к сотворчеству.

Литература:

1.                  Александров В.В., Шнейдеров В.С. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-Л.:Машиностроение, 1987.C15.

2.                  Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества М.: «Высшая школа» с 129

3.                  Бычков В. Феномен неклассического сознания // Вопросы философии 2003 № 10- с.61-72

4.                  Витолин Д. Применение фракталов в машинной графике.
// Computerworld-Россия.-1995.-N15.-с.11

5.                  Витолин Д. Применение фракталов в машинной графике.
// Computerworld-Россия.-1995.-N15.-с.11.

6.                  Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы фило­софии. - 1988. - № 12.

7.                  Зверев А.М. Модернизация в литературе США Формирование. эволюция. кризис М.: «Наука», 1979

8.                  Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. – СПб.: «Питер», 2001

9.                  Рубцова Е.В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности./ Диссертация на соискание кандидата философских наук г. Екатеринбург 2004

10.              http://www.vn.ru/21.04.2005/culture/41886/ // Ижевск-экспресс 23 марта 2001 №12

11.              http://www.geocities.com/CollegePark/5323/history.htm (ITGS history page)

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная графика, искусство, компьютерное искусство, художник, графическое представление, произведение, Сеть, современное искусство, создание, художественность.


Ключевые слова

искусство, компьютерная графика, современное искусство, художник, художественность, компьютерное искусство, графическое представление

Похожие статьи

Кинематограф как вид аудиовизульности

Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана

В статье рассматриваются системы пространственного построения изображений.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Искусственный интеллект и изобразительное искусство

В статье автор исследует возможность признания искусственного интеллекта (нейросети) быть автором изображения.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Урок истории искусств — на стыке эстетики и религиозной этики

Генезис эстетики Ренессанса

Похожие статьи

Кинематограф как вид аудиовизульности

Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана

В статье рассматриваются системы пространственного построения изображений.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Искусственный интеллект и изобразительное искусство

В статье автор исследует возможность признания искусственного интеллекта (нейросети) быть автором изображения.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Урок истории искусств — на стыке эстетики и религиозной этики

Генезис эстетики Ренессанса

Задать вопрос