Перед педагогами начальной школы стоит сложнейшая задача – сформировать у младшего школьника умение, желание и устойчивую привычку выбирать и читать различные книги, то есть сформировать читателя-школьника.
Идея формирования личности младшего школьного возраста как читателя находит отражение в федеральном государственном стандарте начального общего образования, где «приоритетной целью обучения курсу «Литературное чтение» в начальной школе является формирование определенного уровня читательской компетенции обучающихся, осознание себя грамотным читателем, который способен использовать читательскую деятельность как средство самообразования» [8, c. 73].
В настоящее время важно не столько дать детям как можно больше багажа знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, то есть научить учиться.
Разработчики федерального государственного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.
Под читательской компетенцией понимается постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество личности, совершенствующееся на протяжении всей его жизни [4, c.72].
К задачам по формированию читательской компетенции относятся:
- научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению;
- научить школьников извлекать из различных текстов полезную и интересную информацию;
- научить самостоятельному выбору книг для чтения;
- научить учащихся работать с разнообразными источниками информации (справочниками, словарями и т.д.);
- научить высказывать свое мнение о прочитанном произведении [5, c.18].
Формирование читательской компетенции учащихся, безусловно, проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях через проведение творческих конкурсов, литературных игр, занятий с элементами театрализации, что стимулирует творческую активность ребят [7, c. 11].
Как правило, работа по формированию читательской компетенции младших школьников реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать текст про себя и вслух, владение основными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, углубленное). Приемы, которые используются при формировании данного навыка: речевые разминки, чтение слоговых таблиц, игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, артикуляции, внимания, чтение фраз с различной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах и по ролям, работа с поговорками, скороговорками и т.д. [9, с.73].
2. Начитанность. Это направление работы включает в себя следующие составляющие: знание уже изученных произведений, представление о литературоведческих терминах, их понимание и использование; знание произведений из круга детского чтения. К используемым приёмам работы относятся: ведение читательских дневников или тетрадей по литературному чтению, составление своих обложек к прочитанным произведениям, книжек - малышек, проведение литературных викторин, конференций и праздников, театрализованных представлений по прочитанному.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по авторам, жанрам, темам и т.д.); знание содержания книги. В работе по данному направлению рекомендуется использовать справочную литературу, словари.
4.Умения и навыки собственно читательской деятельности, которые обеспечивают восприятие, истолкование и оценку читаемого. В основе деятельности по данному направлению лежит разносторонняя работа с текстом, где основной считается технология продуктивного чтения [1, c.85].
Такая технология обычно включает в себя три этапа работы с текстом.
1. Работа с произведением до чтения (постановка целей урока с учетом общей (мотивационной, учебной, психологической, эмоциональной) готовности младших школьников к работе).
2. Работа с произведением во время чтения (первичное прочтение и перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
3. Работа с произведением после чтения (знакомство с писателем; смысловая беседа по тексту; работа с заглавием и иллюстрациями; текстовые и творческие задания, контрольно-измерительные материалы).
В качестве средства формирования читательской компетентности рекомендуется также использовать технологию веб-квеста [7, c.16].
Во всемирной паутине можно без труда найти информацию, которой интересуются люди. Интернет – это мощнейший инструмент, органично вписывающийся в образовательный процесс [2].
Веб-квест – это интерактивная образовательная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простейшего поиска информации в Интернете:
1. наличие проблемы, которую необходимо решить;
2. поиск информации по конкретной проблеме в компьютерной сети осуществляется группой учащихся. Каждый член группы имеет определенную роль и вносит свой вклад в решение существующей проблемы;
3. решение проблемы достигается путем слаженной работы в группе [6, c.204].
Особенность технологии веб-квеста заключается в следующем: вместо того чтобы учащиеся бесконечно блуждали по Интернету в поисках нужной информации, педагог сам дает им список web-сайтов, которые соответствуют теме.
Использование данной технологии на уроках способствует:
- сформированности новых компетенций;
- реализации креативного потенциала;
- повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию;
- повышению самооценки [2, c.724].
Выделяют несколько этапов по работе над веб-квестом:
1. Выбор учащимся одной из ролей.
2. Собственный анализ, то есть как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
3. Далее школьник исследует предложенные ему web-сайты.
4. По окончании процесса поиска, ребенок должен представить отчет по выбранной теме.
5. Так как под веб-квестом понимается групповая работа, то после индивидуального отчета дети вместе спорят, обсуждают, вырабатывают план работы группы в целом.
7. Веб-квест заканчивается групповой защитой проделанной работы [6, c.205].
Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.
Мы хотим предложить вам веб-квест по литературному чтению на тему: «Аленький цветочек». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:
Группа «Биографы»
1. Найдите интересные факты биографии Аксакова С.Т. (http://www.aksakov.info)
2. Найдите фотографии данного писателя (3–4 шт.)
3. История написания сказки (http://mylitera.ru)
Группа «Литературоведы».
1. Найдите в тексте сказки зачин, концовку, сказочные эпитеты (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)
2. Докажите, что эта сказка – волшебная.
Группа «Языковеды».
1. Как можно перевести на современный русский язык старинные слова в сказке? (http://dal.sci-lib.com)
2. Почему важно знать происхождение слов?
3. Составьте толковый словарь к сказке "Аленький цветочек".
4. Найдите пословицы и поговорки в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)
Для оценивания работ учеников могут использоваться такие как методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.
К критериям оценивания веб-квеста относятся: понимание задания, полнота раскрываемости темы, изложение основных аспектов темы и стратегии решения проблемы, логика преподнесения информации, слаженная групповая работа, распределение по группам, авторская оригинальность, степень самостоятельности работы в группе, грамматика, отсутствие ошибок правописания и опечаток, стиль презентации, использование цвета в презентации, расположение информации на слайде, анимационные эффекты презентации, разнообразие видов слайдов, глубина и объем знаний по теме, качество доклада, культура речи, умение выступать перед аудиторией, умение отвечать на вопросы, деловые и волевые качества докладчика. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе [6, c.205].
Обучение должно носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. Именно с этой целью многие педагоги уже долгое время стараются использовать проектную технологию, применяя ресурсы всемирной паутины. Но проблема состоит в том, что множество информации в Интернете и ее качество не только делают процесс работы над проектом проще, но и усложняют его. Одним из возможных решений данной проблемы является технология веб-квест [3, c.725].
Литература:
- Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 145 с.
- Гусев Д.А. О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 27-31.
- Жесткова Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (часть 4). С.723-725.
- Жесткова Е.А. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ/ Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С.70-72.
- Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
- Наумова Т. В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова, А. В. Лезина // Молодой ученый. 2014. №21.1.
- Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. 2003. №1. С.3-12.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. – 35 с.
- Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. – 196 с.