«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Белая Елена Валентиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.07.2020
Статья просмотрена: 15215 раз
Библиографическое описание:
Белая, Е. В. «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения / Е. В. Белая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15964/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье автор рассматривает возможность применения одного из приёма технологии критического мышления. Описывается опыт применения приёма «Ромашка Блума» на уроках литературного чтения. Этот приём помогает научить младших школьников задавать вопросы к тексту, способствует основным признакам качественного вдумчивого чтения.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, РКМЧП, приём Ромашка Блума.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы .
Алисон Кинг
Литературные произведения оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка и его духовно-нравственное развитие. Художественная литература даёт широкую картину мира, обогащает духовно, учит размышлять над жизненными ситуациями, над взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками. Технология развития критического мышления помогает активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотносить её с полученными знаниями, способствует внутреннему размышлению, обсуждению и взаимодействию с другими людьми.
В настоящее время в практике начальной школы достаточно широко используется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы — американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. [4, с.10]
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [2]
Д. Халперн о критическом мышлении в своей работе «Психология критического мышления» писала: «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата». [8]
По мнению И. В. Муштавинской, с помощью этой технологии развиваются способности, «открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления». Всё это позволяет учащимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения. [4, с.12]
Приём «Ромашка Блума» является одним из популярных приемов развития критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». Таким образом, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя знания и свой опыт, должен решить эту проблему. [5]
Приём «Ромашка Блума» основан на работе с текстом. Он является универсальным, так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках. А значит, может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Осмысление информации — главное в работе с текстом. К сожалению, практика показывает, что у современных младших школьников с этим, не редко, возникают огромные проблемы. Одним из главных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Психолог В. М. Снетков, описывая коммуникативное значение вопроса, писал: « хороший вопрос — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив». [1, с.8]
По мнению Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Кинг провела ряд исследований, изучая эту проблему, и пришла к выводу, что «умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти». [1, с.8]
Таким образом, очень важно научить младших школьников правильно формулировать вопросы. Решить эту проблему поможет приём «Ромашка Блума». Он состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Итак, шесть лепестков — шесть вопросов:
- Простые вопросы. Проверяют знание текста. Отвечая на эти вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопрос следует начать со слова — назови …
- Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?", «Если я правильно понял, то …?", «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова — объясни…
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
- Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы»..., «Что будет, если...?", «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова — придумай….
- Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", «Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова — предложи….
- Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", «Чем один урок отличается от другого?", «Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т. д. Вопрос следует начать со слова — поделись… [6]
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Ромашка Блума
В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я часто использую прием «Ромашка Блума». Ученики с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, можно задать такую ромашку детям на дом.
Рассмотрим этот приём при изучении рассказов Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок» в 3 классе по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. [3]
Прочитав рассказ «Акула», учащимся предлагалось поработать в группах. Свои вопросы они записывали на лепестках. Вот что у них получилось:
- Простые вопросы:
Где матросы устроили купальню?
Как отреагировали ребята, увидев акулу?
Как подействовал визг мальчика на отца?
- Уточняющие вопросы :
Верно ли, что отец мальчика старый артиллерист?
Правда ли, что автор сравнил лицо артиллериста с полотном?
Правильно ли я понял, что матросы спасли ребят?
- Объясняющие вопросы :
Почему капитан дал команду: «Купаться?»
Почему автор называет акулу морским чудовищем?
Почему после выстрела старый артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками?
- Творческие вопросы :
Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?
Предположите, что могло бы произойти, если бы артиллерист не попал в акулу?
Что изменилось бы, если мальчики не вздумали плавать наперегонки в открытом море?
- Практические вопросы :
Как бы вы поступили, если бы ваш друг оказался на месте одного из мальчиков?
Как бы вы поступили, если бы были на месте артиллериста?
Есть ли в наше время необходимость в таких людях, как главный герой?
- Оценочные вопросы :
Какие чувства вы испытали, прочитав о том, что акула в 20 метрах от мальчиков?
Какие чувства старый артиллерист переживает на протяжении всего рассказа?
Можно назвать поступок артиллериста смелым?
Такая же работа была проведена с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок». Учащимися были составлены такие вопросы:
- Простые вопросы:
Как подшутила обезьяна над сыном капитана?
Что крикнул капитан, когда увидел сына на мачте?
Кто же спас мальчика?
- Уточняющие вопросы :
Правильно ли я понял, что мальчик полез за обезьяной на мачту, потому что ему было жалко шляпу?
Правда ли, что мальчику было десять лет?
Правильно ли я понял, что мальчик прыгнул в воду?
- Объясняющие вопросы :
Почему мальчик не отставал от обезьяны?
Как вы думаете, почему капитан заплакал?
Как вы считаете, по какой причине мальчик совершил прыжок?
- Творческие вопросы :
Чтобы произошло, если бы мальчик не прыгнул в воду?
Подумайте, что изменилось бы, если матросы не посмеялись бы над сыном капитана?
Чтобы произошло, если в тот момент капитан не вышел бы из каюты?
- Практические вопросы :
Как бы вы поступили на месте капитана?
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Какие вопросы вы бы задали капитану, если бы встретились с ним?
- Оценочные вопросы :
Поделитесь, как вы относитесь к мальчику?
Какие чувства испытывал капитан, когда увидел сына на перекладине?
Как вы оцениваете поступок капитана?
Практическое применение этого приема: учитель может выбрать самые интересные вопросы и включить их в тесты при обобщении раздела.
Рассмотрев подробно используемый в своей работе приём технологии критического мышления, хочется отметить, что он способствует лучшему запоминанию изученного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке. Младшие школьники учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.
Наблюдая за учащимися во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать иную точку зрения соседа по парте. Все это, по моему мнению, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.
Литература:
- Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). –13с.
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011, 223 с.
- Климанова, Л.Ф. и др. Литературное чтение. 3 класс: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015, 223 с.
- Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009,148 с.
- Прием в чтении «Ромашка Блума». Электронный ресурс. Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s30072t16.html
- «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23–1–0–9675
- Составление вопросов низкого и высокого порядка при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zkoipk.kz/smartconf2019/1-section/5151-conf.html
- Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
Похожие статьи
Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины
В статье автор делится опытом своей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода погружения в художественные картины, описывает последовательность этой работы с помощью приемов «Волшебный фонарик», «Зоркий глаз», «Вол...
Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)
В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...
Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины
Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...
Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения
В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама»
В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку
Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
В статье приводятся результаты эксперимента по повышению уровня развития технического мышления подростков. Обосновывается необходимость ведения деятельности, формирующей техническое мышление. Приводятся статистические данные тестирования по уровню ра...
Похожие статьи
Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины
В статье автор делится опытом своей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода погружения в художественные картины, описывает последовательность этой работы с помощью приемов «Волшебный фонарик», «Зоркий глаз», «Вол...
Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка)
В статье представлен опыт использования форм интерактивного обучения на уроках английского языка по УМК «Enjoy English» М.З.Биболетовой. Делаются выводы об особенностях использования форм интерактива: вариативность форм; активная позиция ученика в об...
Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины
Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...
Применение на уроках русского языка и литературы приемов стратегии продвижения техники чтения
В статье рассматривается проблема отсутствия интереса учащихся к осознанному чтению. Автор дает обоснование о необходимости стимулировать читательскую активность учащихся школы посредством методики применения технологии скрайбинга, различных стратеги...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Использование технологии продуктивного чтения на примере урока литературного чтения по теме «Ю. Яковлев. «Мама»
В статье рассматривается применение технологии продуктивного чтения на примере конкретного урока литературного чтения. Дана краткая характеристика технологии продуктивного чтения, пример её применения на уроке и результат регулярного использования.
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку
Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
В статье приводятся результаты эксперимента по повышению уровня развития технического мышления подростков. Обосновывается необходимость ведения деятельности, формирующей техническое мышление. Приводятся статистические данные тестирования по уровню ра...