Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
Автор: Мартиросян Мариам Артёмовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 20.04.2021
Статья просмотрена: 461 раз
Библиографическое описание:
Мартиросян, М. А. Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе / М. А. Мартиросян. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6272/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Ключевые слова: РКМЧП, развитие критического мышления через чтение и письмо, творчество А. С. Пушкина, эйдос-конспект, фишбоун.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана ещё в 1980-е годы в Америке. В России данная технология появилась в 1990-х годах и первоначально называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). Критическое мышление — «интеллектуальная деятельность человека, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [2]. Такая технология хороша тем, что подходит и визуалам, и аудиалам, и кинестетикам. Во время чтения и письма обучающиеся учатся работать с разной информацией одновременно, легко ориентируясь в тексте [1].
Для того чтобы урок был продуктивным, нужно заинтересовать учеников. С помощью этой технологии формируются такие качества, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, аналитическое мышление. Учитель учит находить информацию, отбирать нужное, выделять главную мысль (текст может быть письменный, устный, аудио/ видео материал). Данная технология предполагает совместный поиск решений. Технология РКМЧП является надпредметной.
В основе РКМЧП положено 3 фазы, каждая фаза имеет свои цели и задачи: вызов, осмысление и рефлексия [3]. В конце задания учащийся должен выразить личное отношение к тексту с учетом полученных знаний.
На уроке с использованием приемов РКМЧП ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся субъектом урока. Они думают, читают, пишут, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.
Приведем примеры приемов РКМЧП, связанных с изучением сказок А. С. Пушкина в 5 классе, на этапах до чтения произведений, во время чтения сказок и после чтения сказок.
На этапе предчтения (стадия вызова) на вводном уроке по творчеству А. С. Пушкина ученикам необходимо рассказать о няне Арине Родионовне, которая сформировала интерес Пушкина к народным сказкам, на основе которых впоследствии поэт создал свои литературные сказки. Ученикам можно дать задание подготовить художественный эйдос-конспект, рисунок с соответствующей цитатой, описывающей образ няни Арины Родионовны, её жизнь и душевное состояние. Эйдос-конспект — изображение, в котором воплощено авторское видение темы и образов художественного текста.Цель задания:сформировать и развить основы читательской компетенции, а также образное мышление, повысить мотивацию учащихся к чтению на уроках литературы.
Сроки выполнения: 2 дня, задание выполняется дома.
Критерии оценивания:
5 — креативность рисунков (изображена няня (ее черты лица, натруженные руки), могут выделяться предметы более ярким цветом, приведены мысли героев, присутствуют предметы быта), есть цитата(ы) из стихотворения.
4 — рисунок выполнен, но без деталей, подчёркивающих образ Арины Родионовны, её внешность. Может быть изображён только дом, где жила няня, цитата из стихотворения есть.
3 — нет цитаты, рисунок выполнен, но без изображения няни, есть только цвета, передающие настроение после прочитанного.
Примеры работ:
Рис. 1. Семёнов Николай, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис.2. Умарова Дарина, МАОУ СОШ № 67, 5Д
Рис. 3. Сыркина Полина, МАОУ СОШ № 67, 5В
Во время чтения сказок на этапе обобщения и систематизации знаний по сказкам А. С. Пушкина (стадия осмысления) можно использовать такой методический прием, как фишбоун. Фишбоун (в переводе «рыбий скелет») — это метод структурирования информации.
Рис. 4. Фишбоун
Голова или верхний плавник «фиш» содержит название того, что описывается, изучается. В нашем случае — образ персонажа сказки А. С. Пушкина о мертвой царевне. Например, царица, царевна или Елисей. Верхние косточки (чешуйки) рыбы — это качества персонажа, которые описаны в тексте (можно приводить цитаты или отдельные слова, словосочетания из текста).
Нижние косточки (чешуйки) — это поступки персонажа, располагать их надо в соответствии с логикой развития сюжета. Например, о царице: 1 косточка — дружит только с зеркалом, то есть со своим собственным отражением; 2 косточка — приказала убить царевну и т. д.
Хвост «фиш» — вывод. Каким персонаж представлен в тексте; изменяется ли он по ходу сюжета или неизменно добр /зол, умён, глуп, завистлив / беззлобен и т. д.
Важно подумать, какого цвета будет «рыба» и отдельные её части. Подумайте и напишите под «рыбой», что означают использованные вами цвета. Например, красный — месть, гнев или любовь (любой свой вариант). Каким цветом можно изобразить верность, храбрость, чистоту помыслов и пр.?
Подумайте, какими будут косточки / чешуйки / плавники рыбы — острыми, закруглёнными, иными? С какими линиями соотносится у вас образ персонажа, который вы анализируете?
Пример выполнения заданий:
Рис. 5. Пичугин Савелий, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис. 6. Кубрина Елизовета, МАОУ СОШ № 67, 5Д
Рис. 7. Миронов Арсений, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис. 8. Липухина Оксана, МАОУ СОШ № 67, 5В
На уроках по изучению сказок А. С. Пушкина можно использовать и другую работу с иллюстрациями. Например:
Рис. 9. Работа с иллюстрациями
Отгадайте название сказок А. С. Пушкина по ключевым словам, указанным на карточках:
Рис. 10–11. Работа с иллюстрациями
Распределите картинки по сказкам:
Рис. 12–15.Работа с иллюстрациями (рисунки взяты из свободного доступа в сети интернет)
Придумайте ситуационные стикеры в литературном стиле по сказкам А. С. Пушкина.
Рис. 16. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)
Зашифруйте сказку А. С. Пушкина с помощью эмодзи:
Рис. 17. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)
На этапе пост-чтения на итоговых уроках по изучению сказок А. С. Пушкина (стадия рефлексии) можно предложить ученикам нестандартные темы сочинений:
- Сопоставить себя с любым героем сказки. На какого героя сказок Пушкина ты похож или хотел бы быть похожим?
- Напиши сочинение от первого лица о ключевом событии в жизни одного из персонажей сказок А. С. Пушкина. Зачитай рассказ одноклассникам, они должны догадаться, о ком идет речь.
- Придумай рекламу сказки и срежиссируй ее. Тема рекламы: «Актуальность сказок Пушкина в современном мире».
- Сочини и напиши хвалебную речь персонажам сказок А. С. Пушкина, занимающим в своей жизни активную позицию.
- Сочини и напиши обвинительную речь в адрес некоторых литературных персонажей сказок А. С. Пушкина, нарушающих законы.
- Напиши список «лайфхаков» персонажам сказок Пушкина, попавшим в непростую ситуацию.
Таким образом, использование приемов РКМЧП на уроках литературы можно считать достаточно эффективным. Творческие задания вовлекают школьников в процесс чтения и помогают лучше освоить текст произведения.
Литература:
- Волков Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. URL: https://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html (дата обращения: 13.03.2021).
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Скоморовская Н. Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 12–2. — С. 4.