Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе
Автор: Мартиросян Мариам Артёмовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и карты уроков
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 20.04.2021
Статья просмотрена: 521 раз
Библиографическое описание:
Мартиросян, М. А. Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе / М. А. Мартиросян. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6272/ (дата обращения: 14.11.2024).
В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.
Ключевые слова: РКМЧП, развитие критического мышления через чтение и письмо, творчество А. С. Пушкина, эйдос-конспект, фишбоун.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана ещё в 1980-е годы в Америке. В России данная технология появилась в 1990-х годах и первоначально называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). Критическое мышление — «интеллектуальная деятельность человека, характеризующаяся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю» [2]. Такая технология хороша тем, что подходит и визуалам, и аудиалам, и кинестетикам. Во время чтения и письма обучающиеся учатся работать с разной информацией одновременно, легко ориентируясь в тексте [1].
Для того чтобы урок был продуктивным, нужно заинтересовать учеников. С помощью этой технологии формируются такие качества, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, аналитическое мышление. Учитель учит находить информацию, отбирать нужное, выделять главную мысль (текст может быть письменный, устный, аудио/ видео материал). Данная технология предполагает совместный поиск решений. Технология РКМЧП является надпредметной.
В основе РКМЧП положено 3 фазы, каждая фаза имеет свои цели и задачи: вызов, осмысление и рефлексия [3]. В конце задания учащийся должен выразить личное отношение к тексту с учетом полученных знаний.
На уроке с использованием приемов РКМЧП ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся субъектом урока. Они думают, читают, пишут, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.
Приведем примеры приемов РКМЧП, связанных с изучением сказок А. С. Пушкина в 5 классе, на этапах до чтения произведений, во время чтения сказок и после чтения сказок.
На этапе предчтения (стадия вызова) на вводном уроке по творчеству А. С. Пушкина ученикам необходимо рассказать о няне Арине Родионовне, которая сформировала интерес Пушкина к народным сказкам, на основе которых впоследствии поэт создал свои литературные сказки. Ученикам можно дать задание подготовить художественный эйдос-конспект, рисунок с соответствующей цитатой, описывающей образ няни Арины Родионовны, её жизнь и душевное состояние. Эйдос-конспект — изображение, в котором воплощено авторское видение темы и образов художественного текста.Цель задания:сформировать и развить основы читательской компетенции, а также образное мышление, повысить мотивацию учащихся к чтению на уроках литературы.
Сроки выполнения: 2 дня, задание выполняется дома.
Критерии оценивания:
5 — креативность рисунков (изображена няня (ее черты лица, натруженные руки), могут выделяться предметы более ярким цветом, приведены мысли героев, присутствуют предметы быта), есть цитата(ы) из стихотворения.
4 — рисунок выполнен, но без деталей, подчёркивающих образ Арины Родионовны, её внешность. Может быть изображён только дом, где жила няня, цитата из стихотворения есть.
3 — нет цитаты, рисунок выполнен, но без изображения няни, есть только цвета, передающие настроение после прочитанного.
Примеры работ:
Рис. 1. Семёнов Николай, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис.2. Умарова Дарина, МАОУ СОШ № 67, 5Д
Рис. 3. Сыркина Полина, МАОУ СОШ № 67, 5В
Во время чтения сказок на этапе обобщения и систематизации знаний по сказкам А. С. Пушкина (стадия осмысления) можно использовать такой методический прием, как фишбоун. Фишбоун (в переводе «рыбий скелет») — это метод структурирования информации.
Рис. 4. Фишбоун
Голова или верхний плавник «фиш» содержит название того, что описывается, изучается. В нашем случае — образ персонажа сказки А. С. Пушкина о мертвой царевне. Например, царица, царевна или Елисей. Верхние косточки (чешуйки) рыбы — это качества персонажа, которые описаны в тексте (можно приводить цитаты или отдельные слова, словосочетания из текста).
Нижние косточки (чешуйки) — это поступки персонажа, располагать их надо в соответствии с логикой развития сюжета. Например, о царице: 1 косточка — дружит только с зеркалом, то есть со своим собственным отражением; 2 косточка — приказала убить царевну и т. д.
Хвост «фиш» — вывод. Каким персонаж представлен в тексте; изменяется ли он по ходу сюжета или неизменно добр /зол, умён, глуп, завистлив / беззлобен и т. д.
Важно подумать, какого цвета будет «рыба» и отдельные её части. Подумайте и напишите под «рыбой», что означают использованные вами цвета. Например, красный — месть, гнев или любовь (любой свой вариант). Каким цветом можно изобразить верность, храбрость, чистоту помыслов и пр.?
Подумайте, какими будут косточки / чешуйки / плавники рыбы — острыми, закруглёнными, иными? С какими линиями соотносится у вас образ персонажа, который вы анализируете?
Пример выполнения заданий:
Рис. 5. Пичугин Савелий, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис. 6. Кубрина Елизовета, МАОУ СОШ № 67, 5Д
Рис. 7. Миронов Арсений, МАОУ СОШ № 67, 5Б
Рис. 8. Липухина Оксана, МАОУ СОШ № 67, 5В
На уроках по изучению сказок А. С. Пушкина можно использовать и другую работу с иллюстрациями. Например:
Рис. 9. Работа с иллюстрациями
Отгадайте название сказок А. С. Пушкина по ключевым словам, указанным на карточках:
Рис. 10–11. Работа с иллюстрациями
Распределите картинки по сказкам:
Рис. 12–15.Работа с иллюстрациями (рисунки взяты из свободного доступа в сети интернет)
Придумайте ситуационные стикеры в литературном стиле по сказкам А. С. Пушкина.
Рис. 16. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)
Зашифруйте сказку А. С. Пушкина с помощью эмодзи:
Рис. 17. Работа с иллюстрациями (пример взят из свободного доступа в сети интернет)
На этапе пост-чтения на итоговых уроках по изучению сказок А. С. Пушкина (стадия рефлексии) можно предложить ученикам нестандартные темы сочинений:
- Сопоставить себя с любым героем сказки. На какого героя сказок Пушкина ты похож или хотел бы быть похожим?
- Напиши сочинение от первого лица о ключевом событии в жизни одного из персонажей сказок А. С. Пушкина. Зачитай рассказ одноклассникам, они должны догадаться, о ком идет речь.
- Придумай рекламу сказки и срежиссируй ее. Тема рекламы: «Актуальность сказок Пушкина в современном мире».
- Сочини и напиши хвалебную речь персонажам сказок А. С. Пушкина, занимающим в своей жизни активную позицию.
- Сочини и напиши обвинительную речь в адрес некоторых литературных персонажей сказок А. С. Пушкина, нарушающих законы.
- Напиши список «лайфхаков» персонажам сказок Пушкина, попавшим в непростую ситуацию.
Таким образом, использование приемов РКМЧП на уроках литературы можно считать достаточно эффективным. Творческие задания вовлекают школьников в процесс чтения и помогают лучше освоить текст произведения.
Литература:
- Волков Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. URL: https://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html (дата обращения: 13.03.2021).
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
- Скоморовская Н. Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 12–2. — С. 4.
Ключевые слова
РКМЧП, эйдос-конспект, творчество А. С. Пушкина, развитие критического мышления через чтение и письмо, фишбоунПохожие статьи
Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Дидактическая сказка как способ формирования психологической готовности к изучению английской грамматики в начальной школе
В статье автор предлагает адаптированную дидактическую сказку к УМК «Spotlight», как способ преодоления психологических проблем при изучении сложных грамматических явлений в начальной школе.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Похожие статьи
Изучение произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на уроках литературы в 10-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества А. С. Пушкина в старших классах на примере произведения «Евгений Онегин», предлагаются методы обучения, направленные на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческ...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Дидактическая сказка как способ формирования психологической готовности к изучению английской грамматики в начальной школе
В статье автор предлагает адаптированную дидактическую сказку к УМК «Spotlight», как способ преодоления психологических проблем при изучении сложных грамматических явлений в начальной школе.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Методическая разработка интегрированного мероприятия «Спортивные эстафеты по сказкам А. С. Пушкина»
В статье авторы дают описание активного применения элементов технологии имитационно-игрового обучения в учебной и внеурочной деятельности.
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации
В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...
Использование лингвотеатральных приемов в обучении русскому языку как иностранному
В статье охарактеризован методический потенциал приемов, связанных с реализацией лингвотеатрального подхода в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются цели и задачи применения драматизации как формы организации процесса обучения, воз...
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...