Современное информационное общество в качестве одной из основных задач ставит перед образовательными учреждениями формирование у учащихся ряда компетенций, связанных с поиском, оценкой и обработкой информации. Однако, как показывает практика, при высоком уровне компьютерной грамотности многие школьники обладают низкой информационной культурой.
Н.И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех», рассматривает информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ» [5].
Информационная культура современного школьника определяется как умение:
- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;
- выработать стратегию поиска информации;
- найти соответствующую информацию;
- оценить качество информации (полноту, достоверность, актуальность, объективность);
- сформировать собственное отношение к этой информации;
- представить свою точку зрения и понимание проблемы;
- оценить эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;
- осознать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы, можно распространить на другие задачи и сферы деятельности;
- осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на личные позиции и поведение.
Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки, решить ее поможет развитие традиционной образовательной функции (поддержка образовательного процесса) в функцию педагогическую [2].
При организации работы с подростками по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения важно помнить следующее: подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Библиотекарям нужно особенно осторожно относиться к своим рекомендациям для подростков. Излишнее давление часто приводит к обратному результату – нежеланию делать то, что навязывают (даже читать превосходную книгу), апатии или бунту. Большинство подростков начинает читать книги какого-то одного жанра – фэнтези, детективы, мистику, ужасы. Библиотекарю следует не отрицать выбор подростка, а направить его внимание на качественные книги этого жанра [4].
Не всегда получается пообщаться с подростком непосредственно: не каждый ребенок готов открыться даже самому доброжелательному взрослому, а у библиотекарей нет возможности вести индивидуальную работу с каждым читателем. Поэтому далее в нашем пособии речь пойдет о формах работы, призванных организовать заочное общение – библиотекарей и читателей, а также читателей между собой.
Средством диалога могут стать самые разные формы работы. Среди них самые распространенные: анкетирование, тетради отзывов, «забор-газеты», выставки, подготовленные вместе с читателями. Подобные формы используются во многих детских библиотеках, однако, системы, а главное, последовательности явно не хватает [3].
Пространство библиотеки способствует реализации различных активных и интерактивных методов обучения, начиная с массовых дискуссий и заканчивая проектно-исследовательской деятельностью.
Мы в свою очередь предлагаем подробнее рассмотреть такую образовательную технологию как игра, а именно квест. В зависимости от целей учебного процесса и изучаемой темы, квестовые задания могут усложняться и дополняться. Применение технологии квест при работе с подростками обосновывается тем, что именно в среднем и старшем школьных звеньях обостряется вопрос общения, взаимодействия учащихся. Кроме того, в процессе обучения происходит уход от игровой деятельности. Таким образом, нередко, дети, начиная с младшего подросткового возраста, сталкиваются с рутинностью обучения. В свою очередь квест успешно справляется с возникающими на этапе подростничества педагогическими задачами. Он то и дело ставит ребёнка в ситуацию выбора, заинтересовывает и побуждает анализировать, решать интеллектуальные и физические задачи, искать новые творческие пути решения, взаимодействовать с окружающим пространством и людьми.
В качестве примера квеста, направленного на развитие как ключевых (информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых), так и общепредметных, и предметных компетенций, может служить игра «В поисках украденного времени», основанная на сюжете произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Данное произведение выбрано неслучайно. Являясь аллюзией на книгу, сценарный ход игры может быть адаптирован к определённому возрасту участников. Обладая насыщенным абсурдным сказочным сюжетом «Алиса в стране чудес» способна заинтересовать учащихся, подростков и даже студентов.
В упрощённом варианте игра «В поисках украденного времени» представляет собой классический линейный квест, предполагающий передвижение участников от одного героя к другому. Красная Королева, Червонный Валет, Белый Кролик, Мартовский Заяц, Безумный Шляпник, Чеширский Кот и Гусеница – за каждым персонажем закреплено определённое задание и предмет, получение которого позволяет продвигаться по сюжету. Таким образом, квест отсылает к книге, поскольку только прочитав её можно получить дополнительную информацию о героях, не вошедшую в игру. Решение заданий предполагает поиск дополнительной информации и решение задач в различных сферах: математики, физики, философии и лингвистики, чему способствует пространство библиотеки.
Методы, нашедшие применение на квестовых станциях, – это дискуссии, мозговой штурм, тренинг. При поиске необходимой книги для выполнения задания учащиеся могут получать подсказку в виде математических и логических задач, решение которых приводит игроков в определённый ряд, а также указывает на название книги и номера страниц. Примерами заданий библиотечного квеста могут служить: составление текста, указывающего на местонахождение игровой цели, поиск информации в книгах и самих книг, конкурс декламаций, постановка сцен из художественной литературы, массовые дискуссии, разработка проекта, викторины и т.д.
Несмотря на то, что живой квест ещё только утверждает себя в качестве современной педагогической технологии, опыт веб-квеста позволяет говорить о перспективах данной формы не только воспитания, но и обучения. Преимуществом живого квеста является его прагматичная направленность, возможность тут же применить полученные из источников информации знания на практике, с целью закрепления материала. Важным моментом остаётся заключительное резюме по изученной в ходе квеста теме путём обсуждения полученного участниками опыта, своеобразной рефлексии, что позволяет не только сделать научный вывод, но и определить значимость полученной информации, её место в жизни и деятельности отдельного ученика. По аналогии с веб-квестом живой квест является технологией проблемного обучения. Однако в последнем могут использоваться как интернет-ресурсы, так и печатные издания.
Отдельное внимание стоит уделить ожидаемому от современных подростков вопросу: «зачем нам нужны библиотеки при наличии интернета?», который обращает педагогов к новой проблеме: как эффективно использовать ресурсы библиотеки и сконцентрировать на них внимание учащихся, не прибегая к директивному ограничению в пользовании интернетом? Иначе говоря, что в библиотеках есть такового, чего не встретить в сети?
Прежде всего, это «селекционный» аспект, а именно, тщательный отбор книг, своеобразная цензура, очищение знаний от псевдонаучной «шелухи», каковой немало можно встретить на онлайн-просторах. Нужно отметить и то, что часто научная литература (особенно узкой направленности) может быть попросту не оцифрована или же предполагает платный, весьма ограниченный доступ.
Не стоит также забывать об особой «магии книги». Несмотря на цифровой век и свободный доступ к интернету у подавляющей части населения, книги, а вместе с ними книжные магазины и библиотеки, продолжают существовать. Немало современных читающих людей до сих пор предпочитают печатные книги электронным. В случае художественной литературы, возможно, дело состоит в своеобразной интимности процесса чтения, погружения в историю, эмоции, переживания героев. Некоторые ценители отмечают теплоту и уют, что несут с собой книги, проявляющиеся через запах, текстуру страниц и обложки, уникальность, неповторимость каждого печатного издания. Так или иначе, библиотека остаётся местом, способствующим контролируемому расширению кругозора и личностному, духовному росту.
Дети не любят быть «объектом воздействия», даже если до них пытаются донести «разумное, доброе, вечное», и часто н сопротивляются этому, отрицая вместе с директивной формой подачи и саму суть идеи. Поэтому ребенок обязательно должен иметь такое место, где главный он, а не родители или учителя. Причем это место должно быть безопасным для его здоровья и личности, и интересным, развивающим [1].
В заключение отметим, интерактивная игра квест успешно зарекомендовала себя как нетрадиционная педагогическая технология при работе с подростками и может применяться при формировании информационной культуры учащихся в пространстве библиотеки. При этом организация качественного живого квеста в пространстве библиотеки требует тщательной подготовки, творческого подхода, участия и замотивированности не только педагога, но и библиотекаря, выступающего в роли не просто хранителя, но проводника в мир знаний, своеобразного ментора, обучающего особенностям работы с информацией.
Литература:
- Куликова Е.В. Детская библиотека и образование: грани взаимодействия // Проблемы современного образования. – 2014. –№ 5.– С.160-164.
- Олефир С.В. Педагогический потенциал функции школьной библиотеки: компетентностный подход. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2010. – № 4 (24).– С.21-26.
- Подросток и библиотека.Пути неформального общения.Методические рекомендации для специалистов детских библиотек.– Москва, 2013. – [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/395/50999.php (дата обращения 29.10.2015).
4. Специфика библиотечной работы с детьми и подростками. – [Электронный ресурс]. URL:http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/kulikova_specific_bibl_rab_det.pdf(дата обращения 29.10.2015).
- Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и др. – М.: Рус.шк. библ. ассоц., 2008. – 351 с.