Интерактивные книги, как метод обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерыгина, Е. Ю. Интерактивные книги, как метод обучения / Е. Ю. Ерыгина, В. В. Пудовкин. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15055/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процесс обучения является неотъемлемой частью жизни человека общества. Появление цифрового пространства дало возможность обращаться и получать информацию в любое время и в огромных объемах, в том числе и в сфере образования. К обучению может относиться изучение различных наук и дисциплин, повышение навыков в любых направлениях и может быть представлено как в виде целых курсов, так и в виде небольших рекомендаций в той или иной деятельности. Как правило, в процессе изучения какого-либо предмета или области необходимо читать и работать с достаточно большими объемами данных, которые зачастую представлены в виде не всегда удобно оформленных хаотичных текстов, а графические и визуальные элементы либо отсутствуют, либо не всегда емко передают смысл. Это в разы понижает усвояемость информации и тем самым уменьшает эффективность обучения.

. Исследования в области образования показали, что 10 % людей запоминают услышанную ими информацию, 20 % помнят прочитанный материал, а 80 % целевой аудитории запоминают визуальную информацию. Изображения обрабатываются человеком в 60 000 раз быстрее, чем текстовый материал [1]. На сегодняшний день есть возможность не только читать и изучать информацию, но взаимодействовать с ней.

Большинство людей в повседневной жизни регулярно работают с какими-либо гаджетами в виде мобильных устройств. Электронные книги, веб-страницы, графические интерфейсы — всё то, с чего можно прочитать и просмотреть информацию, находится у человека в кармане. С одной стороны, это облегчает способ поиска данных, а с другой — снижается эффективность обучения, так как в любой момент есть возможность обратиться к информации и тем самым она запоминается лишь частично. Многочисленные тексты, подкрепленные графическими и иллюстративными элементами, помогут лучше запоминать информацию, так как теперь стоит задача не только чтения, но также и усвоения, понимания, и что более важно, дальнейшего применения полученных новых знаний. Для решения данной задачи, на сегодняшний день разрабатываются различные интерактивные технологии, с помощью которых человек взаимодействуют с информацией, то есть даёт обратную связь. В них применены тестирования, вопросы, требующие ответа, решение задач, и таким образом человек становится активным участником в процессе обучения.

Для лучшего структурирования информации её можно оформить в виде интерактивных книг, содержащих в себе необходимые темы для усвоения предмета [2]. Интерактивная книга — книга, взаимодействующая с читателем и предлагающая ему иные виды деятельности, кроме чтения [3].

К примеру, в учебнике биологии представлена иллюстрация какого-либо растения, которое можно было бы с помощью интерактивных технологий приближать, чтобы изучать молекулярный мир данного объекта. Таким образом, можно не только зрительно воспринимаем растение, как цельный объект, но есть возможность рассмотреть то, из чего оно состоит и тем самым объем усвоения информации становится больше и более структурированным, нежели если бы рассматривались просто иллюстрации.

Или ещё один возможный элемент, который можно применить в обучение, — анимация. Уроки физики и химии известны нам не только кучей теорий и законов, но и опытами. Не во всех учебных заведениях имеется возможность проводить те или иные эксперименты. С помощью анимации, содержащей в тех же самых интерактивных книгах-учебниках, мы имели бы возможность увидеть процесс этого эксперимента, и его результат, и даже могли бы провести его сами.

На данный момент сфера интерактивных технологий находится в развитие и их применения можно увидеть на примере детских интерактивных книг. За основу берут простой сюжет детской сказки, где ребенку представляется возможность в участие в сценарии развития действий (сюжета). Например, ребенок может выбрать предмет, который необходим персонажу в той или иной ситуации.

Уже сейчас существуют ресурсы, способные помочь создать интерактивную книгу. Например, UnderPage — сервис для создания интерактивных книг [4]. Кроме того, вспомогательными средствами для создания интерактивных книг, могут быть 3D — модели, анимация, иллюстрации. В дальнейшем виртуальное пространства станет неотъемлемой частью физического пространства, и технологии будут помогать человечеству в работе с информацией и обучение.

Преимуществом обучения с помощью интерактивных книг является то, что такие книги обеспечивают удобную визуализацию текстовых и графических элементов, а также имеет аудио-сопровождение. В свою очередь это даёт возможность во время учёбы совместить визуальную, звуковую и тактильную формы обучения. Такой богатый арсенал возможностей повысит эффективность в усвояемость информации [5]. Также, интерактивные книги, создавая информационно — образовательную среду, позволяют обучающимся самостоятельно структурировать свои занятия и вести систему контроля в виде тестовых заданий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Средства, которые применяются в интерактивных книгах, помогают лучше усваивать и понимать информацию;

2) Переход на новый уровень технологий дают возможность взаимодействовать с информацией, самообучаться и применять свои знания;

3) Способы обучения с помощью интерактивных книг, являются отличным решением для дистанционного обучения, которое необходимо для людей, не имеющих возможности учиться в стенах учебных заведений;

4) Существование ресурсов для создания интерактивных книг, поможет не только в развитие данной сферы, но и даст возможность структурировать информацию, полученную из текстов.

Литература:

  1. Визуальная коммуникация в педагогике // www.blogger.com. URL: http://vizkomm.blogspot.com/2017/ (дата обращения: 29.04.2019).
  2. Интерактивная книга: как мобильные устройства меняют лицо книги // Pro-Books. URL: http://pro-books.ru/sitearticles/16423 (дата обращения: 27.04.2019).
  3. Интерактивная книга // Эксмо. URL: https://eksmo.ru/slovar/interaktivnaya-kniga/ (дата обращения: 27.04.2019).
  4. UnderPage — сервис для создания мобильных интерактивных книг // vc.ru. URL: https://vc.ru/5718 -underpage (дата обращения: 27.04.2019).
  5. Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnaya-interaktivnaya-doska-programmnoe-obespechenie-i-tehnicheskie-harakteristiki-vliyayuschie-na-effektivnost-obucheniya (дата обращения: 27.04.2019);
  6. Будущее без экранов: как виртуальная реальность изменит наше общение и восприятие технологий // Веб-журнал Лайфхакер. URL: https://lifehacker.ru/vr-future-of-technology/ (дата обращения: 27.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, информация, книга, вид, интерактивная книга, процесс обучения, усвояемость информации, эффективность обучения.