Под заранее не обещанным укрывательством преступлений понимается общественно опасная деятельность лица, которое не участвовало в совершении основного преступления в качестве исполнителя или другого соучастника (т. е. не оказывало и заранее не обещало оказать какую-либо помощь исполнителю или другим соучастникам), но после совершения указанного преступления приняло меры по его сокрытию.
Укрыватель препятствует раскрытию основного преступления и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности. Он активно способствует преступнику избежать наказания за совершенное уголовно наказуемое посягательство и тем самым создает условия для совершения новых преступлений другими лицами. В этой связи уголовно-правовые нормы об ответственности за укрывательство носят специально-превентивный характер. Они направлены на недопущение создания условий для совершения преступлений лицами, ранее нарушившими уголовно-правовой запрет, и имеют своей основной целью предупреждение совершения новых преступных посягательств лицом, не подвергнутым уголовной репрессии в результате действий укрывателя.
Родовым объектом заранее не обещанного укрывательства следует признавать общественные отношения по осуществлению государственной власти. Видовым объектом укрывательства и других преступлений, предусмотренных в главе 31 УК, выступает система общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность государственных органов, физических и юридических лиц в процессе отправления правосудия. Непосредственным объектом анализируемого преступления в соответствии с логикой конструирования Особенной части уголовного закона и смыслом установления данного уголовно-правового запрета следует признавать интересы правосудия в части обеспечения нормальной деятельности органов правосудия и предварительного расследования по установлению виновных в совершении преступления лиц и достижения целей уголовно-правового воздействия. Поскольку укрывательство, способствуя безнаказанности виновных в совершении основного преступления лиц, создает потенциальную или реальную угрозу совершения ими новых посягательств, дополнительным объектом этого посягательства выступают интересы общественной безопасности.
От объекта преступления необходимо отличать предмет преступления. В качестве последнего выступают предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник в процессе посягательства на соответствующий объект. Предмет преступления вообще — факультативный признак состава преступления. Равным образом и применительно к рассматриваемому вопросу он не является обязательным признаком укрывательства. Вместе с тем, в ряде случаев укрывательство может характеризоваться наличием предмета посягательства. В качестве такового выступают укрываемые орудия и средства совершения основного преступления, а также предметы, добытые преступным путем.
С объективной стороны укрывательство совершается путем активных форм поведения. Однако отдельные ученые-юристы не согласны с таким подходом. Н. Ф. Кузнецова указывала, что в ряде случаев бездействие лица при укрывательстве равносильно его действию, его согласию на совершение преступления (по известной поговорке «молчание — знак согласия») [1,с.153]. Таким образом, вывод о том, что укрывательство может быть совершено путем бездействия, не находит своего подтверждения. Ответственность за бездействие по общему правилу возможна лишь тогда, когда на данном лице лежала обязанность воспрепятствовать наступлению преступного последствия. Такая обязанность может вытекать из закона или иного нормативного акта, либо из принятых на себя обязательств по договору или по службе, а также из предшествующих действий данного лица. Применительно же к укрывательству подобная обязанность в отношении неопределенного круга лиц не установлена, и, следовательно, в данном случае отсутствует одно из обязательных условий наступления уголовной ответственности за бездействие.
Укрывательство может быть совершено путем самооговора, когда лицо скрывает подлинного преступника посредством признания себя виновным в этом преступлении. Такие действия содержат как объективные (создание препятствий для установления подлинного виновника), так и субъективные (деяние совершается именно с этой целью) признаки укрывательства, и тем самым причиняют интересам правосудия вред, типичный для данного преступления. Поэтому такого рода самооговоры должны влечь ответственность по ст. 316 УК [2, с.31].
С объективной стороны укрывательство может быть выполнено путем совершения физического воздействия, а также в форме интеллектуального содействия, направленного на сокрытие преступления. При этом в соответствии с логикой определения понятия пособничества в ч. 5 ст. 33 УК, с объективной стороны заранее не обещанное укрывательство может состоять в сокрытии преступника, средств или орудий совершения преступления, следов преступления, либо предметов, добытых преступным путем. Рассмотрим подробнее каждую из названных разновидностей заранее не обещанного укрывательства.
Сокрытие преступника состоит в предоставлении ему убежища, маскировочных средств, затрудняющих его опознание (например, передача парика, наложение грима, удаление усов, бороды, волос па голове и т. п.), переодевании, изменении его внешнего вида, в снабжении его поддельными документами, предоставлении транспортных средств. Как укрывательство преступника следует рассматривать случаи сокрытия исполнителя преступления, а также других соучастников преступления (организатора, подстрекателя, пособника). Таким образом, укрывательство преступника представлено различными способами содействия ему, в силу которых виновный на долгое или на короткое время (например, на время обыска) был укрыт от обнаружения. Сокрытие преступника может иметь место как непосредственно после совершения преступления, так и через определенное время, когда над ним нависла угроза разоблачения.
Под укрывательством средств или орудий совершения преступления следует понимать их сокрытие, уничтожение или изменение их внешнего вида, помещение в специальные тайники и т. д. К орудиям преступления относятся такие предметы, которые используются в преступном посягательстве для непосредственного воздействия на предмет преступления или потерпевшего. Это может быть автогенный аппарат, с помощью которого был взломан сейф, нож, которым потерпевшему было причинено телесное повреждение, пистолет, использованный при разбойном нападении, и т. д. Интерес представляют случаи, когда виновный укрывает такие орудия преступления, хранение которых по действующему законодательству образует самостоятельный состав преступления. Например, если укрыватель хранит у себя огнестрельное оружие как орудие основного преступления, то его действия образуют идеальную совокупность преступлений, предусмотренных ст. 316 и ч. 1 ст. 222 УК. Однако практика в этих случаях нередко идет по пути поглощения составов: указанные действия квалифицируются только по статье 222 УК. Такая юридическая оценка представляется неверной, поскольку правило поглощения составов может применяться только в отношении преступлений, посягающих на один и тот же объект. Учитывая, что объектом незаконного оборота огнестрельного оружия выступает общественная безопасность, а объектом укрывательства — общественные отношения по осуществлению государственной власти, более правильной является квалификация двух названых преступлений по правилам совокупности.
Понятие средств совершения преступления имеет более широкое содержание. Оно включает в себя такие предметы, которые облегчают совершение преступления или используются в процессе преступного посягательства: лестница, приспособленная для совершения кражи, снотворное, которым преступник усыпил жертву, подложные документы, с помощью которых совершено мошенничество, и т. п.
Под укрытием следов преступления понимается уничтожение или видоизменение предметов, на которых в результате действий преступника, которые могут служить доказательствами по уголовному делу: уничтожение порванной или испачканной одежды, замывание следов крови, замена поврежденного при наезде бампера автомобиля на новый, стирание отпечатков пальцев на взломанной двери, внесение вируса в компьютерную систему с целью сокрытия факта неправомерного доступа к охраняемой компьютерной информации и т. п. Если укрывательство следов преступления совершается способом, который содержит в себе признаки другого состава преступления, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений (например, сокрытие совершенной растраты путем внесения в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их содержание, квалифицируется по ч. 3 ст. 160 и ч. 1 ст. 292 УК РФ).
Укрывательство предметов, добытых в результате совершения преступления, представляет собой сокрытие их в тайниках, специальных хранилищах, передачу их третьим лицам или одному из соучастников, транспортировку в другие места и т. д., что создает значительные трудности при установлении действительного преступника и возмещении ущерба потерпевшим. Такими предметами могут быть деньги, ценные бумаги, бытовая техника, автомобили, предметы антиквариат и ювелирные изделия, животные, а также предметы которые созданы противоправным способом (фальшивые денежные знаки, подделанные документы и т. п.).
Литература:
- Кузнецова Н. Ф. Об одной дискуссионной работе //Вестник МГУ. 1958. № 1. — С.153.
- Пономаренко Е. В. К вопросу о семантическом содержании категории «прикосновенность к преступлению». — Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2011. — С. 31.