Автор: Авдеева Евгения Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 4200 раз

Библиографическое описание:

Авдеева Е. А. Перспективы развития электронной коммерции в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 331-333.

 

В настоящее время происходит тотальное проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества, что в конечном итоге приводит к формированию глобальной информационной экономики. В этой связи первостепенной задачей развития России становится переход к новой экономике, экономике знаний, в которой широкое распространение получают научно-технический прогресс, широкое распространение инновационных технологий, электронное управление.

В современных условиях ИКТ являются импульсом для развития экономики в целом. В сфере торговли большинство предприятий обычного формата выходят на электронный рынок.

В условиях электронной торговли обеспечивается функционирование таких бизнес-процессов и моделей, без которых невозможно ее существование: интерактивное взаимодействие продавцов и покупателей предоставляет возможность доступа к рынку в любой точке мира. С одной стороны, на качественно ином уровне удовлетворяются запросы покупателей, с другой — происходит оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры.

Современное развитие электронной коммерции неразрывно связано с основными тенденциями развития мировой экономики. Эта тенденция обусловлена рядом причин.

Во-первых, обеспечивается расширенное воспроизводство на новой материальной основе, предоставляется доступ к информации и знаниям, которые трансформируются в товарные формы.

Во-вторых, в условиях развития электронной коммерции происходит становление финансовой экономики, особенность которой заключается в том, что максимизация прибыли происходит без какого-либо производства, т. е. повышается роль финансового капитала.

Все вышесказанное характеризует тот факт, что происходит трансформация экономических отношений на новом постиндустриальном уровне.

В период глобализации мировой экономики Россия не может развиваться изолированно, она должна активно принимать участие в прогрессивных процессах.

Оборот электронной торговли в 2014 г. в России 683 млрд. руб., что на 27 % больше значения предыдущего года. По оценкам экспертной компании J’Son & Partners, рынок Интернет-торговли за последние пять лет прибавлял в среднем 42,5 % в год. Однако в связи с макроэкономической ситуацией ожидается снижение объема рынка в 2015 г. до 650 млрд. руб. В 2016 г. рынок начнет медленно расти (до 696,5 млрд. руб.), затем рост ускорится, и к 2018 г. объем Интернет-торговли составит почти 960 млрд руб. (рис. 1) [1].

Рис. 1. Российский рынок интернет-торговли (с учетом прогноза), млрд. руб.

 

Развитие электронной коммерции в Российской Федерации в основных чертах повторяет тот опыт, накопленный развитыми государствами. Как правило, не существует принципиальных страновых различий в исследуемой сфере, т. к. изменения происходят в русле мировых тенденций.

Естественно, большинство хозяйствующих субъектов нацелены на положительный результат деятельности. В связи с чем, выделим основные стратегические направления, используемые организациями:

          нацеленность на большее количество посещений;

          ориентация на увеличение числа покупок;

          увеличение размеров среднего чека;

          повышение конверсии сайта [2].

Перечисленные направления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, в единичном виде предпринимателями не используются. Такой показатель, как «посещаемость сайта», преобразуется в конкретные покупки. А количество закупок не является определяющим, несмотря на размер.

Однако такой показатель, как конверсия, представляющая собой отношение числа просмотров-визитов к числу совершенных покупок, в электронной торговле занимает особое место. Этот коэффициент отражает эффективность электронной витрины или магазина. При этом низкая конверсия компенсируется большим размером средней покупки, так же как и высокая не всегда обеспечивает прибыльность в случае малого количества совершенных покупок.

К основным проблемам, тормозящим развитие электронной коммерции, относятся:

     недоверие части потребителей;

     недостатки в развитии инфраструктуры, в т. ч. финансовой;

     несовершенство институциональных основ;

     несовершенство логистической инфраструктуры.

Все указанные проблемы определяют перспективы развития электронной коммерции.

Недостаток доверия может быть компенсирован за счет присутствия продавцов в социальных сетях. Или как альтернатива — увеличение масштабов использования систем отслеживания местоположения товаров и контроля за их перевозкой. Эффект доверия выводит на качественно новый уровень доверия отношения между покупателем и продавцом, что, в свою очередь, демонстрирует не только открытость, но и готовность вносить изменения в свои действия. Несколько лет назад подобная техника была недоступной для многих продавцов, но в связи с техническим прогрессом даже самые небольшие компании в состоянии себе позволить ее приобретение.

Однако транспортный процесс должен соответствовать всем нормативным требованиям. Подавляющее большинство потребителей не обладают знаниями экспедитора, но появление возможности постоянного контроля дисциплинирует продавцов.

Уровень производительных сил — отправная точка развития электронной торговли в России. Данный подход можно трактовать с двух сторон: что реализовывать и посредством чего продавать.

В этой связи многие производители проблеме оптимизации взаимодействия с поисковыми системами уделяют пристальное внимание. Существует мнение, что сайты, предлагающие лучшие бренды в своей отрасли, занимают первые строчки в поисковой системе. Кроме того, большинство пользователей просматривают только первую страницу. И лишь примерно 41 % от общего количества пользователей в случае, когда не находят нужную информацию, начинают использовать другую поисковую систему [3]. На основании чего, можно сделать вывод, что с течением времени роль и значение поисковых систем будет возрастать.

Одним из приоритетных направлений развития электронной коммерции является увеличение доли сегмента мобильных продаж и соответствующей инфраструктуры. Сектор мобильных продаж имеет свои особенности.

1      Оперативный доступ к рынку, зависящий от места нахождения (покрытие сетей беспроводной связи). Положительным моментов является постоянный и не ограниченный привязкой доступ, отрицательным — прекращение доступа в связи с пространственным перемещением.

2      Ограниченная функциональность мобильных приложений.

3      Различное воздействие на потребителей.

4      Увеличение потенциала сегмента за счет появления новых абонентов для выхода на рынок электронной коммерции.

В настоящее время электронная коммерция находится в стадии институционального становления. Так организация электронной торговли немыслима без использования персональных данных покупателей, хранение и обработка которых регламентируется Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» [4]. В этой связи интернет-магазины будут нести дополнительные затраты на обработку баз данных, а покупатели тратить больше времени на заполнение анкет с паспортными данными.

Кроме того, проведение наличных расчетов определяется Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…», что делает затруднительным процедуру оформления отказов покупателей от приобретенных товаров [5].

Следует отметить еще один Федеральный закон, в котором определяется статус электронных денег и мобильных платежей (Федеральный закон «О национальной платежной системе») [6].

Указанные обстоятельства создают предпосылки нарушения правовых норм, снижение качества услуги сложности в реализации прав потребителей.

Таким образом, основными направления развития электронной торговли видятся: нацеленность на большее количество посещений; увеличение числа и стоимости покупок; расширение доли мобильных продаж, предполагающих использование нестационарных устройств; разработка правовой базы, регламентирующей безопасность платежей; повышение уровня компетентности в области ИКТ населения страны; оптимизация использования поисковых систем, повышающая общее количество посещений интернет-магазинов, обеспечивающая эффективное использование мобильных приложений и поиск лучшей цены. Развитие электронной коммерции опосредует расширенное воспроизводство на новой материальной основе. В этом ключе повышается доступность информации и знаний, трансформируя их в товарные формы.

 

Литература:

 

  1.      Статистика интернет-торговли в странах мира. URL:http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira.
  2. Дианова Т. В. Электронная торговля в системе экономических отношений современного рыночного хозяйства: автореф … канд. экон. наук. / Дианова Таисия Владимировна. — М., 2013. — 24 с.
  3.      Chaffey D. E-Business and E-Commerce Management: Strategy, Implementation and Practice. — NewJersey: PrenticeHall, 2010. — 504 p.
  4.      О персональных данных: федер. закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3451.
  5. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: федер. закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.05.2006. — № 21. — Ст. 1957.
  6.      О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 4.07.2011. — № 27. — Ст. 3872.
Основные термины (генерируются автоматически): электронной коммерции, электронной торговли, Российской Федерации, развития электронной, Собрание законодательства Российской, законодательства Российской Федерации, развития электронной коммерции, развитие электронной коммерции, Развитие электронной коммерции, развития электронной торговли, большее количество посещений, мобильных продаж, новой материальной основе, электронной коммерции в Российской, рынок электронной коммерции, в условиях развития электронной, увеличение числа, расширенное воспроизводство, условиях электронной торговли, увеличение числа покупок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос