Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.10.2015

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Дронова А. Н., Ножова А. С. Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 376-380. — URL https://moluch.ru/archive/101/22913/ (дата обращения: 18.10.2018).



 

Созданное по инициативе российского руководства в 2006 году межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС) смогло за короткое время стать влиятельным фактором мировой политики и экономики. БРИКС является одновременно и символом набирающей силу тенденции к формированию полицентричного мира, и основным генератором её развития. Линия на всемерное укрепление БРИКС, заложенная в Концепции внешней политики Российской Федерации и конкретизированная в концепции участия нашей страны в данном объединении, является одним из стержневых направлений внешней политики России [1, c. 8].

Перспективной целью Российской Федерации в БРИКС и, соответственно, сквозной задачей председательства в объединении является постепенная трансформация БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Основные средства достижения данной цели — последовательное расширение спектра направлений сотрудничества, всё более активное продвижение общих интересов стран БРИКС на международной арене, создание разветвленной системы механизмов взаимодействия, в первую очередь в финансово-экономической сфере. Всё это призвано поднять БРИКС до уровня важного элемента системы глобального управления XXI века.

В настоящее время национальные денежные единицы ряда стран БРИКС имеют тенденцию выполнения функции денег за пределами юрисдикции эмитирующих государств. К таким валютам относятся, валюты, вокруг которых формируются устойчивые валютные зоны, а также валюты, используемые в международной торговле и трансграничных операциях.

В соответствии с международным договоренностями имеет место расширение возможностей использования национальных валют в обеспечении экономического сотрудничества стран БРИКС. В таких валютах возможно заключение внешнеторговых контрактов, осуществления кредитных и финансовых операций.

Принимая во внимание становление рубля как региональной резервной валюты, и решение вопросов, обеспечивающих реализацию программы формирования Международного финансового центра в России, будет способствовать российским субъектам хозяйствования, предприятиям, банкам и государственным институтам использовать рубль за пределами своей страны в обеспечении экономических и финансовых операций, открывать рублевые счета в зарубежных финансовых институтах или привлекать за границей заемные средства. Одновременно резиденты и нерезиденты получат возможность выпускать номинированные в рублях финансовые инструменты и размещать их как на российском финансовом рынке, так и на зарубежных торговых площадках. Интернационализация использования рубля позволит выставлять и оплачивать международные счета в российской валюте или валютах стран БРИКС. Наконец, у денежных властей третьих стран возникнут стимулы выбирать российский рубль или национальные валюты других стран экономической группы в качестве якоря денежнокредитной политики и инвестировать часть своих международных резервов в рублевые активы [2, c. 3].

В целях расширения использования национальных валют стран БРИКС в международных расчётов необходимо выполнение многих условий, среди которых следует выделить наиболее важные:

        доля национальных экономик стран в глобальном ВВП должна достичь заметной величины;

        удельный вес внешней торговли страны — эмитента валюты должен составить существенную долю мировой торговли;

        регулирование внешнеэкономической деятельности должно быть стабильным и осуществляться в соответствии с нормами международного права;

        проведение расчетно-платежных операций должно регулироваться нормами международных конвенций и опираться на передовые коммуникационные технологии;

        динамика обменного курса национальной валюты должна быть относительно стабильна во времени и предсказуема для хозяйствующих субъектов, чтобы они могли применять стандартные модели ценообразования на свои продукты;

        в странах − торговых партнерах должен сформироваться стабильный спрос на национальные валюты, в том числе для операций с российскими активами или привлечения российских инвестиций;

        в стране должен функционировать емкий и эффективный финансовый рынок, способный абсорбировать/смягчать оттоки или притоки капиталов без значительных колебаний обменного валютного курса, краткосрочных процентных ставок или в реальном выпуске;

        институциональная среда должна гарантировать равную защиту прав резидентов и нерезидентов;

        монетарная политика стран — партнёров должна быть прозрачна, преследовать понятные для хозяйствующих субъектов долгосрочные цели, вызывать доверие как внутри страны, так и за рубежом;

        на национальных финансовых рынках должна сформироваться кривая доходности, опирающаяся на долгосрочную доходность по безрисковым активам, номинированным в национальных валютах.

Представленными выше основными критериями выбора национальных валют в качестве резервных руководствуются потенциальные участники мирового валютного и финансового рынка.

В свою очередь, основу функционирования рубля как резервной валюты может составить кредитная активность банковского сектора страны, включая кредитование нерезидентов.

В целях расширения использования российского рубля как региональной валюты и валюты международных расчётов целесообразно использовать мировой опыт решения долговой проблемы и, как вариант, реструктуризации плохих долгов.

Процесс становления рубля как валюты международных расчётов следует начинать с преобразований в национальной банковском секторе, повышения его внутренней устойчивости и конкурентоспособности на международном уровне.

Существенный вклад в расширение использования российского рубля в международных расчётах внесёт формирования в Российской Федерации Международного финансового центра. Возможность создания в РФ, в частности в Москве, международного финансового центра объективно отражает факт независимого включения Москвы в расчет мирового индекса привлекательности МФЦ. Закрепленные в нормативных документах положения предполагают, что в Москве как МФЦ должны концентрироваться:

        финансовые услуги инвесторам, желающим войти на российский рынок или стремящимся привлечь российский капитал;

        высококачественные финансовые услуги клиентам, уже работающим на российском рынке;

        привлекаемые в страну инвестиции;

        трансграничные финансовые сделки на пространстве СНГ, а в будущем — и глобальные.

Используя опыт развития ведущих МФЦ, расположенных в Нью-Йорке, Лондоне, Шанхае, Гонконге и Сингапуре, на базе проведённого исследования выделим базовые характеристики, достижение которых будет способствовать формированию в Москве ФЦ мирового уровня [5,c.5].

Среди базовых характеристик МФЦ респонденты выделяют:

        открытые и справедливые финансовые рынки;

        свободные потоки капиталов и отсутствие валютных ограничений;

        квалифицированная рабочая сила и гибкое трудовое законодательство;

        преобладающее использование глобально понятного языка (крайне важная черта);

        справедливый, открытый, эффективный юридический и регулятивный режим;

        обоснованный и справедливый налоговый режим;

        применение международных стандартов и наилучших практик (IOSCO, BIS, etc.);

        высокое качество, доступность и удобство физической инфраструктуры;

        стабильная политическая и экономическая среды.

Мировой опыт показал, что развитие экономики страны — эмитента валюты является важным фактором расширения использования этой валюты в международных расчётах. К основным факторам, сдерживающим развитие национальной экономики и расширения использования рубля в условиях формирования МФЦ в России, можно отнести:

        недостаточный уровень реальных инвестиций, не позволяющий российским компаниям проводить ни модернизацию основных фондов, ни финансировать прикладные исследования, связанные с переходом на современные технологии;

        характер денежно-кредитной политики Банка России, не ориентированной на стимулирование кредитования реального сектора экономики, а, по сути, стимулирующей финансовые инвестиции в зарубежные активы. Высокие и изменчивые темпы инфляции, непрогнозируемые колебания обменного курса рубля фактически «выталкивают» отечественные компании на внешние рынки для привлечения необходимого финансирования, управления текущей ликвидностью и финансовыми рисками;

        низкая плотность банковского обслуживания в регионах; неразвитость банковской инфраструктуры; невысокое качество финансового менеджмента как в российских банках, так и на предприятиях;

        фактическая переориентация деятельности банков, в капитале которыхпреобладает государственный капитал, на инвестиционный банкинг и внешнюю экспансию, — все это способствует все большему захвату регионального рынка банковских продуктов финансовыми посредниками, в уставном капитале которых преобладает иностранный капитал [3,c.176].

Существенную роль в формировании единого экономического и финансового пространства на базе использования национальных валют в качестве валют международных расчётов играет государственная поддержка программ модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр.

На саммите БРИКС в Бразилии в 2014 году был подписан ряд соглашений, призванных стимулировать торгово-экономическое и инновационно-технологическое сотрудничество между государствами блока.

Цель нового банка — мобилизация ресурсов для финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся государствах.

Не менее важное соглашение касалось сотрудничества в области инноваций между банками стран БРИСК, со стороны России выступил Внешэкономбанк. Соглашение подразумевает обмен информацией о финансовой поддержке инновационных проектов, а также софинансирование инициатив, реализация которых представляет непосредственный интерес для двух или более стран БРИКС.

Странами БРИКС была высказана позиция, что Новый банк развития будет служить дополнением к прилагаемым усилиям уже существующих финансовых организаций и параллельно создаваемых институтов (таких как, например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), а не их заменой. Это объясняется в том числе и тем, что объявленный капитал Нового банка развития составляет 100 млрд долларов США. Данной суммы явно недостаточно для удовлетворения всех потребностей стран БРИКС и других стран с развивающейся экономикой. В то время как для одних стран БРИКС данный институт будет возможностью привлечения инвестиций для развития инфраструктурных проектов, для стран, ощущающих меньший дефицит в развитии инфраструктуры, например для Китая, это будет в том числе возможностью обеспечить для своих компаний выполнение большего количество проектов за рубежом.

15 июля 2014 года на шестом саммите было принято решение о подписании договора о создании пула условных валютных резервов БРИКС. Российской стороной договор о создании пула условных валютных резервов БРИКС был подписан на основании распоряжения правительства от 7 июля 2014 года № 1239-р [6].

В случае возникновения краткосрочных проблем с платежеспособностью данное соглашение будет являться правовой основой для предоставления ликвидности посредством валютных свопов. Размер данного пула изменен не был и будет составлять 100 млрд долларов США, в которых доля Китая — 41 млрд долларов США, ЮАР — 5 млрд долларов США, Бразилии, Индии и России — по 18 млрд долларов США. Высшим органом управления пулом будет являться совет управляющих, который будет принимать решения консенсусом.

7 апреля 2015 года комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Министерством иностранных дел и Министерством финансов России проект федерального закона «О ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС». Комиссия высказала мнение, что «ратификация договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС будет способствовать реализации стратегических целей России в сфере валютно-финансового сотрудничества, зафиксированных в концепции участия России в объединении БРИКС, к которым, в частности, относится развитие привилегированных отношений с партнерами России по БРИКС». Указанный законопроект был одобрен правительством РФ и внесен в Государственную Думу в установленном порядке.

В рамках шестого саммита БРИКС немаловажной является также договоренность стран о разработке Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС и Общих принципов углубления экономического партнерства стран БРИКС, в которых будут определяться меры по развитию экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС. Странами было высказано мнение, что принятие данных документов поспособствует выходу экономического сотрудничества стран БРИКС на качественно новый уровень [4, c. 3].

С 1 апреля 2015 года Российская Федерация председательствует в БРИКС. В. В. Путин в своем обращении указал, что председательство Российской Федерации «нацелено на то, чтобы вывести партнерство в формате БРИКС на новый, более высокий уровень».

Председательство Российской Федерации осуществляется в соответствии со специально принятой концепцией председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015–2016 годах. В рамках данной концепции были определены основные цели и расставлены приоритеты российского председательства в БРИКС. В частности, в качестве ключевого направления работы между странами БРИКС указывается сотрудничество по международным финансовым и экономическим вопросам как фактор обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности.

Документы саммита БРИКС содержат конкретные договоренности по развитию и укреплению международного статуса этого объединения, подчеркнул на итоговой пресс-конференции в Уфе Владимир Путин.

«Положено начало практической работы финансовых институтов БРИКС — нового банка и пула условных валютных резервов — с совокупным капиталом в $200 млрд», — отметил глава государства.

Глава банка Кундапур Ваман Каматх сообщил, что финансовая организация сможет начать предоставлять первые кредиты к апрелю 2016 года. Отбирать проекты для нового банка будут финансовые институты развития стран-участников БРИКС, включая российский ВЭБ.

Другим важным документом стала принятая по инициативе России Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года. Главы РФ, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР поставили подписи под Планом действий, конкретизирующий работу БРИКС на предстоящий год и включающий новые перспективные направления взаимодействия. Главы МИД стран БРИКС подписали меморандум о создании совместного интернет-сайта — виртуального секретариата объединения.

Создание Банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС позволит стабилизировать национальные рынки капитала в условиях кризиса глобальной экономики [7].

Взаимоотношения стран БРИКС сегодня объективно достигли такого уровня, когда можно от намерений переходить к реальным серьезным совместным проектам. Для этого в период российского председательства в БРИКС были созданы собственные финансовые институты — Новый банк развития и Пулы валютных резервов, а также удалось договориться о направлениях многостороннего отраслевого взаимодействия. Если учесть, что каждая из стран — участниц БРИКС обладает огромным потенциалом — ресурсным, интеллектуальным, научным, и сможет использовать новые финансовые возможности, координировать свои действия, учитывать уникальный опыт коллег, то можно с большой вероятностью предположить, что позитивный эффект от подобного сотрудничества будет весьма значительный.

 

Литература:

 

  1.                Амин. С. Новая империя? В поисках альтернатив гегемонии глобального капитала / С. Амин // Мир перемен. — 2013. — № 4. — С. 8–12.
  2.                Архангельский, Ю. Неоиндустриализация: некоторые полемические соображения / Ю. Архангельский // Экономист. — 2014. — № 5. — С. 3.
  3.                Юдина Т. Н. Стратегия-2020 в контексте ломоносовской модернизации России// Факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. — С. 176
  4.                Информация Банка России от 15 июля 2014 г. “О подписании Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС” ГАРАНТ.РУ:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595714/#ixzz3prynV6De
  5.                Прексин О. М. Финансово-банковская повесткa глобальных лидеров с позиций бизнеса стран развивающихся экономик// ДЕНЬГИ И КРЕДИТ -2014. — № 10. — С. 5
  6.                http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/05/64803.shtml
  7.                http://en.wikipedia. org/wiki/BRICS
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, млрд долларов США, создание пула, валюта, экономическое сотрудничество стран, валютный резерв стран, российский рубль, международный финансовый центр, Бразилия.


Похожие статьи

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со...

Накопленные ПИИ стран БРИКС, млрд. долл. США. Страна.

США из своих валютных резервов». Российские политики также считают

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации.

Роль стран БРИКС в развитии современной системы мирового...

Именно разочарование в возможности реформирования Всемирного банка и МВФ на более справедливых основах привело к решениям по созданию собственных Банка развития и Пула валютных резервов стран БРИКС.

БРИКС и правовые возможности трансформации рубля...

Особое внимание уделяется возможности усиления позиций национальной валюты Российской Федерации в условиях сотрудничества в рамках БРИКС.

На базе экономико-правового анализа в статье рассматриваются перспективы расширения пула мировых резервных валют.

Целесообразность создания единой валюты для стран...

единая валюта, страна СНГ, российский рубль, СССР, региональная резервная валюта, Россия, Российская экономическая школа, Российская Федерация, денежно-кредитная политика, валютный союз.

Участие России в крупнейших группировках. Проблемы...

Россия, банк, США, Центральный банк Бразилии, единая валюта, сотрудничество, мировая экономика, взаимная торговля, валютный союз, валютный курс.

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках...

Основными условиями для создания валютного союза евразийских стран являются

В сфере валютно-финансового сотрудничества в рамках региона учрежден Межгосударственный валютный комитет СНГ.

Концепция создания в России международного финансового...

Концепция создания в России международного финансового центра. Задача создания Международного финансового центра была впервые была поставлена в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [21].

Золотовалютные резервы стран мира: Россия, США, Китай

В современном экономическом словаре золотовалютные резервы определены как государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах...

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со...

Накопленные ПИИ стран БРИКС, млрд. долл. США. Страна.

США из своих валютных резервов». Российские политики также считают

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в условиях формирования международного финансового центра в Российской Федерации.

Роль стран БРИКС в развитии современной системы мирового...

Именно разочарование в возможности реформирования Всемирного банка и МВФ на более справедливых основах привело к решениям по созданию собственных Банка развития и Пула валютных резервов стран БРИКС.

БРИКС и правовые возможности трансформации рубля...

Особое внимание уделяется возможности усиления позиций национальной валюты Российской Федерации в условиях сотрудничества в рамках БРИКС.

На базе экономико-правового анализа в статье рассматриваются перспективы расширения пула мировых резервных валют.

Целесообразность создания единой валюты для стран...

единая валюта, страна СНГ, российский рубль, СССР, региональная резервная валюта, Россия, Российская экономическая школа, Российская Федерация, денежно-кредитная политика, валютный союз.

Участие России в крупнейших группировках. Проблемы...

Россия, банк, США, Центральный банк Бразилии, единая валюта, сотрудничество, мировая экономика, взаимная торговля, валютный союз, валютный курс.

Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках...

Основными условиями для создания валютного союза евразийских стран являются

В сфере валютно-финансового сотрудничества в рамках региона учрежден Межгосударственный валютный комитет СНГ.

Концепция создания в России международного финансового...

Концепция создания в России международного финансового центра. Задача создания Международного финансового центра была впервые была поставлена в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [21].

Золотовалютные резервы стран мира: Россия, США, Китай

В современном экономическом словаре золотовалютные резервы определены как государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах...

Значение для России сотрудничества с международными...

Россия, сотрудничество, международное сообщество, Российская Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз.

Задать вопрос