Глобальная платежно-торговая экосистема: переформатирование бизнеса и границ рынков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.10.2015

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Рудская, Е. Н. Глобальная платежно-торговая экосистема: переформатирование бизнеса и границ рынков / Е. Н. Рудская, К. Ф. Каландаришвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 460-464. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22842/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Бизнес, стремясь максимально удовлетворить персональные потребности пользователей, перестает быть традиционным и интегрируется в несвойственные области деятельности.

Обратимся к материалам исследований компании Accenture для подтверждения данной гипотезы. Аналитики отмечают формирование цифровых экосистем, которые являются основой технологического взаимодействия независимо от типа рынка и вида экономического субъекта. Такие экосистемы характеризуются двумя основными параметрами [1]:

          создаются не внутри информационно-коммуникационной отрасли, а по «меридианам», поперек индустрий и сфер;

          создателями цифровых экосистем часто выступают нетехнологические компании.

Рис. 1. Цифровая экосистема [1]

 

Эксперты видят в этом новую парадигму «Экономика всех нас» (We Economy) — цифровые платформы стирают традиционные границы отраслей и способствуют формированию совершенно новых экосистем. [1]

На рисунке 1 представлены характеристики указанной парадигмы, данные специалистами Accenture.

«Интернет меня» (Internet of Me) отражает процессы непрерывного подключения к глобальной сети разнообразных предметов и вещей, которыми пользуется человек в повседневной жизни. Персонализация клиентского опыта становится фундаментом взаимодействия с ними и разработки интегрированных приложений.

«Экономика результата» (Outcome Economy) — продажа не продуктов, услуг и сервисов, а результатов (часто в форме информации).

«(Р)эволюция платформ» (Platform (R)evolution) — платформы обеспечивают связь экономических субъектов, объединяя социальные сети, гаджеты, аналитику, облачные платформы, интернет вещей. Для банковской сферы это означает ежедневное присутствие банка в жизни человека, everyday banking, в форме планирования доходов и расходов, управления платежами.

«Интеллектуальное предприятие»(Intelligent Enterprise) — используя искусственный интеллект и когнитивные возможности современного программного обеспечения, компании будут строить «умный» бизнес.

«Новый взгляд на трудовые ресурсы» (Workforce Reimagined) — взаимообучение людей и машин, стремление людей создать «лучшую версию самих себя».

Проанализируем состояние сферы виртуальной торговли по результатам исследований J’son & Partners Consulting. Рынок интернет-торговли России по итогам 2014 года составил 683 млрд. руб. Средний рост рынка в 2009–2014 гг. был равен 42,5 %, в 2014–2018 гг.данный показатель ожидается на уровне 7 % в год.[2]

Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 году на 5 % в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 году и рост рынка более чем на 20 % к 2017 году. [2]

По оценке J’son & Partners Consulting, основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные (65 %). В первой половине 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года произошел резкий поворот в потребительских предпочтениях, который увеличил долю электронных платежей в 2 раза — до 25 %. По мнению многих участников рынка интернет-торговли, в 2015 году сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, предоставляющих смешанный ассортимент товаров. Прогнозируется дальнейшее развитие мобильных приложений игроками рынка интернет-торговли. [2]

Для целей нашей статьи изучим такой сегмент рынка интернет-торговли как B2B. Здесь характерен быстрый рост в связи с переходом участников рынка на открытые онлайн-платформы. В докладе компании Frost & Sullivan «Будущее онлайн-торговли в сегменте B2B» (Future of B2B Online Retailing) отмечается, что к 2020 году по своему объему рынок онлайн-торговли B2B будет в два раза больше рынка онлайн-торговли в сегменте B2C. Причем бизнес-модель «один для многих» будет постепенно заменяться на «многие для многих». [3] То есть виртуальные платформы будут «общими», легко интегрируемыми в бизнес-процессы компаний, с использованием приложений разных разработчиков.

Так, лидер онлайн-торговли Alibaba начал реализацию проекта по модели B2B для обеспечения Китая более дешевыми импортными товарами, что связано с ростом среднего класса в данной стране. Оптовый сайт 1688.com, основанный для облегчения внутренней торговли, становится глобальным и превратится в крупнейший мировой ресурсный портал. Первоначально работа будет вестись с поставщиками Испании, Италии, Южной Кореи, Португалии. [4]

Покупатели и продавцы смогут общаться напрямую благодаря платформе. В некотором смысле 1688.com будет обратной стороной Alibaba.com. [4] В конечном итоге снижение трансграничных издержек является первоочередной задачей для всех участников мировой торговли.

Таким образом, наблюдается трансформация сложившейся экосистемы в формат О2О (online-to-offline) — сервисы, связывающие онлайн с оффлайном, виртуальную и реальную торговлю. Например, Alibaba являясь важнейшим участником онлайн-коммерции, собирается постепенно выходить в оффлайн. Вместе с дочерней финансовой компанией Ant Financial, лидер мировой торговли инвестировал около одного миллиарда долларов в платформу Koubei, которая фактически является хабом для О2О, развивая на китайском рынке услуг заказ и оплату с помощью смартфонов. [5]

Доступ к Koubei обеспечивается с помощью мобильного кошелька Alipay Wallet (разработка Ant Financial) и мобильного приложения Taobao (разработка Alibaba). Таким образом, владельцы мобильных гаджетов смогут искать и покупать разнообразный спектр услуг: ремонт автомобиля, билеты, заказ еды, медуслуги. Местные торговые компании смогут внедрять решения для мобильных платежей и осуществлять маркетинговые коммуникации. [5]

Как уже отмечалось выше, важнейшим трендом цифровой экосистемы является Интернет вещей (IоT). Данная концепция была разработана в Массачусетском технологическом институте и по определению Cisco IBSG (Internet Business Solutions Group) «Интернет вещей — всего лишь момент времени, когда количество «вещей» или материальных объектов, подключенных к Интернету, превысило число людей, пользующихся всемирной паутиной». [6] В настоящее время количество подключенных к глобальной сети устройств почти в два раза превышает население планеты, а если учитывать только пользователей интернета, то — более чем в шесть раз. Появились умные дома, автомобили, больницы, энергетические системы. По прогнозам исследовательской компании BIIntelligence, к 2019 году «Интернет вещей» станет крупнейшим в мире рынком по числу электронных устройств, опередив с точки зрения объема рынки смартфонов, персональных компьютеров, планшетов, носимых гаджетов и «умных» автомобилей вместе взятые. [6]

Интернет вещей способствует превращению знания в мудрость (знания, подкрепленные опытом) по экспоненте. Формируется сеть сетей, ядром которой выступает пользовательский опыт. Виртуальная среда становится не просто торговой площадкой, а наполняется объектами пользователей, требующих продаж специфических сервисов и услуг. В настоящее время мы наблюдаем переход от социальных сетей к рыночным онлайн сетям, что подтверждает одновременно и смену парадигмы в сфере платежей.

Рыночная онлайн сеть представляет собой площадку, на которой продавцы и покупатели могут обмениваться денежными переводами между собой. [7] В рыночной сети профиль участника является его идентификатором и позволяет общаться с другими участниками сети, как в Facebook, Twitter, LinkedIn. Можно выделить следующие основные особенности онлайн рыночной сети [7]:

         совмещение основных элементов социальных сетей и торговых площадок;

         использование SaaS-инструментов (софт как услуга) автоматизации бизнес-процессов для выстраивания долгосрочных отношений между продавцом и клиентами;

         предоставление дифференцированной системы рейтинга продавцов.

Назовем важнейшие рыночные сети: HoneyBook, AngelList, Houzz, DotLoop, Joist. Схематично механизм функционирования рыночной онлайн сети представлен на рис. 2.

000 honey

Рис. 2. Примеры взаимодействия участников рыночных онлайн сетей по взаимным платежам [7]

 

Профессионалы могут объединиться в команды, чтобы обслужить одного клиента, обмениваться деловыми предложениями и осуществлять денежные переводы (все платят всем). Такие платформы выступают гибридом социальной сети и торговой площадки. Уровень сервиса по быстроте и качеству возрастает в геометрической прогрессии, расширяются границы сервисов за счет доступности услуг различных специалистов.

Эксперты обращают внимание на следующие принципы успешной рыночной сети [7]:

        рыночная онлайн сеть предоставляет сложные услуги;

        объединяет высококлассных профессионалов;

        на основе SaaS-решения сотрудничество возникает вокруг проекта;

        формируются долгосрочные партнерские отношения;

        свободный доступ для оставляющих отзывы и рекомендации;

        высокая скорость расчетов;

        высокий уровень удовлетворенности клиентов.

Такие платформы выступают гибридом социальной сети и торговой площадки. Уровень сервиса по быстроте и качеству возрастает в геометрической прогрессии, расширяются границы сервисов за счет доступности услуг различных специалистов.

Вернемся к финансовым сервисам и их трансформации в условиях формирования новой цифровой экосистемы. Компания SANTANDER INNO VENTURES сформулировала новую концепцию развития финансовых технологий (финтеха): «сотрудничество с банками с целью совершенствования ключевых процессов и инфраструктуры банкинга». [8]

По мнению представителей отрасли, финансовотехнологические компании имеют две исключительные черты [8]:

  1.                эффективность использования данных;
  2.                беспроцедурный (frictionless) клиентский опыт, когда клиенту нет необходимости заниматься сопутствующими процедурами приобретения банковского продукта или сервиса.

Пока сами сервисы представлены электронными кошельками и Р2Р-кредитованием. Поэтому нужна серьезная совместная работа с банками по переформатированию инфраструктуры банкинга.

По мнению крупнейшего эксперта в области финансовых технологий Питера Вана, сравнение нового и предыдущего этапа развития указанных технологий можно представить следующим образом (см. табл.1):

Таблица 1

Сравнение этапов развития финансовых технологий [8]

Финтех 1.0

Финтех 2.0

Продукты

Процессы

Тактика

Стратегия

Улучшение существующего

Создание нового

Борьба за эффективность

Создание ценности

На краю

Ключевая инфраструктура

Ключевые показатели деятельности

Ключевые показатели мощности

Вертикальное сотрудничество

Горизонтальное сотрудничество

Конкуренция

Совместная деятельность

Прототипы

Готовые продукты

Транзакции

Новый бизнес

 

Аналитики определяют современный этап развития финансовых технологий (финтех 2.0) «как сотрудничество, совместную деятельность банков и финтех компаний, в ходе которой они дополняют друг друга в областях, где у них есть проблемы — эффективное использование данных, бренд, сети, техническая и законодательная основы». [8] Такой формат технологий коренным образом изменит инфраструктуру и фундаментальные процессы индустрии финансовых сервисов. Ориентиром является опять-таки экосистема Интернет вещей (IоT).

Эксперты приводят примеры ее применения [8]:

  1.                Преобразование банковского продукта по торговому финансированию — Интернет вещей обеспечит постоянный мониторинг состояния объекта (GPS-модули движения товара в обороте с обременением), упразднение бумажной работы и постоянных визуальных проверок. Онлайн информация служит триггером для действий согласно контракту, а также формирует базу данных для надлежащего андеррайтинга.
  2.                В лизинговых операциях цифровые технологии позволят без «физических» затрат получать онлайн информацию о времени эксплуатации, необходимости ремонта, текущей стоимости активов. Аналогично — по объектам ипотеки, в том числе контроль воздействия внешней среды и, соответственно, определение текущей стоимости и условий страхования.

Формируется клиентская экосистема, представленная иной философией риск-менеджмента и понимания нужд клиента, обеспечивающая автоматические выплаты и снятие обременений.

Кроме того, Интернет вещей сопряжен и с интеллектуальным анализом данных: доступ к данным через офисы продаж обеспечит формирование релевантных скоринговых моделей при кредитовании малого и среднего бизнеса; сопоставление доходных и расходных профилей клиентов позволит банку предоставлять эффективные финансовые консультации клиентам; поведенческое профилирование поможет выявлять мошенников.

По данным International Data Corporation, рынок Интернета вещей будет расти на 16,9 % в год и достигнет объема в 1,7 трлн. долларов через пять лет. В 2014г. году объем рынка устройств, которые взаимодействуют между собой по IP соединениям без вмешательства человека, составил 656 млн. долларов.

Таким образом, только интеграция банков и ритейлеров на единой платформе будет способствовать формированию ценного потребительского опыта, в том числе платежного опыта. Банковская инфраструктура должна поддерживать все вещи, которыми хотят обладать клиенты. Поэтому необходимо на постоянной основе совершенствовать платежные возможности, расширять бесплатные сервисы, снижать расходы клиентов и гарантировать безопасность.

Глобальный опрос, проведенный поставщиком платежных решений ACI и аналитической компанией Ovum, показал, что большинство банков и торговых компаний в мире инвестируют и продолжат в ближайшие два года инвестировать в новые платежные технологии и инфраструктуру. [9] Достаточно привести тот факт, что более четверти онлайн платежей совершается помощью мобильных устройств. Интернет вещей сильно повлиял на уровни интеграции — в частности, на смену смартфонам и планшетам постепенно приходят носимые устройства (умные часы, браслеты, цифровые тату). Банковский функционал приложений для таких устройств постоянно расширяется, хотя пользователи пока не уверены в безопасности личных данных. Вместе с тем, данный вид платежных технологий будет постоянно развиваться, что определяется удобством, решением и отслеживанием выполнения многих задач одновременно. Фактически формируется новый канал обслуживания клиентов.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что формирование цифровой экосистемы, ядром которой выступает платежно-торговая экосистема, отражает движение технологий в направлении «открытости и простоты». В свою очередь это является фундаментом построения пользовательского опыта и его использования для максимального удовлетворения потребностей клиентов.

 

Литература:

 

  1.                Accenture: мы на пороге радикального изменения границ рынков и экономики принципиально новых экосистем // http://rebanking.ru/accenture-myi-na-poroge-radikalnogo-izmeneniya-granits-ryinkov-i-ekonomiki-printsipialno-novyih-ekosistem/
  2.                Обзор Российского рынка интернет-торговли, 2014 г. // http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-rossiyskogo-rynka-internet-torgovli-2014-g-20150202063902
  3.                Frost & Sullivan: объем мирового рынка электронной коммерции B2B через пять лет достигнет 6,7 триллиона долларов // http://www.osp.ru/news/2015/0427/13028453/
  4.                Онлайновые В2В-платформы растут во всем мире http://rebanking.ru/onlaynovyie-v2v-platformyi-rastut-vo-vsem-mire/
  5.                Alibaba и Ant Financial инвестируют миллиард в O2O-проекты// http://rebanking.ru/alibaba-i-ant-financial-investiruyut-milliard-v-o2o-proektyi/
  6.                Интернетвещей Internet of Things (IoT) // http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет_вещей_Internet_of_Things_(IoT)
  7.                От социальных сетей к рыночным онлайн сетям http://rebanking.ru/ot-sotsialnyih-setey-k-ryinochnyim-onlayn-setyam/
  8.                Финтех 2.0: перестройка банковских процессов // http://rebanking.ru/finteh-2–0-perestroyka-bankovskih-protsessov/
  9.                Большинство банков инвестирует в новые платежные технологии http://rebanking.ru/bolshinstvo-bankov-investiruet-v-novyie-platezhnyie-tehnologii/
Основные термины (генерируются автоматически): интернет вещей, цифровая экосистема, компания, платформа, рыночная онлайн сеть, сервис, торговая площадка, банковский продукт, геометрическая прогрессия, клиентский опыт.


Задать вопрос