Ключевые слова: формирование, современные, деятельности, организации, подход, оценке, школе, качества, педагог, обучения, цель.
Вопрос качества обучения сегодня приобрел особую актуальность в связи с поиском механизмов устойчивого развития системы образования. Качество образования — многомерное понятие, поэтому целесообразно говорить не о качестве вообще, а о разных качествах по отдельно взятым позициям. В роли таких позиций может выступать качество преподавания, управленческой деятельности, познавательных действий (их уровень), организации образовательного процесса, а также качество подготовки по комплексу дисциплин, специальности, направлению и т. д. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:
носитель знаний;
передача знаний;
получатель знаний;
восприимчивость методик передачи знаний;
фундаментальность знаний;
востребованность полученных знаний;
получение новых знаний.
Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров, централизованное тестирование выпускников основной школы, мониторинговое исследование, социологическое исследование. Но основной способ управления качеством образования в школе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования.
Рассмотрим один из компонентов качества обучения — показатели уровня владения навыками чтения учащихся начальных классов. Совершенно очевидно, что навыки чтения являются основными общеучебными умениями, фундаментом и гарантией успешного усвоения любого школьного предмета. И поскольку закладываются эти умения с первых шагов обучения, становится понятным то внимание, которое уделяет каждый педагог начальной школы формированию техники и культуры чтения.
К примеру, в течение ряда лет проводилось экспериментальное исследование на базе Республиканской специализированной школы с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля и соответственно осуществлялись наблюдения за тем, как овладевают навыками чтения учащиеся 4-классов. Объектом наблюдения были два вида чтения:
чтение с целью освоения и использования информации;
чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
За основу содержания обучения и проверки читательских умений учащихся были взяты
5 литературных и 5 информационных текстов (программных и дополнительных).
При чтении литературных и научно-популярных текстов оценивались следующие умения:
нахождение заданной информации;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста;
формулирование выводов.
Индикаторами качества образования и развития личностных качеств выступали такие показатели, как:
владение знаниями, умениями, навыками (в заданном аспекте);
интеллектуальная развитость (владение операциями мыслительной деятельности);
уровень облученности, готовность к творческой деятельности, креативность.
На заключительном этапе эксперимента проведено анкетирование для учителей — экспериментаторов с целью выявить результаты опытного обучения. Содержание анкеты следующее:
Какими уровнями читательской грамотности владеют учащиеся 4-х классов?
Улучшилась ли ситуация, по сравнению с предшествующим периодом? (приведите конкретные данные).
Как был организован процесс обучения?
Какие приемы и методы использовались? Какие их них Вы считаете наиболее эффективными?
В заключение следует отметить, что формирование системы объективной оценки качества обучения является одним из основных условий повышения эффективности образовательного процесса.
Литература:
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие // под.ред. М. М. Поташника. –М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Мониторинг и диагностика качества образования. // Сост. А. А. Шаталов, В. И. Афанасьева и др. –М.: Педагогика, 2008.