В статье анализируются особенности шрифта, используемые при художественном оформлении титульных листов учебных изданий Виленской иезуитской академии и университета.
Ключевые слова: книжное искусство, гравюра на меди, антиква.
Учебное заведение — Виленская иезуитская академия и университет[1] — уже со времени своего основания стало образовательным центром для многих студентов Восточной Европы. Кроме того, в его стенах обучались шведы, венгры, немцы, представители других национальностей [2, с.23]. Преподавательские должности здесь занимали выдающиеся профессора своего времени, прогрессивные мыслители и ученые. Благодаря функционированию при университете типографии, они передавали знания не только на лекциях, но и с помощью изданной учебной литературы.
В XVII-XVIII столетиях, в период распространения идей эпохи Просвещения, роль учебников стремительно возрастала. Они содержали в себе новые философские взгляды, результаты научных исследований и других важных открытий, которыми жило общество. При этом успех изданий определялся не только их смысловым наполнением, но и качеством художественного оформления.
Среди элементов ансамбля книги особое место принадлежит титульному листу и его шрифтовому решению. «Шрифт» в переводе с немецкого означает начертание букв, письмо — это алфавит, в котором изображение букв и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль [3, с.6].
В рассматриваемый нами период, титулы несли большую текстовую нагрузку: нередко словесные данные заполняли всю поверхность листа (рис. 1). Художники, однако, умело сочетали функциональные и эстетические задачи шрифта и создали ценные памятники книжного искусства.
Рис. 1. Титульный лист к изданию Яна Рудомина-Дусяцкого «Знаменитые теоремы и задачи математики», 1633. — [6]
При оформлении титульных листов учебных изданий Виленского университета использовался шрифт типа антиква. Он возник в XV веке и характеризовался относительной лёгкостью в прочтении и лаконичностью. Исследованием и графической обработкой этого шрифта занимались известные художники и ученые эпохи Возрождения. Изменяя пропорции букв, они стремились придать шрифту строгую, логическую и математическую форму [3, с. 12–13]. В последующие века антиква постоянно дорабатывалась и видоизменялась. В XVII-XVIII столетиях она приобрела черты, свойственные стилю барокко, которые можно изучить по титулам рассматриваемых нами изданий (рис. 2).
Рис. 2. Титульный лист к изданию Константина Ширвида «Словарь трех языков», 1642. — [8]
Основные штрихи данного типа антиквы получили плавное утолщение, а соединительные штрихи и засечки стали тоньше. Таким образом, создавался контраст штрихов каждого знака. Значительно обновились строчные буквы: в их завершениях появились каплеобразные формы, а выносные элементы стали схожи с формой завитка барочного орнамента. Созданию изящных линий способствовало развитие графического искусства, в частности гравюры на меди.
Как уже отмечалось, титульные листы учебных изданий Виленского университета имели масштабную по объему текстовую информацию. Она имела разную степень значимости, что повлияло на её графическое выражение. Расстановку смысловых акцентов художники производили, обращаясь к нескольким способам начертания шрифта, а также различным размерам высоты прописных и строчных букв.
Прописные буквы, как правило, использовались для написания названия учебника, его автора, места выпуска издания. Строчными буквами давались краткие пояснения к заголовку, данные об авторе, указывались принадлежность типографии к университету и год выпуска издания.
В пределах каждой группы перечисленных выше сведений начертания и размеры знаков шрифта также варьировались. Для привлечения внимания к названию учебного издания оформители применяли более жирное начертание. Контраст штрихов буквы придавал объемность всему заглавию, визуально выделял его на поверхности листа, условно приближая к читателю. Несмотря на разнообразие используемого шрифта, общий рисунок титула сохранял определенный ритмический ряд и стилевое единство. Такой подход к оформлению облегчал зрительное восприятие текста и способствовал созданию оригинального композиционного решения.
Рис.3. Титульный лист к изданию Освальда Кругера «Арифметика», 1635. — [7]
В основе построения надписей титульных листов учебных изданий Виленского университета лежала симметричная система компоновки. Для её соблюдения художники нередко прибегали к переносу слов (рис. 3).
Однако общий контур надписи не производил впечатления статически уравновешенной формы. Выравнивание текста производилось по центру, каждая группа названий или сведений делилась на строки разной длины. Благодаря этому шрифтовая композиция приобретала живые, динамичные очертания.
В художественном оформлении титула весомое значение придавалось расстоянию между строками текста. Относительно большие промежутки располагали к прочтению строк в замедленном ритме, что придавало им торжественность и многозначительность [1, с.201]. Кроме того, они являлись видимыми смысловыми паузами, что также помогало лучшему усвоению информации (рис. 4).
Рис. 4. Титульный лист к изданию Доминика Сивицкого «Элементарный уровень польского и французского», 1780. — [5]
Если же строки текста находились на одинаково близком расстоянии, то надпись часто воспринималась как орнаментальный узор (рис. 5). В этом случае внимание приковывает, в первую очередь, внешний абрис, который нередко вписывается в какую-либо геометрическую форму.
Таким образом, шрифт, являясь главным средством передачи информации, обладает многими художественными качествами, которые используются при оформлении титульного листа изданий. Их грамотное комбинирование позволяет создать важный элемент книжного ансамбля не только с точки зрения его информативности, но и с позиций общего эстетического восприятия книги.
Рис. 5. Титульный лист к изданию Карла Рагозы «Тезисы по арифметике, алгебре, геометрии, геодезии, тригонометрии, астрономии…», 1755. — [4].
Проведенный нами анализ показывает, что художники типографии Виленского университета XVII-XVIII веков органично сочетали различные по своему размеру и начертанию шрифты, наделяя титульные листы учебных изданий особой выразительностью. Сегодня они являются памятниками книжного искусства и составляют неотъемлемую часть мировой сокровищницы материальных и духовных ценностей.
Литература:
- Большаков, М. В. Книжный шрифт / М. В. Большаков. — М.: Книга, 1964. — 312 с.
- История Вильнюсского университета (1579–1979) / [С.Лазутка, В. С. Лазутка, А.Эндзинас и др.] — Вильнюс: Мокслас, 1979. — 373 с.
- Соловьев, С. А. Шрифт и декоративное оформление / С. А. Соловьев. — М.: Высшая школа, 1993. — 159 с.
- CarolusRahoza // Vilniausuniversitetobiblioteka [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.mokslasvu.mb.vu.lt/LT.php?content=publication&Id=210 — Дата доступа: 15.09.2015.
- DominicusSiwicki // Epaveldas. Bibliotekos. Muziejai. Archyvai [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.epaveldas.lt/object/recordDescription/VUB/VUB01–000517089 — Дата доступа: 18.08.2015.
- Hincituradastra // Vilniausuniversitetobibliotekosvirtualiosparodos [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.eparodos.mb.vu.lt/hinc_itur_ad_astra/?id=50&lang=en — Дата доступа: 06.09.2015.
- OswaldKrüger // Epaveldas. Bibliotekos. Muziejai. Archyvai [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.epaveldas.lt/object/recordDescription/LMAVB/MAB01–000262818 — Дата доступа: 06.09.2015.
- SirvydasirlietuviškojiBarokoraštija // šaltiniai.info [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.xn--altiniai-4wb.info/index/details/925 — Дата доступа: 07.09. 2015.
[1] Возникновение системы высшего образования на белорусских землях связано с приходом на территорию Великого княжества Литовского Ордена иезуитов. В 1570 году они открыли в Вильно коллегиум, который с 1579 года по указу короля Стефана Батория был преобразован в Виленскую иезуитскую академию и университет (с 1781 - Главная школа Великого княжества Литовского, с 1796 - Главная Виленская школа, с 1803 - Виленский Императорский университет). В белорусской историографии принято название — «Виленский университет».