Оценка шрифтов на основе уравнения регрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 10.06.2018

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Капустина, К. А. Оценка шрифтов на основе уравнения регрессии / К. А. Капустина, А. Ю. Лещинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51282/ (дата обращения: 25.12.2024).



С увеличением темпа жизни появилась потребность в экономии времени, затрачиваемого на чтение. Выбор шрифтового оформления напрямую влияет на скорость восприятия текстовой информации. Основной характеристикой восприятия шрифта считается удобочитаемость.

Провести оценку удобочитаемости можно, используя регрессионный анализ. Регрессионный анализ — это количественный метод определения вида математической функции в причинно-следственной зависимости между переменными величинами [1].

Разработано уравнение регрессии [2], использование которого позволяет прогнозировать удобочитаемость не только по геометрическим параметрам шрифта, но и на основе данных из области чувственного восприятия шрифта пользователями. В качестве переменных величин в уравнении предлагается использовать усредненные коэффициенты, отражающие субъективную оценку шрифта:

Y = 1,44751–0,34048 ∙ X1 + 1,31679 ∙ X2–0,466306 ∙ X3–1,85551 ∙ X4 + + 1,11346 ∙ X5 +1,09313 ∙ X6–0,734826 ∙ X7.

Поскольку феномен удовлетворительности неоднозначен и складывается из различных составляющих [3], то в число этих критериев входят следующие понятия: X1 — «изящный»; X2 — «удобный»; X3 — «плотный»; X4 — «легкий»; X5 — «читаемый»; X6 — «красивый»; X7 — «выразительный».

Цель работы — выявление степени удобочитаемости шрифта по регрессионному уравнению с характеристиками, отражающими восприятие шрифта пользователем. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) выбор шрифтов; 2) подготовка анкеты; 3) опрос пользователей; 4) прогноз; 5) анализ результатов.

Было выбрано 10 шрифтов, свободно распространяемых в сети интернет: 1. Benguiat; 2. Bauhaus-Heavy; 3. Gazeta Titul; 4. GaramondCTT; 5. Liter; 6. LazurskiCTT; 7. NewsGothic; 8. Minion Cyrillic; 9. Nimrod; 10. NewsCondensed. Шрифты под номерами 2, 7 и 10 относятся к гротескам, остальные — к антиквам.

Анкета была предложена 30 студентам (от 19 до 21 года). По каждому показателю испытуемые оценивали образцы шрифтов (текст на листе А5, кегль 14 пт), используя трехбалльную шкалу, где оценка 1 — испытуемый согласен с признаком, 2 — не совсем согласен, 3 — не согласен.

По результатам опроса было создано 10 таблиц (по одной на каждый шрифт) с оценками по всем критериям. Данные усреднили для удобства использования.

В ходе заполнения анкеты у некоторых анкетируемых возникли трудности: в частности, двое из них уточнили, что имеется в виду под «выразительностью». Возможно, при дальнейшем использовании методики в анкетах стоит подробнее описывать критерии, давать их в виде пар антонимов, например «удобный — неудобный».

Экспериментальные данные были внесены в уравнение регрессионного анализа, в результате каждый шрифт был отнесен к одной из двух групп удобочитаемости: 1 — шрифт удобочитаемый, 2 — нет (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования игруппа удобочитаемости

Номер шрифта

Изящный (X1)

Удобный (X2)

Плотный (X3)

Легкий (X4)

Читаемый (X5)

Красивый (X6)

Выразительный (X9)

Уравнение (Y)

Группа удобочитаемости

1

1,87

1,67

2,27

1,93

1,30

1,73

1,57

0,55

1

2

2,73

2,80

1,77

2,80

2,37

2,53

2,03

2,09

2

3

2,13

1,20

2,47

1,23

1,17

1,63

2,00

0,48

1

4

2,13

1,67

1,90

1,73

1,47

1,90

1,93

1,10

1

5

2,07

1,43

1,87

1,60

1,23

1,83

2,27

0,50

1

6

2,23

1,80

2,10

2,13

1,57

2,23

1,83

0,96

1

7

2,73

2,07

1,43

2,17

1,60

2,37

2,43

1,13

1

8

2,47

1,97

1,90

2,33

1,50

2,40

2,23

0,63

1

9

1,97

1,43

2,30

1,83

1,17

1,80

1,73

0,18

1

10

2,80

2,50

1,33

2,67

2,30

2,50

2,53

1,65

2

В среднем худшие баллы испытуемые ставили по шкале «изящный»: средняя оценка составила 2,31. «Читаемость» шрифтов, наоборот, была оценена высоко: оценки выше 2 получили только шрифты Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. В результате вычислений, они же были отнесены ко 2-й группе удобочитаемости (шрифт неудобочитаем). Для остальных критериев средняя оценка приближалась к двум, а значит в равных пропорциях были представлены шрифты с различной степенью характеристик. Все шрифты получили близкие к средним оценки по признакам «выразительный» (от 1,57 до 2,43) и «красивый» (от 1,73 до 2,5). Возможно, эти критерии обладают высокой степенью субъективности, из-за чего испытуемые часто выбирали крайние значения.

Ко второй группе были причислены два шрифта: Bauhaus-Heavy и NewsCondensed. Первый из них получил заметно низкие (> 2,5) оценки по критериям «изящный», «удобный», «легкий» и «красивый». Шрифт NewsCondensed отнесен к неудобочитаемым за счет своей плотности (Х3 = 1,33) и низких оценок по другим критериям.

Шрифты первого ранга имеют широкий разброс по всем параметрам, кроме «читаемый» (1,17–1,5). Это говорит о том, что может существовать несколько подходов к достижению удобочитаемости, не в ущерб другим его свойствам.

Наиболее читабельным оказался шрифт Nimrod, который получил высокий балл по характеристике «читаемый» (0,17) и «удобный» (1,43), и был воспринят анкетируемыми как «неплотный» (X2 = 2,30). Остальные критерии были близки к двум и на результат не повлияли. Также высоко оценили шрифт GazetaTitul: испытуемые отметили его как менее «изящный» и «выразительный», но более «удобный» и «легкий».

В результате проведенного опроса и использования методики регрессионного анализа было установлено, что исследуемые шрифты в большинстве своем можно отнести к первой группе удобочитаемости, за исключением Bauhaus-Heavy и NewsCondensed; наиболее удобочитаемым шрифтом можно назвать Nimrod, наименее — Bauhaus-Heavy.

Совокупные результаты, полученные после применения уравнения, отличаются от сведений в [2]. Средние оценки испытуемых в данной работе оказались выше, а Y, соответственно, принимает более низкие значения. Возможно, причина в том, что в опросе участвовали студенты, которые имели профессиональную подготовку в области типографики, что могло исказить их восприятие шрифтов.

Литература:

  1. Годин А. М. Статистика / А. М. Годин. — М: Дашков и К, 2012. — 451 с.
  2. Токарь О. В., Прогноз удобочитаемости шрифта на основе его восприятия пользователями / О. В. Токарь, И. В. Лукьянова, С. Н. Литунов // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы 8-й международной научно-технической конференции. — Омск: ОмГТУ. — 2018. — С. 68.
  3. Токарь О. В. Оценка восприятия шрифтов с использованием алгоритма «Ожидание минус восприятие» / О. В. Токарь // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 9. Издательское дело и полиграфия.— 2009. — № 9. — С. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): шрифт, регрессионный анализ, группа удобочитаемости, оценка, испытуемый, критерий.


Задать вопрос