Дизайн-проектирование в телевизионной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.10.2015

Статья просмотрена: 5540 раз

Библиографическое описание:

Марченко, М. Н. Дизайн-проектирование в телевизионной среде / М. Н. Марченко, А. В. Яроменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22678/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Ключевые слова: теледизайн, телевидение, компьютерные технологии, профессиональное образование дизайнеров.

 

Одним из важнейших средств получения информации, развлечения и коммуникации мира и человека является телевидение. Несмотря на появление Интернета, люди по-прежнему доверяют телевидению больше. Предпочтения аудитории в выборе телеканалов происходят по принципу поиска интересующей информации. Однако информация, находящаяся на одном канале, может дублироваться на другом, а зритель всё равно предпочтёт именно первый вариант. Здесь свою роль играет сравнительно новое явление, такое как телевизионный дизайн. Данный фактор, включающий в себя графическое сопровождение телеканала, в последнее время стал привычен зрителю, и он или не обращает на него внимание, либо же отрицательно относится к «отвлекающим» элементам. Поэтому профессия теледизайнера не так распространена, как могла бы быть, и её роль в современном телевизионном процессе не до конца понятна. В данной статье представлено описание профессии телевизионного дизайнера, его роль и задачи, которые необходимо учитывать при обучении будущих специалистов.

Телевизионный дизайн напрямую влияет на рейтинг телеканалов. В течение жизни зритель выбирает для себя определённый набор с интересующими его передачами. Однако основная часть аудитории, несмотря на разнообразие на телевизионном рынке, выбирает для себя каналы, которые предпочтительны и для остального населения. Выбор телезрителя зависит от возраста, социального положения и личных качеств, а также массы других факторов, одним из которых является психо-эстетическая совместимость зрителя и телепродукта.

Этот критерий включает в себя несколько пунктов, обеспечивающих целостное видение эфира, основными из которых являются: тематика передачи, качество передачи информации, личные предпочтения актёров, медийных лиц, персонажей, дизайн «оболочки» эфира. Стоит отметить, что последний пункт наиболее точно определяет психо-эстетическую совместимость. На современном этапе развития информационных и рекламных технологий особую значимость приобретает способность дизайнера при помощи средств графического дизайна грамотно и эффективно структурировать информационные потоки, донести их до сознания и подсознания потребителя визуальной продукции [1, с. 127].

Сейчас мало кто обращает внимание на графическую составляющую оформления телеканалов и передач. Зритель привык к тому, что будет какая-то заставка, на экране появится название проекта, начнётся передача, затем, после определённого промежутка времени, включится рекламный ролик и снова передача. Аудитория зачастую критически относятся к рекламным роликам, заставкам, «перебивкам», но все эти элементы играют особую роль и выполняют несколько важных функций. К таким функциям относится узнавание канала, ведь, включая телевизор, человек не всегда может застать момент, когда на экране присутствует логотип. Рекламные и межрекламные заставки помогают ориентироваться в огромном множестве каналов и напоминают, какой из них просматривается. Это позволяет удержать и привлечь нужную аудиторию и сделать телеканал запоминающимся — на что в конечном счёте рассчитана работа теледизайнера. Ещё одной важной функцией является разделение телевизионных передач, так как при отсутствии межпрограмных элементов эфир слился бы в один непрерывный поток информации, путающий зрителя и вынуждающий его переключить или вообще выключить телевизор.

В связи с этим, все эфирные единицы (телепередачи, рекламные ролики, рубрики и т. д.) сопровождаются определённым набором графических компонентов, которые, создают определённый образ и настраивают зрителя на нужную психологическую волну. Так, например, новостные передачи в основном всегда начинаются с графических заставок, составленных из геометрических элементов и изображения Земли, что подчёркивает строгость, чёткость, а соответственно правдивость и достоверность транслируемой в выпуске информации.

Таким образом, теледизайнер принимает непосредственное участие в создании бренда эфирных единиц. Человек на бессознательном уровне воспринимает графические заставки, эффекты. Всё в целом, вместе со звуковым сопровождением, формирует образ телеканала, который может действовать на зрителя доверительно либо же отталкивать его и вынуждать переключить на другой канал.

Отметим также, что телевидение, а соответственно теледизайн, непосредственно и агрессивно воздействует на характер и эмоции человека, предопределяя его поведение в обществе, а также имеют мощное влияние на формирование эстетического вкуса у зрителя, так как телевидение сейчас входит в нашу жизнь уже на самых ранних периодах развития. От того что человек видит вокруг себя, формируются его вкусовые предпочтения и общий уровень эстетического видения. Телевидение воздействует на человека, передаёт ему определённые жизненные ценности и идеалы, может научить его как хорошему, так и плохому. Поэтому, принимая участие в этом сложном, многоуровневом процессе, дизайнер должен помнить о том, что он несёт социальную ответственность, производя тот или иной продукт.

В последнее время графический телевизионный дизайн часто заменяется красивым изображением, фотографией, что не отталкивает зрителя, однако теряет и обесценивает работу дизайнера. Приём использования эстетически приятной картинки уместен в тематических каналах и будет оправдан при должной графической обработке. Достойными представителями подобного направления являются каналы: Discovery, Моя планета, NationGeographic, NatGeoWild, AnimalPlanet. Большинство перечисленных телеканалов иностранного производства, это доказывает то, что отечественная телеиндустрия пока находится на этапе развития.

Дизайн телевизионного эфира, в основном, включает телевизионные заставки. Использование качественных телевизионных заставок — для многих показатель общего уровня телеканала и, как следствие, фактор лояльности рекламодателей [5]. Это крайне важный элемент подачи телевизионного канала его зрителям. О книге мы судим по обложке, о новом фильме — по трейлеру и отзывам критиков. О телевизионном же канале зрителю расскажет ряд телевизионных заставок и оформление эфирного пространства. От телевизионных заставок и дизайна межпрограммного эфира (вкупе с определенным построением программной сетки) зависит восприятие телезрителем канала и его целевая аудитория. Сама идея телевидения заключена в передаче изображения. С точки зрения маркетинга, телеэкран объединяет в себе продукт, дистрибуцию, упаковку и продвижение. И даже процесс производства часто вершится на глазах у зрителя, ведь главная идея телевидения — это прямой эфир. При этом со стороны душевной, психологической — это невероятно разнообразная, парадоксальная, эмоциональная среда. И именно ТВ, даже с оглядкой на Интернет, предоставляет крупному пользователю (государству, корпорации, сообществу) самый прямой контакт и самый гибкий инструментарий при коммуникации идей и символов [4].

Фактически, сегодня стандарт телевизионных заставок — это 3D-анимация, 3D-моделирование объектов и 3D-визуализация. Сейчас основным набором телевизионного дизайнера являются программы — Adobe After Effects, Adobe Photoshop, CorelDRAW (Illustrator), 3Ds MAX или Cinema 4D. Мало разработать новый корпоративный цвет телеканала, новый логотип и так далее. Требуется «оживить» их, привнести требуемую степень динамики. Именно для этого существуют и применяются 3D-технологии. С их помощью дизайнер может осуществить самые смелые замыслы, с высокой степенью достоверности отразить и существующие, и несуществующие в реальном мире объекты в фантастической среде и таким образом заглянуть в будущее [2, с. 116].

Работа художника по оформлению телеэфира, помимо углублённого знания 3D технологий, требует отличного знания шрифтов, умения разрабатывать логотипы, понимать и чувствовать стилистическую специфику анонсов и рекламных сообщений, своеобразие оформления канала в целом и каждой передачи в отдельности. Все это делает работу дизайнера отдаленно похожей на работу в полиграфии, однако основное отличие оформления эфира в том, что все элементы динамически изменяются и трансформируются во времени и пространстве телевизионного экрана [3].

Тематизация канала, будь то история, новости, мультипликация, юмор тут же отсекает часть зрителей по тем или иным причинам: возраст, пол, социальный статус, уровень развития, кругозор и т. д. Для работы над таким проектом дизайнер чётко должен понимать, для кого он делает графическое оформление. Необходимо тщательно ознакомиться с эфирным наполнением телеканала.

Все эти факторы необходимо учитывать теледизайнеру. Проект телеканала подразумевает большой объём работы, выходящий за рамки создания фирменного стиля. Также медиадизайнер должен учитывать многие особенности и ограничения, обусловленные процессом телевизионного вещания. Подобным ограничением считается размер заставки, необходимо учитывать поле «зарезания». При работе с экраном нужно учитывать подобную специфику и возможность искажений, появляющихся по краям теленосителей.

Все вышеперечисленные принципы должны преподаваться дизайнерам в процессе обучения в вузах наряду с основами композиции, развитием пространственного мышления и прочими дисциплинами.

На основе изложенного можно сделать определённые выводы. Во-первых, роль дизайнера в телевизионном процессе важна и напрямую влияет на рейтинг телеканала, удержание и привлечение новой аудитории. В приведённом исследовании были выявлены основные задачи теледизайнера, важнейшими из которых являются: создание эстетического облика канала, разработка навигационной системы, позволяющей зрителю ориентироваться в эфирном пространстве. Во-вторых, эта профессия развивается в России достаточно медленно, отечественный рынок пока догоняет зарубежных коллег и обучение телевизионному дизайну — редкая дисциплина, доступная в основном жителям Москвы и Санкт-Петербурга, из-за чего телеканалы местной направленности находятся на низком уровне. Из этого следует необходимость продолжения изучения и развития данного вопроса в связи с его высокой актуальностью.

 

Литература:

 

  1.      Ажгихин С. Создание проектного образа в процессе разработки рекламных изображений // Преподаватель XXI век. М., 2009, № 3–1;
  2.      Марченко М. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21);
  3.      Монетов В. Теледизайн и компьютерная технология (URL: http://reklama.rin.ru/html/u1-i0_5_7-d-t-s-p-a-r-m.html) (дата обращения 10.11.2014);
  4.      Спиров М. Два гектара телевидения (URL: http://kak.ru/columns/teledesign/a4499/) (дата обращения 15.11.2014);
  5.      Телевизионные заставки, оформление эфира (URL: http://tvkolibri.ru/3dgrafika4.html) (дата обращения 11.11.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): зритель, заставка, канал, телевизионный дизайн, телевизионный дизайнер, MAX, последнее время, работа дизайнера, рейтинг телеканала, эфирное пространство.


Ключевые слова

телевидение, компьютерные технологии, теледизайн, профессиональное образование дизайнеров., профессиональное образование дизайнеров

Похожие статьи

Особенности проектирования визуальных коммуникаций в телевизионной среде

Проведено исследование основных особенностей проектирования телевизионной среды. Выявлены психологические особенности зрительской аудитории, входящие в основу разработки дизайн-проекта. Составлен примерный план и методологические рекомендации для диз...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Особенности использования PR-технологий в театральной индустрии России

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить груп...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Проблематика искусства с точки зрения дизайна

В статье анализируется проблема современного искусства. Эстетические особенности искусства, его восприятие современным обществом, и причины, приведшие к таким результатам.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Похожие статьи

Особенности проектирования визуальных коммуникаций в телевизионной среде

Проведено исследование основных особенностей проектирования телевизионной среды. Выявлены психологические особенности зрительской аудитории, входящие в основу разработки дизайн-проекта. Составлен примерный план и методологические рекомендации для диз...

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Особенности использования PR-технологий в театральной индустрии России

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить груп...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Проблематика искусства с точки зрения дизайна

В статье анализируется проблема современного искусства. Эстетические особенности искусства, его восприятие современным обществом, и причины, приведшие к таким результатам.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Тенденции книжного дизайна

В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечата...

Задать вопрос