Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в свободной деятельности.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука [2, с. 13].
В зависимости от поставленных задач, работа над звуковой культурой речи может состоять из двух или трех частей. На наш взгляд, наиболее рациональной является такая структура: первая часть − задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья − игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата.
В непосредственно организованной образовательной деятельности работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности с другими задачами речевого развития детей − развитие связной монологической и диалогической речи, грамматического строя речи и словарного запаса и пр. При решении любой задачи по развитию речи воспитатель обращает внимание на звукопроизношение, учит дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.
Наблюдения показывают, у старших дошкольников часто нарушается плавность речи, поэтому их необходимо упражнять в негромком протяжном произношении. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, а затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям и проговаривать в быстром темпе.
Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека. Проговаривание чистоговорок и скороговорок необходимо детям для улучшения качества их дикции [5].
Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки −в ускоренном.
В словарях можно найти следующее определение: скороговорка − это короткая, правильная в синтаксическом плане фраза для развития дикции и произношения с усложненной артикуляцией. Обычно это фраза специально придумывается, и ее требуется произнести не только чисто, но и быстро. Издавна скороговорки использовались для скорого произношения и чистоты речи.
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки придумывалась для обучения, поэтому они являются не самостоятельным жанром искусства, а прикладным, помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить [7].
Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
Анализируя скороговорки и чистоговорки как средство развития речи детей,
В. Дмитриева замечает: «Когда малыш еще только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [р]: «Стоит гора посреди двора».
Но вот ребенок подрос, развилась его речь и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве – дрова, − в словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки [в] и [р].
Еще подрос ребенок, и «усеченная» скороговорка, усложняясь, удлиняется:
На дворе − трава,
На траве − дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава» [3, с. 28].
Скороговорки − незаменимый речевой материал не только для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста, но и для развития сенсорных способностей и укрепления нервной системы. Они напоминают колыбельные, слова из народных песен, которые очень сильно впечатываются в нашу память с детства.
По мнению О. А. Новиковской, одним из главных достоинств скороговорок является то, что они непонятные и смешные. А человек так устроен, что его необычное больше привлекает, и запоминает он это легче. Предки наши также использовали скороговорки для забавы, но и не забывали об их обучающем действии [6, с.63].
Чистоговорки −это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении.
Выделяют чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки, и чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения имеет чистоговорка типа:
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная [3, с. 29].
Произносить любые чистоговорки рекомендуется сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. Затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем − громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», а другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются. Или один ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса, а затем сам же и отвечает.
Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова.
М. Г.Генинг считает, что чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех-шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы [1, с. 66].
В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать и для совершенствования фонематического слуха. Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок можно применять как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и других.
Старшим дошкольникам можно предлагать более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
Чистоговорки и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь.
По рекомендации Л. А.Колунова: полезно предлагать детям проговаривать шутки-чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать такую чистоговорку: «Ко-ко-ко − не ходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха − не поймала петуха». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения доказывают, что не все дети при повторении шуток-чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети [4, с. 11].
Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
Правильность и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.
Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.
Литература:
- Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2012. – 122 с.
- Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.
- Дмитриева, В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с.
- Колунова, Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 9. – С. 11-14.
- Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс]
- Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с.
7. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс]