Библиографическое описание:

Пузыня Т. А. Использование биотехнологий для производства экологически чистых продуктов питания // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 151-155.



The article is devoted to the role of biotechnology in the production of organic food, a special attention is paid to the analysis of constraints in the implementation of biotechnology and ways to improve the efficiency of the use of biotechnology in the production of organic food.

Keywords: organic food, biotechnology, food processing, rational and balanced diet.

Человеку недостаточно употреблять в пищу стандартизированные, но не обладающие необходимой полезностью продукты; однако современный образ жизни несовместим с ведением натурального хозяйства, поэтому население все в больших объемах приобретает продукцию, предлагаемую пищевой индустрией, которая вкусна и удобна в употреблении; пищевые продукты промышленного производства освобождают человека от утомительных хлопот по организации питания [1, с. 146–147].

Новые свойства продуктов в значительной степени обеспечены достижениями химии; при их ограниченном потреблении они не причиняют человеку вреда, но если такая пища становится основой пищевого рациона, а усилители вкуса и реклама «подстегивают» объемы потребления, то это может привести к «сбоям» в функционировании человеческого организма; стоит заметить, что на сегодня в развитых странах накоплено достаточно много проблем, связанных с глобальной деформацией пищевого поведения у значительной части населения [1, с. 147].

Можно с уверенностью сказать, что в современных условиях здоровье нации находится «в руках» пищевой промышленности; однако вектор ее развития все больше отклоняется от принципов здорового питания, поэтому назрела объективная необходимость скорейшего формирования таких институциональных условий, когда коммерческая эффективность пищевых предприятий достигалась бы лишь в случае производства продукции высокого качества в традиционном его понимании; в сложившейся ситуации использование на законодательном уровне определения качества применительно к пищевым продуктам без учета питательной ценности и оценки влияния на биобезопасность человека является опасной политикой, позволяющей компаниям реализовывать свои коммерческие интересы во вред потребителям [1, с. 148].

В 60-х годах в США появляется идея создания чистых продуктов, которая трактовалась как антикультура, пропагандирующая чистоту планеты, и не предполагающая получение денежных средств. Самих же людей считали сторонниками здорового питания, список экологически чистых продуктов (далее — ЭЧП) был незначительным, в то время как цены на ЭЧП были предельно высокими. В дальнейшем ЭЧП становятся более популярными, причиной этому служить наносимый человеку вред от употребления продуктов, содержащих консерванты и химические вещества. В результате этого целевая аудитория ЭЧП значительно расширилась, в городах стали появляться органические магазины, малые фермерские хозяйства, специализирующие на выращивании ЭЧП, расширились и превратились в крупные компании [2, с. 10].

Постепенно «зеленая волна» дошла и до нашей страны, особо остро проблема производства ЭЧП проявляется сегодня в условиях вступления России в ВТО, поскольку, не уделяя должного внимания ЭЧП, предприятия пищевой промышленности не смогут конкурировать на продовольственном рынке.

В настоящее время не только у нас в стране, но и за рубежом отсутствует согласованное определение понятию «экологически чистая продукция»; одно из наиболее известных определений характеризует продукцию, произведенную по органическим технологиям, следующим образом: «продукты, выращенные без применения пестицидов, искусственно изготовленных минеральных удобрений; выращенные в почве, содержание гумуса в которой увеличено путем ввода органических веществ; выращенные в почве, содержание минералов в которой увеличено путем ввода естественных минеральных удобрений; не были обработаны консервантами, гормонами, антибиотиками и т.п.» [3, c. 60].

На наш взгляд, к ЭЧП следует относить продукты без красителей и консервантов, изготовленные в естественных условиях без применения химических удобрений или пестицидов, производство которых не наносит вреда окружающей среде.

По словам Н. В. Бацюна фраза «фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях, хотя, пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет отлаженного механизма присвоения товарам соответствующей категории, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком [4, c. 75].

На наш взгляд среди основных показателей отнесения продукта к ЭЧП следует выделить наличие в продукте красителей, консервантов и химических веществ и удобрений, нанесение вреда природе при производстве продуктов питания.

Если при производстве продукта имели место все эти критерии в совокупности, то продукт можно именовать ЭЧП. Если же хотя бы один критерий был упущен, тогда продукт не является ЭЧП.

У. А. Волосатова считает, что путями совершенствования производства ЭЧП могут стать применение таких технологий производства продуктов питания, которые минимизируют вред природе, используют чистые исходные материалы, снижают долю упаковки готовой продукции, нацелены на рост жизненного цикла продуктов, повышают качество продуктов питания [5, c. 10–11].

На наш взгляд, к вышесказанному можно добавить использование малоотходных технологий, расширение вкусовой гаммы ЭЧП, максимальное использование вторичного сырья при производстве ЭЧП.

Среди факторов, сдерживающих развитие ЭЧП, можно выделить несовершенство нормативно-правовой базы и инфраструктуры рынка, высокую себестоимость готовой продукции и риск производства ЭЧП [6, c. 170].

Помимо вышеуказанных факторов, на наш взгляд, следует указать необходимость разработки и ввода новых технологий, влияние экономического кризиса, патентование разработок на ЭЧП, снижение плодородия почв и переподготовку кадров.

Применительно к России сертификация ЭЧП может столкнуться с такими проблемами как коррупция и непрозрачность проведения операций по получению сертификата на ЭЧП. Поскольку сегодня в России отсутствует система сертификации производства и переработки экологически чистой сельскохозяйственной продукции, что в значительной степени препятствует образованию отечественного рынка экологических продуктов [3, c. 61].

Данный недостаток необходимо устранить путем принятия закона о сертификации ЭЧП, который должен включить в себя следующие основные разделы: свойства ЭЧП, особенности производства ЭЧП, правила продажи ЭЧП, особенности хранения ЭЧП, особенности транспортировки ЭЧП, правила переработки ЭЧП.

Причины повышения цены на экологически чистую продукцию представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Причины повышения цены на экологически чистую продукцию [7, c. 22]

Проведённый Санкт-Петербургским экологическим союзом опрос показывает, что хотя уровень осведомлённости населения о состоянии окружающей среды невысок, 85 % граждан согласны покупать именно экологически безопасную продукцию, даже если её цена будет на 10 % выше цены аналогичной несертифицированной продукции; 49 % опрошенных согласятся на двадцатипроцентное повышение цен и 28 % — на тридцатипроцентное повышение [8].

В России отсутствует единый логотип сертификации продуктов питания, что препятствует идентификации продуктов среди прочих. Первая российская система добровольной экологической сертификации («Листок жизни») появилась в 2001 г. Одновременно с ней сегодня на территории России действует еще ряд маркировок, например, система добровольной сертификации «Экологические продукты», система добровольной сертификации «Петербургская марка качества», система добровольной сертификации «БИО», система добровольной сертификации «Чистые росы» [9, с. 123–124].

Основные ассоциативные ряды российских потребителей относительно понятий, связанных с экологически ориентированным производством, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные ассоциативные ряды российских потребителей относительно понятий, связанных сэкологически ориентированным производством,% кчислу опрошенных [9, с.123]

Ассоциации, связанные спонятием «органические продукты питания»

Ассоциации, связанные спонятием «экологически чистые продукты»

Ассоциации, связанные спонятием «биопродукты»

Продукты живого происхождения — 23

Удобрения, химия — 22

Натурально и полезно — 21

Экологические продукты — 11

Недоверие и непонимание — 22

Безвредные для здоровья продукты — 22

Полезные продукты — 45

Продукты, выращенные в естественных условиях — 23

Натуральные продукты — 10

Продукты, созданные с помощью специального биометода — 11

Живой натуральный продукт — 22

Йогурты — 34

Продукты с добавлением непонятных веществ — 33

На основании этого факта считаем, что если при производстве ЭЧП цены на конечный продукт будут выше чем при производстве традиционным способом, то это не вызовет снижения спроса на ЭЧП.

К сожалению, в России производство ЭЧП тормозиться многими факторами, что обусловлено тем, что рынок ЭЧП только зарождается у нас в стране и для его полноценного развития требуются специальные условия, среди которых можно выделить отказ от традиционных способов производства продуктов питания, необходимость ориентации на желания потребителя и состояние окружающей среды, наличие экологически чистых земель. Тем не менее, производство ЭЧП является перспективным направлением развития предприятий пищевой промышленности.

По оценкам специалистов, в России доля «экологически чистых» земель в общей площади земель, занятых под сельхозпроизводством составляет 0,003 % [10, c. 130]. Увеличение доли «экологически чистых» земель будет способствовать росту прибыли предприятий пищевой промышленности.

Поскольку по оценкам экспертов, сегодня годовой оборот мирового рынка экопродукции составляет 25 млрд долл. с ежегодным приростом в 20 % [7, c.21].

К тому же сегодня, если не будут решаться вышеперечисленные проблемы, это приведет к банкротству предприятий пищевой промышленности и полной потере продовольственной безопасности. Объединяя все вышесказанное, предлагаются следующие пути решения проблем производства ЭЧП (рисунок 2).

Рис. 2. Проблемы производства ЭЧП и пути их решения [11, c.261]

Объединяя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные проблемы решаемы, не стоит забывать, что внедрение любых инноваций в производство всегда требует дополнительных затрат, здесь уместнее ставить вопрос об окупаемости этих затрат и неизбежности применения ресурсосберегающих биотехнологий в процессе производства продуктов питания.

Литература:

1. Кошолкина Л. Результаты национального проекта «Развитие АПК» // Экономист. 2008. № 6. С.17–20.

2. Горшков Д. В. Новые маркетинговые возможности. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Практический маркетинг. 2004. № 8. С.10–23.

3. Бородин К. Г. Конкурентоспособность рынка отечественной экологически чистой продукции — факт или миф? // Никоновские чтения. 2007. № 12. С.59–63.

4. Бацюн Н. В. Инновационные стратегии в бизнесе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 2. С.74–78.

5. Волосатова У. А. Основные аспекты системы экологической информации при формировании спроса и предложения на рынке экологических продуктов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т.5. № 9. С.10–16.

6. Новокрещенных В. А. Дифференциация продукции агропродовольственного сектора в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 4. С.170–172.

7. Широжеева Н. Г. Экономические аспекты производства экологически чистой продукции в Курганской области // Аграрный вестник Урала. 2008. № 4. С.21–23.

8. Санкт-Петербургский экологический союз/ URL: http://www.ecounion.ru/ru/site.php.

9. Козлова О. Формирование рынка органических продуктов питания: роль государственного маркетинга// Проблемы теории и практики управления. 2010. № 11. С.121–126.

10. Александрова О. А. Экологически чистая сельскохозяйственная продукция: вопросы производства, государственной поддержки, стандартизации // Никоновские чтения. 2009. № 14. С.129–133.

11. Пузыня Т. А. Применение ГМО в пищевой промышленности// Биотехнология. Взгляд в будущее: II Международная научная Интернет-конференция: материалы конф. Казань: ИПСиняев Д. Н., 2013. — С.260–262.

References:

1. Kosholkina L. The results of the national project «Development of agriculture» // The Economist. 2008. № 6. pp.17–20.

2. Gorshkov D. V. New marketing opportunities. The market for green products: international experience and Russian prospects // Practical marketing. 2004. № 8. pp.10–23.

3. Borodin K. G. The competitiveness of the domestic market of environmentally friendly products — fact or myth? // Nikon read. 2007. № 12. pp.59–63.

4. Batsyun N. V. Innovative strategy in business // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2012. № 2. pp.74–78.

5. Volosatova W. A. Key aspects of environmental information system in the formation of supply and demand for environmental products market // Proceedings of Volgograd State Technical University. 2009 V.5. Number 9. pp.10–16.

6. Novokreshchennykh V. A. Product differentiation agri-food sector in modern conditions // Bulletin of the Tomsk State University. 2007. № 4. pp.170–172.

7. Shirozheeva N. G. Economic aspects of the production of environmentally friendly products in the Kurgan region // Agricultural Gazette Urals. 2008. № 4. pp. 21–23.

8. St. Petersburg Ecological Union / URL: http://www.ecounion.ru/ru/site.php

9. Kozlova O. S. Market Formation of organic food: the role of government marketing // Problems of the theory and practice of management. 2010. № 11. pp.121–126.

10. Aleksandrova O. A. Organic agricultural products: issues of production, state support, standardization // Nikon read. 2009. № 14. pp. 129–133.

11. Puzynya T. A. The use of GMOs in the food industry // Biotechnology. Looking to the future: II of International Scientific Internet Conference: Materials Conf. Kazan: SP Sinyaev DN, 2013. — pp. 260–262.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов