Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 2465 раз

Библиографическое описание:

Елизарова, Ю. С. Экомаркетинг как перспективное направление развития современного бизнеса / Ю. С. Елизарова, Я. С. Разумовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37154/ (дата обращения: 19.03.2024).



Авторы данной статьи проанализировали существующие подходы к определению понятия «зеленого маркетинга». В статье дается оценка проблемам внедрения эко-маркетинга при осуществлении деятельности российских и зарубежных компаний. Особое внимание было уделено систематизации перспектив применения эко-технологий в процессах производства и реализации товаров. Приведено авторское видение потенциальных результатов от внедрения принципов «зеленого» маркетинга в сферу бизнеса.

Ключевые слова: greenmarketing, ECO-technology, зеленый маркетинг, экологизация, экологичный бизнес, экотренд

Проблемы экологии в 21 веке являются одними из самых актуальных в мире. Во многом ответственность за это несет современное общество потребления: как производители товаров и услуг, так и их целевая аудитория. Нерационально организованное производство приводит к загрязнению природы: создание продуктов, которые не подлежат вторичной переработке, выпуск «излишней» продукции, применение неэкологичных технологий производства, хищническое отношение к невозобновляемым ресурсам и т. д.

Каждый из нас так или иначе становился «жертвой» неудовлетворительного состояния экологической ситуации. В условиях глобализации экономики, средний уровень потребления растет за счет увеличения «мирового» населения, а также роста среднего уровня доходов потребителей и общей культуры потребления.

Степень осознания критических проблем с целью предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды оценивается по-разному в отдельных странах и социальных группах [6]. Но в целом, общественное внимание и интерес к этим проблемам стабильно растет. Призвать общество к сохранению благоприятной окружающей среды, сокращению загрязнений, стало возможным с появлением эко-маркетинга как специфического направления маркетинговой науки.

И в этой связи понятие экологического маркетинга, в рамках которого широко рассматриваются проблемы загрязнения окружающей среды в бизнесе, становится все более значимым в последнее время.

Современные модели потребления не являются рациональными: улучшения в области энергоэффективности и появление новых технологий не всегда оправдывают их, а это приводит к усугублению экологического ущерба. Поэтому в рамках нестабильной и деградирующей экологической обстановки необходимо акцентировать внимание на использовании экологически безопасных ресурсов для производства и реализации «правильных продуктов». Для потребителей это предполагает изменение их поведения, в частности, способов, в соответствии с которыми они выбирают, пользуются и распоряжаются благами и услугами.

Повышенное внимание к экологии не должно заканчиваться лишь процессами производства и распределения; данный принцип также должен иметь распространение в рамках хранения, эргономичности оборудования, функциональности упаковки. В этой связи, реализаторы и производители должны помогать обществу достигать этой цели в совокупности с поощрениями более рациональных моделей потребления.

В сфере маркетинга, особый интерес вызывает концепция «зеленого маркетинга» [7]. Основываясь на позициях Американской Маркетинговой Ассоциации, «зеленый» маркетинг представляет собой процесс продвижения экологически чистой и безопасной продукции. Он способствует повышению узнаваемости бренда и объёмов продаж, а также лояльности потребителей, за счёт использования экологичных технологий производств и выпуска экологически чистой продукции.

Данное направление располагает специфическим набором инструментов, в числе которых [8]:

– использование «рациональных» с точки зрения влияния на окружающую среду ресурсов и материалов на каждой стадии производственного цикла;

– экономичное потребление энергоресурсов;

– соблюдение норм и квот, ограничивающие выбросы в экосистему;

– использование органических материалов для упаковки товаров;

– предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;

– повышение экологической культуры потребителей, партнеров и конкурирующих производителей.

Стоит отметить, что наиболее эффективно перечисленные средства работают в комплексе.

Большинство людей считает, что зеленый маркетинг применяется исключительно для продвижения продукции, входящей в категорию экологически чистых [9]. Склонность людей к естественным, натуральным и экологичным товарам/услугам объясняется, в первую очередь, стремлением к контролю жизни в мире, который становится все более непредсказуемым, динамичным, техногенным и стрессовым.

Основные причины экологизации бизнеса — создание положительного имиджа в глазах потребителей, акционеров и инвесторов, а также экономия материальных и энергетических ресурсов. Но нередко громкие заявления производителей об экологичности их продукции оказывались преувеличенными. Такая имитация эко-политики получила название «greenwashing», или «зелёная отмывка». Компании, построенные на «greenwashing», терпели неудачи и подрывали авторитет самого зелёного маркетинга. Стоит отметить, что производители не имеют права искажать или приукрашивать информацию.

«Способность эффективно решать экологические проблемы влияет не только на доверие потребителей компании, но и на их лояльность. Джон Грант в своей известной работе «Манифест экологичного маркетинга» построил модель перехода к «истинному» экологичному бизнесу [10]. Автор выделяет следующие уровни экологизации:

  1. Экологичный (первый уровень): набор новых стандартов. Реализация этого уровня происходит за счет коммуникаций.
  2. Экологичнее (второй уровень): разделение ответственности. Реализуется через сотрудничество.
  3. Самый экологичный (третий, самый высокий уровень): поддержка инноваций. Подразумевает изменения в культуре».

Таким образом, GreenMarket включает в себя широкий спектр деятельности, в том числе, процессы модификации продукта, изменения в производстве, упаковывании, а также рекламе.

Рассмотрим опыт зарубежных компаний-брендов, использующих эко-маркетинг в своей деятельности.

На сайте IKEA есть раздел, наполненный статьями и документами, призванными подтверждать экологичность компании. Натуральные компоненты, экологичная упаковка, плоская тара, пункты приема использованных батареек и прочие «зеленые» фишки как бы говорят покупателям — мы за природу [11].

Компания Apple также активно заботится об экологической стороне производства своих продуктов [12]. Каждый розничный магазин во всех странах мира принимает продукты Apple для правильной утилизации, существует программа, которая предоставляет скидки тем, кто сдает свои старые устройства. Каждый продукт компании соответствует международным стандартам: Energy Star и EPEAT.

Еще одна известная компания по производству техники в мире — Samsung, также обеспокоена ситуацией, связанной с загрязнением нашей планеты [13]. Каждое устройство создается в соответствии со строгими мировыми экологическими принципами: продукция выпускается в высокоэкологичной, полностью перерабатываемой упаковке, а также проверяется на наличие опасных для здоровья сырьевых компонентов. После окончания срока службы устройство можно сдать на бесплатную утилизацию.

Эко-тренд уже добрался и до России: отечественные потребители все больше интересуются зелеными технологиями и товарами, а рынок экологических материалов и услуг постепенно растет.

Несмотря на участие России в международных соглашениях по защите окружающей среды, в том числе в Киотском протоколе, большинство российских компаний в настоящее время не знакомы с международными экологическими стандартами, хотя исключения имеют место быть.

Например, ПАО «Газпром» заявляет о своей приверженности принципам устойчивого развития на базе экологических принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание экономического роста и сохранения благоприятной окружающей среды [14]. Основные механизмы выполнения: проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности компании на окружающую среду, ведение производственного экологического контроля и мониторинга; стимулирование научных исследований и реализация инновационных проектов, направленных на повышение энергоэффективности, использование возобновляемых источников энергии и нетрадиционных энергоресурсов; совершенствование системы экологического обучения работников компании.

Не отстают в применении эко-маркетинговых стратегий и представители телекоммуникационных технологий, такие как, МТС. Проводится комплекс мероприятий по повышению экологической устойчивости бизнеса и формированию культуры бережного отношения к окружающей среде у сотрудников, клиентов и партнеров компании. МТС реализовала ряд проектов: эко-акции по сбору и утилизации использованных батареек и аккумуляторов «Батарейки, сдавайтесь!», субботник «Экологический десант МТС», международная выставка «Экосфера», всероссийской экологической акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» и многие другие.

У эко-маркетинга есть большой потенциал стать одним из самых доходных и успешных направлений в долгосрочной перспективе. Ограниченность природных ресурсов, увеличение показателей потребления и загрязнения окружающей среды служат главными катализаторами внедрения зеленых идей по всему миру.

Существует разрыв между деятельностью, осуществляемой в секторе розничной торговли, и ожиданиями клиентов. В России появляется множество компаний, выступающих инициаторами эко-технологий и привлекающих клиентов к участию в экологических акциях. Эти компании зачастую ограничиваются проведением голословных эко-маркетинговых кампаний Их клиенты, в свою очередь, обладают низким уровнем экологического сознания. В настоящее время опыт рынка в России показывает, что экологические преимущества благ не стимулируют большинство покупателей нести большие затраты. Но с неизбежным повышением экологической осведомленности потребителей, производители будут вынуждены использовать больше экологических аргументов в своих маркетинговых стратегиях.

Литература:

  1. Belz F., Peattie K., Sustainability Marketing: A Global Perspectiv,. John Wiley & Sons 2009.
  2. Griffin R., Podstawy zarzadzania organizacjami, Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2006.
  3. Grzesiuk A., Etyka zachowan nabywcow z perspektywy przedsiebiorstwa handlu detalicznego, w: red. Sz. Figiel, Marketing w realiach wspólczesnego rynku. Implikacje dla otoczenia rynkowego, PWE, Warszawa 2010.
  4. Grzesiuk A., Handel detaliczny jako pracodawca we wspołczesnej gospodarce, Wydawnictwo Uniwersytetu Ekonomicznego w Poznaniu, Poznan 2010.
  5. Grzesiuk A., Wanat T., Consumer Ethics: Some Evidence From Young Consumers From Poland, Proceedings on the 9th International Marketing Trends Conference, Venice-Paris, ESCP Europe, Wenecja, Włochy, 21–23.01.2010.
  6. Проблема загрязнения окружающей среды. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsland.com/tag/11332
  7. Дергунова М. И., Говорова М. С., Мельникова А. В., Мельникова В. Л. «Зеленый» маркетинг и его особенности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 72-74.
  8. Особенности зеленого маркетинга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.marketingprofs.com/topic/all/green-marketing
  9. Отношение к зеленому маркетингу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/econ/archive/134/7965/
  10. Grant J. The Green Marketing Manifesto.Chichester: Wiley, 2008. – с. 212
  11. IKEA – greeneconomy. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvecoclub.narod.ru/IKEA.htm
  12. Apple. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://recyclemag.ru/article/apple
  13. Samsung. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eco-pravda.ru/page.php?al=samsung_eco
  14. ПАО Газпром: экология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/nature/ecology/
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Россия, EPEAT, IKEA, благоприятная окружающая среда, зеленый маркетинг, компания, процесс производства.


Ключевые слова

экологизация, Зеленый маркетинг, ECO-технологии, зеленый маркетинг, экологичный бизнес, эко-тренд, green marketing, ECO-technology

Похожие статьи

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

окружающая среда, США, Россия, товар, услуга, зеленый маркетинг, млрд, ресурс, экологический маркетинг.

О проблемах становления экологического дизайна в России

Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, материал, экологический дизайн, неконтролируемое потребление ресурсов, Россия, GAP, развитие, экология.

Применение эко-технологий в процессе управления цепями...

окружающая среда, DHL, мировая экономика, ISO, зеленая логистика, компания, особое внимание, российский бизнес, экологическая грамотность.

Использование биотехнологий для производства экологически...

продукт, Россия, добровольная сертификация, пищевая промышленность, чистая продукция, окружающая среда, готовая продукция, причина повышения цены, проблема производства...

Зелёное строительство в Российской Федерации

зеленое строительство, Россия, окружающая среда, РФ, BREEAM, LEED, III, FSC, FREEDOM, Экологическое строительство.

Экомаркировка продукции как средство повышения...

— минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ISO, экологическая маркировка, GEN, товар, экологическая безопасность, Россия, знак...

Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями...

Сидорова А. Д. Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями радиоэлектронных средств (РЭС).

Хорошавин А. В. Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России...

Система экологического менеджмента как основа экологизации...

Управление, ориентированное на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, способствует формированию

Условием решения задачи управления развитием производства и экологическими процессами является формирование систем и...

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Загрязнение окружающей среды.

Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями не просто позволит увеличить количество

Федоров В.А. Социальная ответственность бизнеса как основа зарождения социального маркетинга в России.

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

окружающая среда, США, Россия, товар, услуга, зеленый маркетинг, млрд, ресурс, экологический маркетинг.

О проблемах становления экологического дизайна в России

Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, материал, экологический дизайн, неконтролируемое потребление ресурсов, Россия, GAP, развитие, экология.

Применение эко-технологий в процессе управления цепями...

окружающая среда, DHL, мировая экономика, ISO, зеленая логистика, компания, особое внимание, российский бизнес, экологическая грамотность.

Использование биотехнологий для производства экологически...

продукт, Россия, добровольная сертификация, пищевая промышленность, чистая продукция, окружающая среда, готовая продукция, причина повышения цены, проблема производства...

Зелёное строительство в Российской Федерации

зеленое строительство, Россия, окружающая среда, РФ, BREEAM, LEED, III, FSC, FREEDOM, Экологическое строительство.

Экомаркировка продукции как средство повышения...

— минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ISO, экологическая маркировка, GEN, товар, экологическая безопасность, Россия, знак...

Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями...

Сидорова А. Д. Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями радиоэлектронных средств (РЭС).

Хорошавин А. В. Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России...

Система экологического менеджмента как основа экологизации...

Управление, ориентированное на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, способствует формированию

Условием решения задачи управления развитием производства и экологическими процессами является формирование систем и...

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Загрязнение окружающей среды.

Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями не просто позволит увеличить количество

Федоров В.А. Социальная ответственность бизнеса как основа зарождения социального маркетинга в России.

Похожие статьи

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

окружающая среда, США, Россия, товар, услуга, зеленый маркетинг, млрд, ресурс, экологический маркетинг.

О проблемах становления экологического дизайна в России

Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, материал, экологический дизайн, неконтролируемое потребление ресурсов, Россия, GAP, развитие, экология.

Применение эко-технологий в процессе управления цепями...

окружающая среда, DHL, мировая экономика, ISO, зеленая логистика, компания, особое внимание, российский бизнес, экологическая грамотность.

Использование биотехнологий для производства экологически...

продукт, Россия, добровольная сертификация, пищевая промышленность, чистая продукция, окружающая среда, готовая продукция, причина повышения цены, проблема производства...

Зелёное строительство в Российской Федерации

зеленое строительство, Россия, окружающая среда, РФ, BREEAM, LEED, III, FSC, FREEDOM, Экологическое строительство.

Экомаркировка продукции как средство повышения...

— минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ISO, экологическая маркировка, GEN, товар, экологическая безопасность, Россия, знак...

Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями...

Сидорова А. Д. Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями радиоэлектронных средств (РЭС).

Хорошавин А. В. Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России...

Система экологического менеджмента как основа экологизации...

Управление, ориентированное на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, способствует формированию

Условием решения задачи управления развитием производства и экологическими процессами является формирование систем и...

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Загрязнение окружающей среды.

Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями не просто позволит увеличить количество

Федоров В.А. Социальная ответственность бизнеса как основа зарождения социального маркетинга в России.

«Зеленый» маркетинг и его особенности | Статья в сборнике...

окружающая среда, США, Россия, товар, услуга, зеленый маркетинг, млрд, ресурс, экологический маркетинг.

О проблемах становления экологического дизайна в России

Во-вторых, необходимо развивать экологически чистое производство, а также

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, материал, экологический дизайн, неконтролируемое потребление ресурсов, Россия, GAP, развитие, экология.

Применение эко-технологий в процессе управления цепями...

окружающая среда, DHL, мировая экономика, ISO, зеленая логистика, компания, особое внимание, российский бизнес, экологическая грамотность.

Использование биотехнологий для производства экологически...

продукт, Россия, добровольная сертификация, пищевая промышленность, чистая продукция, окружающая среда, готовая продукция, причина повышения цены, проблема производства...

Зелёное строительство в Российской Федерации

зеленое строительство, Россия, окружающая среда, РФ, BREEAM, LEED, III, FSC, FREEDOM, Экологическое строительство.

Экомаркировка продукции как средство повышения...

— минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, ISO, экологическая маркировка, GEN, товар, экологическая безопасность, Россия, знак...

Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями...

Сидорова А. Д. Загрязнение окружающей среды предприятиями-изготовителями радиоэлектронных средств (РЭС).

Хорошавин А. В. Разработка и применение базовых инструментов экологического менеджмента и маркетинга на предприятиях России...

Система экологического менеджмента как основа экологизации...

Управление, ориентированное на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, способствует формированию

Условием решения задачи управления развитием производства и экологическими процессами является формирование систем и...

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Загрязнение окружающей среды.

Создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями не просто позволит увеличить количество

Федоров В.А. Социальная ответственность бизнеса как основа зарождения социального маркетинга в России.

Задать вопрос