Авторы: Голошевская Ирина Сергеевна, Агафонова Ольга Витальевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 4534 раза

Библиографическое описание:

Голошевская И. С., Агафонова О. В. Производство экологически чистой продукции: сегодня и завтра // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 145-148. — URL https://moluch.ru/archive/27/3010/ (дата обращения: 15.12.2017).

Последнее десятилетие остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Главным источником огромного количества углеводов, минералов, витаминов, необходимых человеку была и остается сельскохозяйственная продукция. Национальной проблемой нашего государства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Больше всего обсуждается вопрос о необходимости создания механизма производства и реализации экологически чистой продукции, который способен заинтересовать работников АПК. Это актуально в настоящее время, так как не смотря на принимаемые меры по поддержанию экономики АПК, ситуация в сельском хозяйстве остается напряженной: многие годы не происходит роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота и птицы.

Таким образом, важнейшая социально-экономическая задача это производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Требуется внедрение новых энерго-ресурсосберегающих технологий, закупка более качественного сырья, установка современного оборудования, что приведет к удорожанию конечного продукта. Готово ли общество к таким нововведениям? Что важнее для сегодняшнего потребителя: цена, качество товара, его экологические свойства, раскрученность бренда? Эти вопросы были заданы населению Новосибирской области в ходе соцопроса.

Основные вопросы, которые задавались гражданам, были следующими:

  1. Знаете ли Вы, что такое экопродукция?

  2. Как вы думаете, есть ли разница между понятиями «безопасная продукция» и «экологически чистая продукция»?

  3. Что для Вас имеет большую значимость при выборе продукции?

  4. Готовы ли Вы покупать экологически безопасные товары, если они будут дороже по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией?

  5. Где было бы Вам проще покупать экопродукцию?

  6. Зарубежная или Российская экопродукция вызывает у Вас большее доверие и почему?

В опросе участвовало 145 жителей Новосибирской области разного возраста (20-50 лет), уровня образования и дохода. На вопрос знаете ли Вы, что такое экопродукция 83% респондентов ответили положительно и всего 17% не знают (рис.1). 90% из них видят разницу между безопасной и экологически чистой продукцией (рис.2).










Рис.1. Знаете ли Вы, что такое экопродукция? Рис.2. Есть ли разница между безопасной и экологически чистой продукцией?

Однако некоторые из них дали такие ответы: «Экопродукция – натуральная, экологически чистая и безопасная продукция»; «Безопасной продукцией можно считать именно экологически чистую т.е нетоксичную, безопасную, безвредную»; «Экопродукция – выращенная, созданная без химии, добавок»; «Безопасная продукция для человека может быть создана из генномодифицированных продуктов и т.д.». Анализируя можно сказать, что в обществе прослеживается смутное, не четкое понятие этих определений. Поэтому возьмем на себя смелость напомнить сущность экологически чистой и безопасной продукции.

Экологически чистой считается продукция, соответствующая требованиям закона, то есть обладающая питательной ценностью, укрепляющая здоровье и не оказывающая канцерогенного, мута­генного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека в результате ее потребления; правовой статус экологически чистой продукции определяется соответствующими санитарными и ветеринарными нормами и правилами.

Безопасная продукция должна соответствовать установленным экологическим требованиям и показателям, закрепленным в меди­ко-биологических нормативах, стандартах, технических условиях, и не представлять опасности для жизни и здоровья людей. В такой продукции токсичные вещества могут содержаться только в предельно допустимых для человека концентрациях [1 с.7-10].

Немало важен вопрос значимости факторов выбора продукции для потребителей (рис.3). В современных условиях развития потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара (39%)и ценой (28%). Важно для них и наличие на этикетке различных знаков подтверждающих качество и безопасность товара (19%), а также удобство использования и употребления (13%).

Так же прослеживаются факторы, которые, по мнению опрошенных, наименее значимы. Радует то, что реклама продукции в СМИ и на улице, известность бренда, не играют большой роли и незначительно влияют на выбор продукции. По представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве входящих в него ингредиентов, ее натуральности. Именно эта инфор­мация позволяет гражданам сделать выбор в пользу того или иного товара. Также высока информированность о негативном воздействии консервантов, химических пищевых добавок и т.д. Интерес населения к этому вопросу достиг уровня, при котором производителям следует задуматься о возможности перевода всех мощностей на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.


Рис.3. Значимость факторов выбора продукции.

На наличие на упаковке различных знаков, удостоверяющих безопасность товара для здоровья обращают внимание 19% и 59% не доверяют различным знакам и символам. По их мнению, не смотря на жесткие требования к производителям экопродукции, многие отечественные производители, не пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих продуктов знаки "БИО" или "Экологически безопасный продукт" и автоматически повышают цены.

Тратить деньги на приобретение экологически чистой и безопасной продукции готовы большинство опрошенных (рис. 4). На вопрос готовы ли Вы покупать экологически безопасные товары, если они будут дороже, 43 % граждан ответили, что согласны, даже если она увеличится на 10 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией. Если цена возрастет на 20 %, то количество таких покупателей сократиться и даже если экологически безопасные товары будут дороже на 30 %, найдутся люди которые отдадут предпочтение такой продукции. Это очень высокие показатели, которые говорят о том, что потребитель ждет от производителя только качественной, экологически чистой и безопасной продукции.

Рис. 4. Рост цен на экологически безопасные товары.

Продажа экологически безопасной продукции в отдельных магазинах не нашла особой поддержки среди граждан, но все же 19% готовы их посещать. Большинству потребителей было бы удобно приобретать в специализированных отделах или в общей массе другой продукции, но выделенную особыми ценниками (рис. 5 ).

Рис. 5. Где было бы проще покупать экопродукцию?

Отечественная экологически чистая продукция у граждан Новосибирской области вызывает большее доверие, ее выбрали 61% опрошенных, в то время как зарубежную – 25%. Для 14% нет смысла делать градацию по доверию, поскольку, по их мнению, и та и другая может быть как экологически чистой и безопасной, так и малопригодной к употреблению. Основными мотивами выбора именно отечественного производителя явились представление о натуральности и экологичности продукции. Очень радует, что большинство опрошенных считают себя патриотами своей страны: «… у нас огромные территории где можно вырастить экологические продукты, только надо научиться ценить природу»; «человек должен питаться продуктами, выращенными и произведенными в регионе где он вырос и живет». Но все, же 25 % уверены, что лучше зарубежная: «…известно, что за рубежом эта сфера развита уже давно и требования и контроль качества там намного выше, чем в нашей стране». 14 % считают, что рынок заполнен подделками и контрафактом и поэтому покупают продукты на свой страх и риск.

Существенной проблемой национального рынка продовольствия является возрастание количества низкокачественных и опасных для здоровья продуктов питания из-за загрязненности и эродированности сельскохозяйственных угодий. Проблема качества и безопасности продовольствия в значительной мере усугубляется наводнением продовольственного рынка некачественными импортными и отечественными продовольственными товарами [1, с.7-10].

Главная причина низкого качества продовольственных товаров - отсутствие надлежащего контроля над качеством импортного продовольствия, эффективной системы защиты потребительского рынка [2]. В связи с этим необходима разработка и внедрение механизма, заставляющего сельскохозяйственного производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции.


Литература:
  1. Ярандайкин Р.С. Организационно-правовые проблемы производства и реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции : Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.06 : Москва, 1999 349 c. РГБ ОД, 71:01-12/51-5

  2. Гордышевский С.М. Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности и качества жизни. Электрон. версия: http://www.ecochistyproduct.ru/rights_base/razdel31_28


Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственной продукции, чистой сельскохозяйственной продукции, безопасной продукции, чистой продукции, безопасные товары, чистой продукцией, непроверенной аналогичной продукцией, выборе продукции, производство продукции, качества сельскохозяйственной продукции, безопасной продукции готовы, Новосибирской области, видов сельскохозяйственной продукции, выборе продукции покупатель, продукции токсичные вещества, факторов выбора продукции, безопасность товара, производство продукции животноводства, выбор продукции, реклама продукции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос