Причины производства в России продукции низкого качества и её слабой конкурентоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 28.10.2013

Статья просмотрена: 4017 раз

Библиографическое описание:

Бурко, Р. А. Причины производства в России продукции низкого качества и её слабой конкурентоспособности / Р. А. Бурко, Е. В. Галинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 298-299. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8131/ (дата обращения: 19.04.2024).

Почему в России производится столько низкокачественной продукции, и возможен ли выход России на мировой рынок с более качественной, конкурентоспособной продукцией≤

В нашем государстве проблемы с качеством были всегда, ещё со времён Советского Союза. И поэтому сейчас особенно остро стоит вопрос о том, почему же мы никак не можем выйти на тот уровень качества производства продукции, на котором уже давно находится большинство развитых стран, таких как США, Великобритания, или например Япония. В чём же причина≤ Этим вопросом задавались многие и не раз, причём не только в нашей стране. И поэтому полемика на эту тему достигла таких масштабов, что начинает казаться, что в России просто не возможно само по себе производство хоть какой-то качественной, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. Названо столько причин “несостоятельности” производства в РФ товаров, будь то повсеместная коррупция, или же низкий уровень системы образования, в конце концов столь любимое всеми выражение — “менталитет не тот”, что неизбежно начинаешь бояться за будущее собственного государства, задумываешься о том, возможно ли это будущее вообще≤! Д. Харрингтон сказал: «Качество продукции — основное поле сражений на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе — экономическая катастрофа». Получается, что если в области качества в нашей стране в ближайшее время не произойдёт никаких кардинальных изменений, то нас ждёт весьма плачевная перспектива оказаться “за бортом” мирового рынка.

Однако стоит задаться вопросом, действительно ли всё настолько плохо, или же всё же есть ещё “надежда”. В конце то концов, каким то же образом Россия держалась “на плаву”, и ко всему прочему даже вошла в пятёрку мировых лидеров по ВВП, по состоянию экономики на 2012 год (по данным международного финансового института). Вследствие этого, необходимо более тщательно рассмотреть причины столь низкого уровня конкурентоспособности российской продукции. Если быть точнее, то согласно рейтингу, составленному швейцарской исследовательской группой IMD в 2013 году, Россия занимает 42 место из 60, что говорит о подъёме страны в данном рейтинге на 6 пунктов (по сравнению с 2012 годом), но в то же время указывает на падение рейтинга на одну позицию по сравнению с 2001 годом.

Итак, начнём рассматривать данный вопрос — Уровень образования в нашем государстве; кроется ли в нем причина производства низкокачественных товаров≤ Безусловно, можно с уверенностью сказать одно — уровень образования в России хромает, а следовательно будет “хромать” и то, для чего это образование вообще даётся, а именно сфера производства (как одна из сфер). ВУЗы выпускают специалистов (а точнее, согласно последним изменениям в законодательстве — бакалавров и магистров), но по большей части эти специалисты пополняют ряды “офисного планктона”, либо становятся инженерами по обслуживанию технических центров. Столица нашей родины, где как нас уверяют, образование достигло мирового уровня, та вообще толпа купи-продавашек да менеджеров. Следовательно, с такими то “квалифицированными” кадрами, штампуемыми нашей образовательной системой год за годом, сфере производства в России так и не суждено будет подняться с колен.

Другим немаловажным фактором повышения конкурентоспособности продукции для нашей страны является развитие внутреннего рынка. Всем известно, что наша промышленность ещё со времён существования СССР базировалась, и продолжает базироваться на внутреннем рынке. Внутренний рынок является для нашей промышленности основным её рынком. Но из этого следует, что наша промышленность может развиваться и крепнуть лишь в той мере, в какой будет развиваться и расширяться наш внутренний рынок, емкость этого рынка, массовый спрос на промышленные товары.

Кроме всего вышесказанного, причину “страданий” производства продукции в РФ можно найти и, не углубляясь во все эти хитросплетения, прямо на виду (“под носом” так сказать), а именно в сфере, непосредственно связанной с контролем качества производства продукции — стандартизации. Как известно, в России (да и во всем мире) система контроля качества базируется на серии международных стандартов ISO 9000 (а с 01.01.2013 — ISO 9001–2011). Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ISO, — это «жить по правилам, которые помогают жить лучше». Однако издревле так уж сложилось в нашем государстве, что люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты и силу власти, и по сей день, даже в современной России этот принцип имеет место быть. Утрируя, можно сказать, что в целом культурный базис российских систем менеджмента качества — это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказания... непричастных. Поэтому российской системе управления просто жизненно необходимо переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил.

Однако большинство российских компаний слишком легкомысленно относятся к внедрению у себя правил, прописанных в международных стандартах ISO, не проводят диагностику менеджмента, не выявляют болезни и не определяют методики лечения. Не осознавая всей важности данных мероприятий, доказанной неоднократно (так например реформы, которые вывели Японию — одного из мировых форвардов по конкурентоспособности, в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента) российские производители идут по пути разрушения.

В общем и целом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что в современных условиях проблема повышения качества и конкурентоспособности для России является наиболее актуальной. Сегодня сам рынок диктует необходимость поиска новых подходов в совершенствовании качества и проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания и понимания, как на уровне фирмы, так и в более глобальной форме, на уровне целого государства.

Литература:

1.                 Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии).

2.                 Сафронов Н. А. Экономика предприятия — Глава 15. Качество и конкурентоспособность продукции

3.                 Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Процесс под микроскопом //Методы менеджмента качества. 2002.

4.                 Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Россия, внутренний рынок, IMD, конкурентоспособная продукция, мировой рынок, сфера производства, уровень образования, Япония.


Похожие статьи

Оценка конкурентоспособности экономики Японии

В статье рассматривается место Японии в мировой экономике.

‒ размер рынка — 4 место; ‒ хорошо развитая инфраструктура — 5 место

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная борьба, валовый продукт, валовый внутренний продукт, аграрный сектор, российская экономика.

Методологические подходы к оценке национальной...

...«Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего

Institute of Management Development (IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).

конкурентоспособность России / Конкурентоспособность России в мировой экономике.

Комплекс тенденций развития мирового рынка...

Достаточно быстро организовав полноценные конкурентоспособные производства, они смогли определить и закрепить свою нишу на рынке: выпуск качественной

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных отраслей промышленности.

Анализ конкурентоспособности иностранных предприятий...

Также особо высокой конкурентоспособностью отличается Япония.В последние десятилетия Япония стала сильной мировой державой с конкурентоспособной экономикой. На мировой рынок Япония поставляет продукцию широкого круга отраслей...

Конкурентоспособность предпринимательских структур малого...

Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования

Основные индикаторы экономической деятельности малых и средних предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (2010г.), % [7].

Мировой рынок высокотехнологичной продукции: современное...

Библиографическое описание: Лоховинина Е. С. Мировой рынок высокотехнологичной продукции: современное состояние и тенденции

В настоящее время к традиционным центрам производства и торговли химии и нефтехимии (США, Западная Европа, Япония)...

Научно-технологическое развитие, как определяющий фактор...

При этом американские эксперты высоко оценивают перспективы российского рынка

Международный институт менеджмента и развития (IMD) выпускает ежегодник мировой

производства, качества продукции и снижением издержек при котором рост заработной...

Похожие статьи

Оценка конкурентоспособности экономики Японии

В статье рассматривается место Японии в мировой экономике.

‒ размер рынка — 4 место; ‒ хорошо развитая инфраструктура — 5 место

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная борьба, валовый продукт, валовый внутренний продукт, аграрный сектор, российская экономика.

Методологические подходы к оценке национальной...

...«Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего

Institute of Management Development (IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).

конкурентоспособность России / Конкурентоспособность России в мировой экономике.

Комплекс тенденций развития мирового рынка...

Достаточно быстро организовав полноценные конкурентоспособные производства, они смогли определить и закрепить свою нишу на рынке: выпуск качественной

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных отраслей промышленности.

Анализ конкурентоспособности иностранных предприятий...

Также особо высокой конкурентоспособностью отличается Япония.В последние десятилетия Япония стала сильной мировой державой с конкурентоспособной экономикой. На мировой рынок Япония поставляет продукцию широкого круга отраслей...

Конкурентоспособность предпринимательских структур малого...

Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования

Основные индикаторы экономической деятельности малых и средних предприятий стран-лидеров мирового рынка наукоемкой продукции (2010г.), % [7].

Мировой рынок высокотехнологичной продукции: современное...

Библиографическое описание: Лоховинина Е. С. Мировой рынок высокотехнологичной продукции: современное состояние и тенденции

В настоящее время к традиционным центрам производства и торговли химии и нефтехимии (США, Западная Европа, Япония)...

Научно-технологическое развитие, как определяющий фактор...

При этом американские эксперты высоко оценивают перспективы российского рынка

Международный институт менеджмента и развития (IMD) выпускает ежегодник мировой

производства, качества продукции и снижением издержек при котором рост заработной...

Задать вопрос