Автор: Казьмин Кирилл Николаевич

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Библиографическое описание:

Казьмин К. Н. Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1.

Препринт статьи



В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, аптечные сети, лекарственные средства

Для поддержания своего здоровья и удовлетворения своих потребностей потребитель должен обратиться в место обращений лекарственных средств и медицинских изделий коим является фармацевтический рынок. Аптечный и фармацевтический рынок как система взаимодействия производства и потребления должна удовлетворять потребности населения, поддерживать их здоровье и распределять лекарственные средства и изделия медицинского назначения на основе рыночной конкуренции с учетом его социальной значимости.

Увеличение объемов и уменьшение издержек одна из задач аптечных сетей России. Как показывает практика, придерживаясь определенного плана, аптечная сеть может увеличить свои объемы и способны занять большую долю рынка. Определяющим фактором при выборе стратегии развития аптечного сегмента рынка является расположение аптечных пунктов в той или иной местности и расположении города. Исходя из этих соображений, чтобы повысить уровень дохода сети аптек должны быть идеально расположены в местности города.

Транспортная развязка, большое скопление народа в общественных местах все это создает большой эффект как в маркетинговом аспекте так и в финансовом для медицинских учреждений. Положительная динамика роста клиентов это конечно хорошо, но и важна стабильная и активная деятельность покупателей. То есть определенный город разбит на районы, например жилые, промышленные, спальные, элитные и т. д. И исходя из этих соображений, необходимо рассчитывать, как будет лучше для развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Эффективно с точки зрения стратегии может выступить расположение аптек в застроенных районах, что оказывает благоприятное воздействие на брэнд и авторитет. С другой стороны сети аптек не довольно выигрышна с аптеками имеющими одиночное состояние, которые расположены в местах не массового скопления людей, на окраинах города в тихих районах. Главным критерием здесь является способность аптечного пункта предложить необходимый товар для клиента по очень привлекательной для него цене. В условиях возрастающей конкуренции на розничном фармацевтическом рынке залог успеха определяется не только ценами, товаром и местом где находится аптеки, но и качеством которым обслуживаются клиента данных аптечных сетей.

Одним из факторов для аптечной сети, которая стремиться стать лидером среди конкурирующих предприятий, является узнаваемость его бренда. Действия для продвижения брэнда это способ обеспечить доверие клиента к данной фирме продукта и возможность установить более высокую цену, но в тоже время адекватную цену. При продвижении бренда аптечной сети, по мнению автора статьи, необходимо придерживаться следующих правил:

– необходимо рассчитать за сколько дней эффект от рекламы покроет затраты на раскрутку, для этого она должна внушать доверие гражданам РФ. Но иногда некоторые сети аптек попадают в убыток а то и хуже становятся банкротами.

– определить ассортимент и перечень услуг аптек. Хорошему и узнаваемому бренду помимо ассортимента необходимо предоставлять качественные услуги.

Основываясь на оценке конкурентоспособности, каждому городу необходимо для своих аптек подбирать свой ассортимент товара и создавать новые стандарты. За стандарт в некоторых городах принимается система самообслуживания, однако не все клиенты способны себя обслужить в связи с различными факторами и причинами. И поэтому, предпочтительно будет необходимо придерживаться следующих ориентиров:

– ассортимент средств должен держаться на уровне 2000–3000 препаратов, плюсом будет наличие большого количества не лекарственных средств более 20 %;

– дорогостоящая продукция известного бренда;

– комфортабельное и уютное помещение в зависимости от потока клиентов;

– минимизация очереди в любое время дня и ночи и наличие обслуживающего персонала;

– наличие квалифицированных работников, которые способны проконсультировать по медицинской продукции и по косметике

– наличие экономического образования у фармацевтов, которые способны качественно и с умом стимулировать клиента на покупку дорогого препарата, но а так же находить замену дорогостоящего препарата на дешевый аналог для среднего слоя населения.

Разного рода аптеки могут иметь разный процент оборачиваемости продукции, например в элитных районах аптекам может не хватать дешевых аналогов препаратов и наоборот) Исходя из этого можно сделать вывод, что продуктивно будет использовать разнохарактерный метод продукции.

– Для аптечных пунктов низшего уровня, наличие препаратов может контролировать не зависимо друг от друга, однако такие пункты должны содержать дешевые аналоги брендовых марок.

С целью удобства для клиентов расположение препаратов должно быть удобным но в тоже время по стандартам. Товары наиболее частого пользования и особо популярные должны располагаться прямиком у кассы для более стабильной продажи данной продукции.

Наиболее часто встречающиеся элементы среди аптечных сетей, которые стали так популярны в мегаполисах:

– сайт в интернете с ценами

– 24/7 аптеки в местах массового скопления людей и социальных местоположений.

Аптечные сети имеющие разносторонние аптеки следует разделить на 2 сегмента: для аптек находящихся в элитных районах будет целесообразно провести единую политику, а для аптек низкого уровня находящихся на окраинах города и в спальных районах целесообразно использовать децентрализованную ценовую политику.

Для населения со средним и низким уровнем дохода целесообразно проводить не большую оценку на препараты дабы сохранить поток таких клиентов а то и привлечь новых. Однако для косметических пунктов это не существенно так как клиенты косметических средств более платеже способны.

Таким образом фармацевтический рынок РФ имеет огромный потенциал для дальнейшего увеличения темпов роста, наряду с увеличением выручки и прибыли от продаж продукции, от увеличения капитала компаний. При сохранении всех тенденций что было сказано в статье этот потенциал может быть реализован с большей вероятностью в формировании аптечных сетей и развитии их в том числе.

Литература:

  1. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  2. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  3. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  4. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  5. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  6. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  7. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  8. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2010. — 85 с.
  9. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  10. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  11. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  12. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007. — № 2. — С. 68–81.
  13. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  14. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  15. Шаховская, Л. С. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып.7. Том 1. — Волгоград: ВолгГУ, 2006. — С. 414–426.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов