Автор: Москвичева Мария Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Библиографическое описание:

Москвичева М. А. Взаимодействие элементов инфраструктуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 669-672.

В статье раскрывается понятие инфраструктуры фармацевтического рынка, а также изучаются принципы взаимодействия основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Также составлена авторская схема отражающая механизмы взаимодействия всех элементов инфраструктуры фармацевтического рынка.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, инфраструктура рынка, элементы инфраструктуры, государственное регулирование.

 

Фармацевтический рынок имеет огромное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Это отлаженный механизм распределения лекарственных средств от производителя к потребителю. Динамика развития фармацевтического рынка Российской Федерации демонстрирует тенденцию к ежегодному увеличению его объемов [5, с.301]. Динамичное развитие фармацевтического рынка определяется его жизненным приоритетом [4, с.359], так как человечество с самого начала своего существования нуждается в постоянном потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, чтобы поддерживать свое здоровье на необходимом для полноценной жизни уровне [2, с.40]. Фармацевтический рынок является сферой обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ЛС и ИМН), существование которой связано с нуждой потребителя в поддержании своего здоровья и потребностью приобрести конкретный товар [3, с.39].Фармацевтический рынок как развивающаяся экономическая система взаимодействия его основных субъектов производства и потребления удовлетворяет потребности населения в выздоровлении и поддержании здоровья и распределяет ЛС и ИМН на основе механизма рыночной конкуренции с учетом специфической особенности фармацевтического рынка — его социальной значимости. [7, с.5], [8, с.15]

В классической интерпретации общеэкономических определений, инфраструктура рынка представляет собой комплекс институтов, которые обеспечивают непрерывное функционирование рынка за счет исполнения роли посредника между его субъектами, а также берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения между субъектами рынка. То есть, инфраструктура товарного рынка включает, прежде всего, оптовую и розничную торговлю, торговую сеть — магазины и другие предприятия, главное назначение которых: бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. В инфраструктуру товарного рынка входят и специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.

В инфраструктуру внешней торговли входят торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, выставочные и ярмарочные павильоны, торговые дома, внешнеторговые фирмы и объединения. Инфраструктура финансового рынка, обеспечивающая его эффективное функционирование, включает всю банковскую систему, в т. ч. коммерческие банки, биржу фондовую, биржу валютную, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и другие формы финансово-кредитного обслуживания рыночного хозяйства. Сюда относятся и аудиторские фирмы, выполняющие различные функции финансово-кредитного обслуживания на коммерческих началах. В качестве государственных органов действуют инспекция по контролю за ценными бумагами, Фонд государственного имущества и др. Рынок рабочей силы, или рынок труда, также требует создания развитой инфраструктуры: в нее могут входить службы занятости или биржи труда, общегосударственная и региональные системы учета спроса и предложения рабочей силы, переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий и стипендий, регулирования миграции рабочей силы и т. п. Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначены для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридическое обслуживание продавцов и покупателей, оказание им содействия в заключении, правильном юридическом оформлении сделок, транспортно-складская система, информационное и рекламное обслуживание участников рыночных процессов.

Фармацевтический рынок представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения, потребления ЛС и других товаров аптечного ассортимента.

Инфраструктура фармацевтического рынка Российской Федерации.

 

*-в натуральном выражении

Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы: закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот); закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот); закон стоимости.

Субъекты фармацевтического рынка представлены подсистемами (организациями): управления и регулирования (представленные органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности ЛС на федеральном и региональном уровнях); научно исследовательские организации; производственные организации и организации распределения, включающая фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации; потребителей (институциональных, промежуточных и конечных); фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.; подготовки кадров, ориентированная на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования; профессиональных общественных организаций.

Одним из важнейших участников фармацевтического рынка является государство, поэтому особенно важным является процесс государственного регулирования в соответствии с интересами каждого субъекта рынка.

Одним из примеров постоянного совершенствования законодательства Российской Федерации в области обращения ЛС является разработка и принятие Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г. № 61 [15]. В этом законе с целью поддержки отечественных предприятий-производителей «выравнены» требования к отечественным и зарубежным фармацевтическим производителям в части порядка экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов. [5]

Таким образом, в результате изучения процессов взаимодействия элементов фармацевтического рынка, автором были выделены основные компоненты его инфраструктуры, и составлена схема, которая отображает степень взаимодействия компонентов друг с другом. Исходя из данной схемы можно говорить о том, что государство в основном влияет на производителей и прежде чем попасть к потребителю, ЛС проходят множество ступеней.

 

Литература:

 

1.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

2.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

3.      Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

4.      Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

5.      Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

6.      Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

7.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

8.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.      Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

10.  Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

11.  Мелик-Гусейнов Д. В. Фармацевтический рынок России — больше, чем рынок.ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2008.-N1.- С.22–25

12.  Москвичева М. А. Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах. Молодой ученый. 2014.-№ 20.-С. 359–364.

13.  Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

14.  Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

15.  Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

16.  Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

17.  Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». [Электронный ресурс] — СПС «Консультант плюс», 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтического рынка, фармацевтического рынка Российской, Российской Федерации, рынка Российской Федерации, развития фармацевтического рынка, инфраструктуры фармацевтического рынка, элементов инфраструктуры фармацевтического, фармацевтическом рынке, и науки Российской Федерации, субъектов фармацевтического рынка, Инфраструктура фармацевтического рынка, развитие фармацевтического рынка, инфраструктура рынка, конъюнктуры фармацевтического рынка, Субъекты фармацевтического рынка, законами фармацевтического рынка, участников фармацевтического рынка, элементов фармацевтического рынка, Москвичева М. А. Развитие фармацевтического рынка, Г. А. Анализ фармацевтического рынка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle