Автор: Шабельский Вадим Сергеевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.11.2014

Библиографическое описание:

Шабельский В. С. Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 429-433.

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации влияют внешние и внутренние факторы, воздействие которых связано с определенными закономерностями в развитии рынка. В статье также рассматриваются вопросы социальной значимости фармацевтического рынка.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, стратегия развития, структурные параметры, социальная значимость.

 

Фармацевтический рынок представляет собой отлаженный механизм распределения ФП и ИМН от производителя к потребителю посредством использования оптовых и розничных поставщиков. В качестве оптовых поставщиков выступают дистрибьюторы, а в качестве розничных поставщиков аптечные учреждения [6, с. 24]. Ключевым фактором благополучия и процветания общества является здоровье его граждан, которое выступает в качестве невозобновляемого ресурса [9, с. 35]. В связи с постоянным наращиванием производства и ухудшением состояния окружающей среды все больший масштаб приобретает проблема развития заболеваний. Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира в стоимостном выражении по абсолютным показателям. Динамичное развитие фармацевтического рынка определяется его жизненным приоритетом, так как человечество с самого начала своего существования нуждается в постоянном потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, чтобы поддерживать свое здоровье на необходимом для полноценной жизни уровне [7, с. 138]. Одним из методов решения этой проблемы в нашей стране основано на эффективном развитии рынка фармацевтической продукции. При рассмотрении развития различных рынков современной России, фармацевтический рынок является одним из наиболее устойчиво и стабильно развивающихся сегментов экономики страны. В данном сегменте рынка утвердились новые формы собственности, и как следствие появилась конкурентная среда. Конкуренция порождает насыщение рынка новыми качественными препаратами и в свою очередь может приблизить уровень маркетинговой деятельности к мировым стандартам. Прежде, чем начать обсуждение проблемы, необходимо рассмотреть исторические аспекты развития фармацевтического рынка Российской Федерации.

Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации происходило в условиях, когда планово-распределительная система здравоохранения и лекарственного обеспечения распалась, а настоящий уровень доходов населения делал непосильным для большинства россиян качественные лекарственные средства. Необходимо отметить, что начиная с 1996 года, на фармацевтическом рынке Российской Федерации наблюдалась тенденция к увеличению доли безрецептурных лекарственных средств и уменьшению доли рецептурных лекарственных средств. В то время это соотношение составляло 50:50 [6, с. 26]. В такой ситуации для многих предприятий был единственный выход: перестать эксплуатировать собственные мощности для производства субстанций и заменить их производством готовых лекарственных средств (ГЛС). По некоторым данным, на сегодняшний день до 3/4 российского производства ГЛС использует в своем производстве субстанции, произведенные за границей».

Однако в фармацевтическом рынке назрели важные и насущные проблемы, которые требуют углубленного изучения и достаточно оперативного решения. Одним из наиболее острых моментов в развитии фармацевтического рынка является развитие промышленности. На современном этапе большой процент рынка занимают импортные лекарственные средства. Развитие фармацевтической промышленности способно эффективно решать значительную часть потребностей населения в лекарственном обеспечении. Основная проблема в фармацевтической промышленности связанная с реструктуризацией и модернизацией фармацевтической промышленности в соответствии с международными стандартами. Практически эту проблему можно решить только с государственной поддержкой фармацевтической промышленности. В решении проблемы особое значение имеет задача поддержки научных разработок в области фармацевтической продукции, а также формирование инвестиционных ресурсов для поступательного развития фармацевтической продукции [2, с.3]. Ниже на диаграмме приведена структура российского фармацевтического рынка Российской Федерации по производителям.

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка Российской Федерации по производителям [15]

 

Результатом доминирования на рынке импортной фармацевтической продукции является современное состояние российской фармацевтической продукции. «Российская фармацевтическая продукция представлена 349 промышленными предприятиями, из которых 63 предприятия — государственной формы собственности. Средняя рентабельность фармацевтической продукции — около 17 %, степень износа основных фондов — 60 %, загрузка производственных мощностей — 78 %. На них занято 65,1 тыс. человек, в 2007 г. они произвели товарной продукции на 62 млрд. руб. (на 7,1 % больше, чем в предыдущем году). Но, только 10 % отечественных предприятий полностью перешли на стандарты GMP, на 40 % предприятий действует система обеспечения качества, отдельные производственные участки работают по GMP. Российские предприятия находятся практически в полной сырьевой зависимости от импорта [8,с.33].

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка показал, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации преобладают дженерики, а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств на фармацевтическом рынке находится на незначительном уровне [16, с.48]. Невысокая доля оригинальных лекарственных средств связана с тем, что «разработка оригинального препарата требует больших финансовых вложений, поэтому в последнее время на мировом фармацевтическом рынке стали возникать мощнейшие конгломераты, с целью совместных исследований и разработок новых препаратов» [8, с. 38]. Однако уже в 2008 году стали предприниматься значительные усилия по нормализации работы отечественной промышленности. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана «Стратегия развития фармацевтической продукции РФ на период до 2020 г».. При этом необходимо отметить, что давно уже государство не уделяло столько внимания поддержке фармрынку [22, с.3]. Например, в 2012 году Правительством Российской Федерации были приняты несколько законодательных актов, которые исправляли выявленные недочеты в существующем регулировании фармацевтической отрасли [17, с.64], тем самым демонстрируя императив поддержки отечественным производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В России, на ближайшее десятилетие, создается благоприятная среда для развития фармацевтического рынка. В период 2015–2020 годов, в соответствии с существующей концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, объем государственных расходов отрасли здравоохранения ежегодно будет увеличиваться, и к 2020 году достигнет 5,5 % от уровня ВВП [19, с.79].

После утверждения стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года в различных субъектах Российской Федерации стали активно формироваться фармацевтические кластеры, которые представляют собой «группу компаний разработчиков, производителей, поставщиков оборудования, научно-исследовательских центров, ВУЗов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других компаний, которые работают в смежных сферах деятельности и способны усиливать конкурентные преимущества кластера в целом» [20, с. 52]. В 2010 году на фармацевтическом рынке России появилось новое понятие-«фармацевтический кластер». Согласно стратегии «ФАРМА-2020», фармацевтический кластер — группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм — разработчиков лекарств, производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

Создание фармацевтических кластеров — одна из задач для достижения целей «ФАРМА-2020», тем более что формат кластеров был одобрен президентом. И местные органы власти поспешили отрапортовать об образовании подобных конгломератов. Официально о таких планах объявляли в Волгоградской, Калужской, Московской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Томской и Ярославской областях, а также в Ставропольском крае, г. Санкт-Петербург, на Урале и в Алтайском крае, республике Татарстан.

И производители спешат занять место в новых структурах в надежде в дальнейшем получить от государства преференции и льготы. В отечественной и зарубежной научной литературе существует значительное количество различных интерпретацией понимания рынка. В качестве типа организации и функционирования продукции фармацевтической промышленности, рынок целесообразно понимать как совокупность товарно-денежных отношений с помощью и посредством которых организуется и регулируется производство, реализация и потребление продукции отрасли, а также формируются хозяйственные связи между всеми субъектами рынка. С позиции экономической теории, рынок, в том числе и такой специфической продукции как лекарственные средства и изделия медицинского назначения, представляет собою систему товарно-денежных отношений между хозяйствующими субъектами, возникающими в процессе купли-продажи продукции [1, с. 5].

Основными параметрами, характеризующими развитие фармацевтического рынка, являются соотношения импортных и отечественных препаратов, аптечных и больничных продаж, и рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств [10, с. 210]. При рассматривании вопросов формирования фармацевтического рынка, обосновании экономической поддержки его развития необходимо рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, если рассматривать как экономическую категорию, то необходимо выделить присущие ей функции — информационность, ценообразование, регулирующая и другие. Во-вторых, как организационная система со взаимодействующими группами рыночных субъектов: производителями, покупателями продукции, инфраструктурой и государством лице региональных органов управления. И, в-третьих, как регулируемая экономическая система, поскольку от управляемости экономическими и организационными процессами, особенно в переходной период, зависит достижение поставленной цели — функционирование в регионе эффективного рынка фармацевтической продукции, обеспечивающего высокий уровень лечебных процессов и сохранение здоровья населения [4, с.7].

Фармацевтический рынок, как и любая другая экономическая система, находится под влиянием комплекса факторов, которые оказывают влияние и детерминируют особенности процесса его формирования и развития. Все факторы взаимосвязаны и в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие рынка фармацевтической продукции. Если рассматривать внутренние (производственные) и внешние факторы (спрос, предложение) существуют и реально влияют на развитие. А сели рассматривать регулирующие — имеются, но не используются в полной мере. Особо хотелось выделить производственные факторы, они имеют большое влияние на развитие фарминдустрии. К производству фармацевтической продукции предъявляется особые требования, в число которых включены научно-техническая база и уровень научных разработок в фармации и медицинской технике, а также наличие инновационной продукции и высокотехнологичного производственного оборудования в отрасли.

Фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике. На сегодняшний день многие ведущие компании планируют к запуску заводы по производству лекарственных средств на территории Российской Федерации [12, с.77]. Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира в стоимостном выражении по абсолютным показателям [18, с. 33]. Современный фармацевтический рынок России является одним из крупнейших рынков в мире, занимая 7-е место по объему продаж в абсолютном выражении, а значительную часть продаж обеспечивает продукция зарубежных производителей [21, с. 415]. В настоящее время субъекты фармацевтической продукции, если рассматривать розничную сеть (аптеки) функционируют как ООО, ОАО, ЗАО, ИП. Государственные учреждения, муниципальные и государственные унитарные учреждения, структурные подразделения учреждений здравоохранения (аптеки лечебно-профилактических учреждений) в последнее время функционируют в меньшей степени. Данный вид рынка с каждым годом все больше и больше переходит из государственного сектора в коммерческий сектор. Этот фактор играет положительную роль в развитии фармацевтической промышленности, так как выведет данный рынок на новый более качественный уровень.

Исследование особенностей российского фармацевтического рынка свидетельствует, что наметилась тенденция интеграции и укрупнения фармацевтических производств. По данным лицензирующих органов, на настоящий момент в стране функционирует 560 производителей ЛС, имеющих федеральную лицензию; 187 предприятий имеют региональные лицензии. Согласно международным стандартам, степень концентрации фармацевтической промышленности в России еще исключительно мала.

Фармацевтический рынок имеет огромное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Это отлаженный механизм распределения лекарственных средств от производителя к потребителю [11, с. 357].

Таким образом, очевидно, что развитие отечественного рынка фармацевтической продукции является стратегическим направлением, обеспечивающим не только национальную безопасность в сфере обеспечения фармацевтической продукции населения России, но и направлением, позволяющим сгенерировать устойчивый экономический рост. Выход на мировые рынки российских производителей позволит повысить качество и конкурентоспособность предприятий в условиях глобальной экономики. Ориентация на мировые рынки даст возможность обеспечить долговременную перспективу дальнейшего развития фармацевтического рынка.

Развитие фармацевтической промышленности в среднесрочной перспективе будет осуществляться в рамках стратегии развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Наряду с развитием медицинской техники и технологий фармацевтическое производство в России обозначено важнейшим направлением модернизации экономики. Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года поставила амбициозную цель — перейти на инновационную модель развития. Планируется, что уже через 10 лет отечественные лекарства займут 50 % фармацевтического рынка Российской Федерации в стоимостном выражении, из них 60 % будут инновационными. В общей сложности поставлена задача создания 200 новых препаратов, способных заменить дорогостоящие импортные аналоги, входящие в список стратегических.

 

Литература:

 

1.         Барышникова, Г. Основные направления развития национальной фармацевтической и биотехнологической промышленности // Фармацевтический вестник, 2006, № 35, с.3.

2.         Басовский А. Е. Теория экономического анализа. / А. Е. Басовский, — М.: ИНФРА, 2001. — 220 с.

3.         Битерякова А. М. Управление финансами фармацевтической фирмы. / А. М. Битерякова // Экономический вестник фармации 1998 г., № 11 с. 87–90.

4.         Графова Г. Ф. Критерии и показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия. / Г. Ф. Графова // Аудитор — 2003. — № 12 с. 47–53.

5.         Другова З. К. Пути совершенствования эффективности деятельности аптечных предприятий в условиях рынка. / З. К. Другова // Материалы конференции. Приоритетные проблемы организации и экономики Российской Фармации. Москва 2001 г. с. 88–89.

6.         Евстратов,А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. т. 5 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006. — С. 24–28.

7.         Евстратов А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / Евстратов А. В. // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. — № 13. — С. 135–138.

8.         Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38–40.

9.         Евстратов, А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, А. И. Бережнова // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — № 16 (103). — С. 35–39.

10.     Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2011. — № 4. — С. 210–215.

11.     Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). С.357–361.

12.     Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (77).

13.     Максимкина Е. А. Направления мониторинга финансово-экономической деятельности аптечной организации. / Е. А. Максимкина // Ремедиум. — 1999. — № 6 — с. 54–57.

14.     Марданов,Р. Фармрынок ждут перемены // Новая аптека, 2009, № 2, с. 33–37.

15.     Олейник, Е. Импорт лекарственных средств в Россию за 9 месяцев 2006 года // Фармацевтический вестник, 2006, № 41, с. 33.

16.     Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

17.     Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. — С. 64–65.

18.     Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

19.     Москвичева, М. С. Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах / М. С. Москвичева // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79).

20.     Шаховская Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Шаховская Л. С., Евстратов А. В., Пескова О. С. // Вестник РУДН. Серия: Экономика. — 2011. — № 2. — С. 49–56.

21.     Шаховская, Л. С. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития. «Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы». Вып.7. Том 1. — Волгоград: Издательство «ВолгГУ», 2006. — С. 414–426.

22.     http://www.pharma2020.ru: — Приказом Минпромторга России от «23» октября 2009 г. № 956, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: — Стратегия развития фармацевтической промышленности российской федерации на период до 2020 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, фармацевтического рынка, фармацевтического рынка Российской, рынка Российской Федерации, развития фармацевтического рынка, фармацевтической продукции, фармацевтической промышленности, лекарственных средств, фармацевтическом рынке, рынке Российской Федерации, фармацевтическом рынке Российской, рынка фармацевтической продукции, развития фармацевтической, рынок Российской Федерации, промышленности Российской Федерации, Фармацевтический рынок, развитие фармацевтического рынка, российского фармацевтического рынка, и развитие фармацевтического рынка, Фармацевтический рынок Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос