Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за рубежом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брусянин, В. Е. Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за рубежом / В. Е. Брусянин, Я. И. Махмутов, Я. В. Сковронская, А. В. Цыбульский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13432/ (дата обращения: 25.04.2024).



Мировой фармацевтический рынок — один из самых быстро и динамично развивающихся товарных рынков в мировой экономике. Глобализация в мировой экономике предопределяет его стабильное развитие. [1]

Современный мировой фармацевтический рынок — это сложное образование, включающее несколько уровней организации. Он характеризуется высокими темпами развития, роста производства и показателями рентабельности. Причиной является специфика продаваемых продуктов и услуг, спрос на которые стабильно растет вне зависимости от политической и экономической ситуации.

В связи с этим у фармпроизводителей становится актуальной задача эффективного продвижения своих лекарственных препаратов. Ни один производитель (в соответствии с действующим международным и национальным законодательством) не имеет права предлагать свои медикаменты непосредственно пациенту. Фармацевтические предприятия вынуждены действовать через посредников (врачей, работников аптек), которые, как правило, не являются потребителями продвигаемого лекарственного средства. В процессе коммуникации производителю необходимо убедить в преимуществе товара людей, которые на личном опыте не собираются это проверять. Таким образом, аптеки являются одним из посредников между производителями лекарственных средств и конечными потребителями — пациентами.

Проведенный анализ существующих средств и методов продвижения фармацевтических препаратов показал, что, с точки зрения более эффективного продвижения и получения максимальной прибыли имеют значение следующие целевые группы:

  1. Покупатели препаратов в розничной сети;
  2. Практикующие врачи (стационарные, амбулаторные);
  3. ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения);
  4. Аптечный сектор (провизоры, фармацевты, менеджмент аптек и аптечных сетей);
  5. национальные и региональные фармдистрибьюторы.

Таким образом, аптеки являются одним из посредников между производителями лекарственных средств и конечными потребителями — пациентами.

В различных странах по-разному смотрят на организацию аптечного бизнеса. В настоящее время не во всех странах законодательство позволяет образовывать аптечные сети. Примером таких стран являются Финляндия, Германия, Дания, Франция и Испания на законодательном уровне определены:

– Ограничение в отношении владения аптекой — собственником аптеки может быть только специалист, получивший специальное образование в области фармацевтики. В данных странах законом не разрешено владеть аптечным предприятием лицам, не получившим фармацевтического образования.

– Ограничено количество аптек в рамках одной аптечной сети — от 1 до 4 аптек.

Примером стран, в которых не существует законодательно установленных ограничений на владение аптечными сетями являются: США, Нидерланды, Польша, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Чехия, Россия, Швеция, страны Балтии, за исключением Латвии и Великобритании. Вследствие этого в этих странах можно наблюдать постоянное увеличение аптечных сетей.

Следует отметить, что общая тенденция развития указывает на укрепление позиций аптек в розничной продаже лекарственных препаратов. Это подтверждается следующим: каждый год объем выручки аптек в рассматриваемых странах растет, однако, в силу специфики каждой страны, растет он по различным сегментам аптечного бизнеса, а также по различным группам продаваемых лекарственных средств.

Таблица 1

Динамика прироста выручки розничного сектора врассматриваемых странах, 2009–2015гг.

Изменение выручки аптек,%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

2014/2015

Германия

1,04

1,02

1,02

1,06

1,04

1,03

Россия

1,06

1,15

1,15

1,13

1,11

1,10

США

1,02

1,04

0,99

1,02

1,06

1,05

Швейцария

0,79

1,02

1,01

1,00

1,01

1,05

[Рассчитано авторами на основании данных о годовой выручке рассматриваемых стран]

В Германии величина развития общего рынка демонстрирует небольшое увеличение стоимостного объема в размере 1,1 % к 2014 году. Самое большое изменение демонстрирует продажи лекарственных средств в аптечных сетях (2,4 %), а продажи препаратов, не являющихся лекарственными средствами, выросли только на 2.28 % по сравнению с предыдущим годом. Развитие сегмента лекарственных средств добавочных классов в общем обороте в 2015 году вновь показывает относительно высокий рост преимущественно в области биофармацевтики по сравнению с предыдущим годом. Схожее увеличение наблюдается в сегменте гомеопатических и антропософических продуктов. Остальные компоненты сегмента демонстрировали низкие темпы роста или небольшое уменьшение.

Оборот аптечного рынка, включая почтовые заказы доставку из аптек составил в общей сумме 53,5 миллиардов евро в 2015 году. Для лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту, в отпускных ценах аптек общий объем продаж, посчитанный IMS Health на 2015 год, составил 43,8 миллиардов евро. Объем продаж рецептурных препаратов, финансируемых в рамках обязательного медицинского страхования, составил около 37,6 миллиардов евро. Продажи лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и финансируемых за счет обязательного медицинского страхования, составили 1,9 миллиардов евро, а за счет частного медицинского страхования 1 миллиардов евро. Объем продаж безрецептурных препаратов составляет около 6,8 миллиардов евро. [3]

В Швейцарии продажи фармацевтических средств в аптеках в 2015 году выросли по сравнению с предыдущим годом. В стоимостном выражении лекарственные препараты составили 52 % рынка в 1774 аптеках страны. Таким образом, в 2015 году аптеки были самым важным торговым пунктом для продажи лекарственных средств. Также, посылочная торговля в Швейцарии приобретают все большее значение. Продажи аптечных пунктов, которые кроме лекарственных препаратов продают косметические средства, сопутствующие товары, по сравнению с предыдущим годом снизились.

В определенных регионах Швейцарии врачам разрешено приготавливать лекарства по рецепту непосредственно для своих пациентов. В 2015 году в Швейцарии было около 5800 врачей, которые практикуют такой способ продажи лекарственных препаратов. На такой вид приходилось около 40 % всех продаж по стране. Так как такой способ продажи лекарственных препаратов в разных районах Швейцарии регулируется по-разному, то уровни продаж таких лекарственных групп по районам существенно различаются. [4]

В Швейцарии менее чем две трети аптечного оборота приходится на возмещаемые государством лекарства. В аптеках нелекарственный ассортимент (прежде всего товары для красоты и здоровья и средства личной гигиены) составляет от одной пятой до четверти аптечных продаж.

В России в 2015 году лекарственные препараты зарубежного производства в натуральном объеме рынка составили 42 %, то есть заняли почти половину всего рынка. Присутствие препаратов российского происхождения увеличилось на 4 % по отношению к 2014 году. Доля безрецептурных препаратов составила 52,2 % в стоимостном выражении и 69,1 % в натуральном. При этот ОТС-препараты выросли в денежном выражении на 11 %, тогда как рецептурные — на 7 %. Структура рынка продолжает изменяться в пользу более дорогостоящих препаратов, но при этом такое изменение идет одновременно с ростом продаж дженерических препаратов, тогда как доля оригинальных уменьшается. Все эти процессы продолжатся и в 2017 году. Также заметна тенденция сокращения проданных через аптечные организации упаковок лекарств иностранного производства — снижение на 20,3 % по отношению к 2014 году. [2]

В США наибольшее влияние на рост продаж розничного сектора оказали аптеки, расположенные в крупных сетевых магазинах, они обеспечили на 20 % рост всей выручки. Около 75 % продаж составляют запатентованные медицинские препараты. Безрецептурные препараты покупаются вне аптеки и онлайн, продажи в этих точках обеспечивают 60 % всех безрецептурных препаратов. [5]

Одним из главных трендов американского аптечного рынка является развитие специализированных аптек. Одним из видов их деятельности является продажа специальных препаратов, которые являются дорогостоящими. Они уже включены в медицинскую страховку пациента. Такими лекарственными препаратами являются: препараты для лечения тяжелых заболеваний, таких как рассеянный склероз, ревматоидный артрит, гепатит С, гемофилия и др. Большая часть этих препаратов сегодня реализуется именно в специализированных аптеках.

Во всех странах наибольший объем выручки аккумулируют аптечные сети. В соответствии с данными консалтингового агентства Pembroke Consulting, в США в 2015 г. 72 % аптечного рынка принадлежали топ-12 ретейлерам, 11 % — остальным сетям, 17 % — независимым аптекам. Трем крупнейшим аптечным сетям принадлежало 46 % рынка (CVS Caremark Corporation — 21 %, Walgreen Company — 16 %, Medco Health Solutions, Inc. — 9 %). Их выручка суммарно составила 127,5 млрд долл.

При анализе европейского розничного фармацевтического рынка речь идет о 220000 аптечных предприятий, которые снабжают лекарствами 700 миллионов человек. В 2015 году этот сектор достиг оборота 250 млрд. евро.

В европейских странах, где разрешается иметь множество аптек одному собственнику, образовались мощные аптечные сети. Одна треть аптечных предприятий, организованных в сетях, находится в России, еще одна треть — в Великобритании, 14 % расположены в Центральной Европе и 6 % в Северной Европе. Самые крупные европейские аптечные сети находятся под контролем европейских лидеров оптового фармацевтического бизнеса — компании Walgreens/ Alliance, McKesson/Celesio и Phoenix. Эти три компании создали свои европейские аптечные сети и развили, тем самым, вертикальную интеграцию фармацевтической отрасли. На конец 2015 года эти европейские лидеры непосредственно контролируют 8,629 аптечных предприятий в 12 странах Европы и, тем самым, объединяют под крышей своих аптечных сетей 44 % всех сетевых аптек, организованных в данных странах. В России в конце 2015 года топ-10 аптечных сетей объединили под своей крышей 9,957 аптек, что на 31 % больше, чем в 2014 году. Эти 19,2 % всех имеющихся в России аптек достигли в 2015 году оборота в 212,9 млрд. рублей, что составляет 23 % от всех розничных аптечных продаж.

Литература:

  1. Аверина М. В., Шевкуненко М. Ю. Российский рынок лекарственных средств как составляющая мирового фармацевтического рынка// Бизнес в законе.-2010.-№ 2.
  2. «Фармацевтический рынок России», исследование маркетингового агентства «DSM Group», 2016 год.
  3. Pharma — Daten Report // Официальный сайт немецкой фармацевтической ассоциации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bpi.de/home/nachrichten/nachrichten/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
  4. Swiss Healthcare and Pharmaceutical market Report // Официальный сайт швейцарской ассоциации фармацевтических компаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interpharma.ch/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
  5. National Pharmacy Market Summary // Leading provider of healthcare data [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skainfo.com/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, аптека, Россия, сеть, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный бизнес, аптечный рынок.

Похожие статьи

Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует...

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес.

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство...

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за... препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес. Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

фармацевтический рынок, аптечная сеть, аптека, сеть, район, клиент, окраина города, массовое скопление людей, Российская Федерация, средство.

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство...

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за... препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес. Обсуждение.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития...

Ключевые слова: фармацевтический рынок Российской Федерации, аптечная сеть, федеральный и региональный уровень.

Основная доля реализации ЛС и ИМН приходится именно на аптеки (80 %), а доля продаж в аптечных пунктах и аптечных киосках составляет...

Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств...

Отечественные препараты преобладают в объёме аптечных продаж в натуральном выражении (рис. 3). Большой объём продаж в упаковках получается

Лидирующими компаниями являются компании из Швейцарии, Франции, Германии, Израиля, Японии, Великобритании и США.

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство...

препарат, средство, локальный аптечный рынок, аптечная сеть, лечение грибковых заболеваний, ассортимент, противогрибковое действие, лекарственная форма, организм человека, анализ ассортимента.

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

...фармацевтического рынка снотворных лекарственных средств на базе аптеки № 10 сети аптек ООО «Еврофарма» в г. Мурманск

По объему продаж в зависимости от происхождения препарата синтетические и природные средства занимают почти равные позиции.

Анализ российского фармацевтического рынка лекарственных...

Основные термины (генерируются автоматически): препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент...

Лидирующими компаниями являются компании из Швейцарии, Франции, Германии, Израиля, Японии, Великобритании и США.

Похожие статьи

Оригинальные лекарственные средства и дженерики: существует...

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес.

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство...

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за... препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес. Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

фармацевтический рынок, аптечная сеть, аптека, сеть, район, клиент, окраина города, массовое скопление людей, Российская Федерация, средство.

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство...

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за... препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес. Обсуждение.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития...

Ключевые слова: фармацевтический рынок Российской Федерации, аптечная сеть, федеральный и региональный уровень.

Основная доля реализации ЛС и ИМН приходится именно на аптеки (80 %), а доля продаж в аптечных пунктах и аптечных киосках составляет...

Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств...

Отечественные препараты преобладают в объёме аптечных продаж в натуральном выражении (рис. 3). Большой объём продаж в упаковках получается

Лидирующими компаниями являются компании из Швейцарии, Франции, Германии, Израиля, Японии, Великобритании и США.

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство...

препарат, средство, локальный аптечный рынок, аптечная сеть, лечение грибковых заболеваний, ассортимент, противогрибковое действие, лекарственная форма, организм человека, анализ ассортимента.

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

...фармацевтического рынка снотворных лекарственных средств на базе аптеки № 10 сети аптек ООО «Еврофарма» в г. Мурманск

По объему продаж в зависимости от происхождения препарата синтетические и природные средства занимают почти равные позиции.

Анализ российского фармацевтического рынка лекарственных...

Основные термины (генерируются автоматически): препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент...

Лидирующими компаниями являются компании из Швейцарии, Франции, Германии, Израиля, Японии, Великобритании и США.