Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 25.03.2017

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Калганов В. А. Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 303-307. — URL https://moluch.ru/archive/146/41082/ (дата обращения: 24.05.2018).



В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структурные параметры развития, импортные и отечественные лекарственные средства, рецептурные и безрецептурные лекарственные средства

Основными параметрами, характеризующими развитие фармрынка, являются соотношения аптечных/больничных продаж, рецептурный/безрецептурный отпуск лекарственных средств [6], а также соотношение импортных/отечественных лекарственных средств. Рассмотрим динамику основных структурных параметров в 2011–2016 годах.

Рис. 1. Соотношение рецептурных/безрецептурных лекарственных средств (в стоимостном выражении) на фармрынке РФ.

Таким образом, данные представленные на рис.1 свидетельствуют о достаточно стабильном соотношении рецептурных и безрецептурных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Очевидно, что за анализируемый период доля рецептурных ЛС в стоимостном выражении в среднем составляла около 54 %, и с 2011 года по 2016 год демонстрирует тенденцию к увеличению, что связано с усилением государственного регулирования на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Рис. 2. Соотношение лекарственных средств отечественного/иностранного производства (в стоимостном выражении) на фармрынке РФ

Таким образом, данные представленные на рис.2 свидетельствуют о сильной зависимости фармрынка РФ от импортных поставок ЛС. Очевидно, что за анализируемый период доля импорта на рынке в стоимостном выражении составляла не менее 70 % всей емкости рынка.

Структура фармацевтического рынка может быть представлена как совокупность участников рынка в различных сферах [3], а именно в производстве, распределении и реализации. Оптовыми поставщиками лекарственных средств являются дистрибьюторы (Дб). Фармацевтический дистрибьютор — промежуточное звено в товаропроводящей цепочке фармпродукции между производителями с одной стороны, и розничными структурами, мелкооптовыми компаниями и госпитальным сектором, с другой стороны.

Дистрибьюторский сегмент в силу своей специфики является наиболее важным сегментом в лекарственном обеспечении регионов страны. Концентрация в этом сегменте самая большая — 99 %. Инициативы Дб хорошо вписываются в структуру рынка по организации высокотехнологичных производств. Существуют собственные производственные площадки у крупных российских фармдистрибьюторов, таких как «Протек», «СИА Интернейшнл», «Биотек» и др. О желании построить завод для выпуска генно-инженерных и высокотехнологичных препаратов заявил один из крупнейших поставщиков в секторе госзакупок — «Ираин-2» (соинвестором проекта выступает компания «Ростехнология»). Импорт лекарственных средств (ЛС) на фармацевтическом рынке Российской Федерации осуществляются представительствами как иностранных компаний, так и дистрибьюторы. В работах [10], [11] и [12] отмечается, что одним из фундаментальных факторов развития фармотрасли является динамичное и эффективное функционирование оптовых структур в товаропроводящей цепочке ЛС. На фармрынке России наиболее распространенным является канал сбыта 2-го уровня: производитель — оптовый посредник (дистрибьютор) — аптека — покупатель, что свидетельствует о еще не завершившемся процессе формирования структуры каналов распределения на ФР России. Одной из основных закономерностей развития фармрынка РФ является сокращение численности дистрибьюторов [1], [2], переход к большей концентрации участников рынка, отражающей оптимизацию каналов распределения и упорядочение их конфигурации.

Одним из ключевых факторов развития ФР является динамичное и эффективное функционирование оптовых структур в товаропроводящей цепочке ЛС. Заводам — производителям, как и розничным структурам, представителями которых в основном являются аптечные учреждения, необходимы надежные партнеры в лице дистрибьютерских компаний. На рис. 3 представлена схема функционирования Дб в товаропроводящей цепочке фармтоваров.

Рис. 3.Схема работы субъектов рынка в товаропроводящей цепи фармрынка

Одной из ключевых задач, стоящих перед государственными и бизнес — структурами фармрынка, является избавление от зависимости импорта ЛС и импортных субстанций. Ведущая роль в сегменте фармалогической Дб принадлежит крупнейшим национальным компаниям, таким как «СИА Интернейшнл», «Протек», «Катрен», «Роста», которые кроме собственных производственных площадок имеют собственные аптечные сети. Важным действием в работе Дб является стимулирование спроса на продукцию фармкомпаний посредством рекламной деятельности. Большинство оптовых фармкомпаний имеют в ассортименте так называемые «брендовые товары», которые хорошо разрекламированы. Те лекарственные средства, которые активно продвигаются рекламой, выписываются врачами в первую очередь и, соответственно, хорошо продаются. На примере ЛС от простудных заболеваний можно отметить наличие большого количества препаратов, являющихся бестселлерами и пользующимися спросом. Таким образом, структура потребления ЛС не всегда соответствует в целом структуре заболеваемости и не исключено, что структура потребления в определенной степени зависит от активной маркетинговой политики фармацевтических компаний.

Последним звеном в каналах распределения ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН) от производителя до потребителя являются аптечные розничные сети. Для розничной сферы распределения типична низкая степень концентрации участников рынка, что характеризуется показателем, который свидетельствует: на 10 крупнейших компаний приходится около 16 % всего рынка [15]. Розничная сфера распределения очень сильно подвержена влиянию государственного контроля за ценовой политикой компаний на ЛС и ИМН [16]. В качестве розничных поставщиков ЛС и ИМН выступают аптечные учреждения, распределяющие товары по аптечным сетям и лечебным учреждениям. На ранних этапах становления розничного фармацевтического рынка в России решающее значение при выборе потребителем аптечного учреждения имели такие факторы, как широта ассортимента и качество лекарственных средств [14].

Рис. 4. Уровень концентрации аптечных сетей на фармрынке РФ, % [5]

По результатам анализа функционирования аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации было выявлено, что структура розничного рынка меняет свою конфигурацию и происходит смена лидеров. На рис.4 показан уровень концентрации аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Таким образом, анализ периода 2009–2016 гг. выявил, что уровень концентрации аптечных сетей (ТОР-10 компаний) на фармрынке РФ демонстрирует устойчивую тенденцию к росту и практически трехкратное увеличение. Формирование и развитие аптечных сетей связано с проявлением тенденций к концентрации аптечного сектора [13]. По сравнению с началом 2000-х гг. уровень концентрации повысился, но спада общего количества не произошло, что свидетельствует об оптимизации структуры рынка. Причем эта тенденция наблюдается и на региональном уровне. Необходимо отметить что процессы усиления концентрации участников рынка связаны в том числе с процессами слияний и поглощений [8], [9], которые изменяют структуру рынка [7], но, тем не менее, крупные аптечные сети демонстрируют очень умеренные темпы развития.

Таким образом, в результате проведенного исследования структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации автором статьи были сделаны выводы о том, что российский фармацевтический рынок являются стабильно развивающимся и перспективным. Постепенное изменение и совершенствование структуры фармрынка, оптимизация каналов связи между производителем и потребителем позволит создавать более качественную продукцию при меньших затратах, сделать фармотрасль независимой от мировых производителей ЛС и поставщиков сырья. Больничные продажи на фармацевтическом рынке представляют особую часть рынка со своими особенностями структуры и тенденциями развития. Начиная с 1996 года на фармацевтическом рынке Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению доли больничных продаж, и увеличению доли розничного сектора. В дистрибьюторском сегменте Российской Федерации закономерным является сокращение численности дистрибьюторов и переход к большей концентрации участников рынка. В сегменте розничных сетей наблюдается низкая степень концентрации его участников вследствие сильного государственного контроля за ценовой политикой на ЛС и ИМН. Однако в этом сегменте наблюдаются процессы усиления концентрации, связанные с процессами слияний и поглощений. Выявленные закономерности развития ФР РФ отражают тот факт, что ФР в России проходит те этапы, которые характерны для уже сложившихся фармрынков развитых стран.

Литература:

  1. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  2. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  3. Воронцова, Н. А. Сущность и специфические особенности фармацевтического рынка / Н. А. Воронцова // Baikal Research Journal. — 2016. — Т.7 — № 3 — С.16.
  4. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  5. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на фармацевтическом рынке: мировой опыт и российская специфика: монография / А. В. Евстратов, А. М. Измайлов; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 156 с.
  6. Евстратов, А. В. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / А. В. Евстратов, И. В. Днепровская; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 72 с.
  7. Евстратов, А. В. Анализ особенностей формирования и развития инфраструктуры фармацевтического рынка в США / А. В. Евстратов, М. А. Москвичева, М. В. Сенина // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–2 (76–2). — С. 920–923.
  8. Евстратов, А. В. Ретроспективный анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 24–31.
  9. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  10. Измайлов А. М. Методический подход к анализу конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия / А. М. Измайлов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2015. — № 3. — С. 232–236.
  11. Измайлов А. М. Подход к оценке конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности / А. М. Измайлов // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 11–4(52–4). — С. 537–539.
  12. Кунев С. В. Фармацевтическая реклама как маркетинговый инструмент: особенности государственной регуляторной политики в России и зарубежом / С. В. Кунев, Л. В. Кунева. // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции XVI Макаркин. науч. чтения / отв. ред. Н. И. Лушенкова; Мордов. гуманитар. ин-т. — Саранск, 2016. С. 93–97.
  13. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  14. Папанова, С. Ю. Виртуальная аптечная сеть: особенности создания и функционирования / С. Ю. Папанова // Наука и образование: новое время. — 2016. — № 1(12). — С. 1–3.
  15. Папанова, С. Ю. Использование нейромаркетинга в системе управления аптечной организацией / С. Ю. Папанова, А. А. Хамукова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 4. — С.316–322.
  16. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтическом рынке, фармацевтическом рынке Российской, Российской Федерации, рынке Российской Федерации, фармацевтического рынка, лекарственных средств, концентрации участников рынка, фармацевтического рынка Российской, концентрации аптечных сетей, рынка Российской Федерации, развития фармацевтического рынка, стоимостном выражении, фармрынке РФ, товаропроводящей цепочке, мировом фармацевтическом рынке, параметров развития фармацевтического, уровень концентрации аптечных, товаропроводящей цепочке ЛС, большей концентрации участников, процессы усиления концентрации.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос