Авторы: Костина Мария Андреевна, Погорелова Наталья Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.11.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Костина М. А., Погорелова Н. А. Конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 305-309.



В статье рассмотрены конъюнктурные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также сделаны выводы об общем уровне развития фармацевтического рынка. Выявлено, что фармацевтический рынок Российской Федерации, принимая во внимание динамику развития, все же содержит в себе некоторые противоречивые тенденции.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, конъюнктурные особенности, динамика и структура спроса, уровень потребления лекарственных препаратов

Фармацевтическая промышленность является одной из наиболее рентабельных в мире [10], [12], и это связывают с высоким уровнем социальной значимости фармацевтического рынка [8], [13], [16]. Актуальность исследования фармацевтического рынка Российской Федерации связана с тем, что данный рынок служит для обеспечения населения социально значимой продукцией [2], [9]. Для того чтобы фармацевтический рынок стабильно развивался, необходимо отслеживать его изменения, определять слабые и сильные стороны, а также, регулировать деятельность основных его участников. Российский фармацевтический рынок является одним из наиболее быстроразвивающихся фармацевтических рынков мира, о чем свидетельствует публикации [3], [11], [14], изученные авторами статьи. Но, поддержка государством отечественных фармацевтических компаний особенно важна для динамичного и гармоничного развития, а также, для успешного функционирования рынка лекарственных средств. Конъюнктурный анализ позволит выявить сегменты рынка, нуждающиеся в государственной поддержке, а также, составить наиболее ясное представление о ситуации на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Как отмечалось исследователями фармацевтического рынка [4], [7], конъюнктура рынка является совокупностью условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке, характеризующаяся определенным соотношением спроса и предложения [6], а также уровнем и соотношением цен [17], [18]. Для проведения анализа конъюнктуры рынка необходимо изучать потребительский спрос, а также непрерывно проводить различные маркетинговые исследования. Понятие конъюнктуры фармацевтического рынка состоит из совокупности факторов, которые представлены ниже:

  1. динамика производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения, количество производителей на фармацевтическом рынке, динамика инвестиционных процессов в фармацевтической отрасли, рыночная капитализация фармацевтических компаний и др.;
  2. динамика и структура спроса и предложения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, динамика основных показателей дистрибьюторских сетей и аптечных сетей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, емкость фармацевтического рынка, разнообразие ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  3. конъюнктура мирового фармацевтического рынка, динамика его основных показателей, лидирующие страны, производящие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а страны с высоким уровнем потребления лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  4. динамика цен в дистрибьюторском секторе фармацевтического рынка в ведущих странах-производителях и потребителях лекарственных средств и изделий медицинского назначения, влияние транснациональных корпораций и государственное регулирование процесса ценообразования на фармацевтическом рынке.

Как отмечают некоторые источники [5], фармацевтический рынок Российской Федерации принято делить на два ключевых сегмента: коммерческий сегмент и государственный. Коммерческий сегмент представляет собой реализацию лекарственных средств через аптечные учреждения, государственный — реализацию лекарственных средств посредством лечебно-профилактических учреждений, либо реализацию через аптечные учреждения по программе дополнительного лекарственного обеспечения. На данный момент коммерческий сегмент российского фармацевтического рынка демонстрирует регулярную позитивную динамику и является одним из самых быстро развивающихся, о чем также свидетельствует [1] интенсивность рекламных коммуникаций. Агентство «DSM Group» предоставило исследование, согласно которому в марте 2015 года фармацевтический рынок Российской Федерации вырос на 3,8 % в сравнении с февралем и составил 55,9 млрд. рублей (с НДС). За год рынок продемонстрировал рост на 5,5 млрд рублей, составляя в 2014 году 40,4 млрд. рублей (с НДС). В марте 2015 года объем реализуемой продукции в натуральном объёме через аптеки составил 393 млн. упаковок, это на 4,1 % превышает аналогичный период 2014 года. Средняя стоимость упаковки лекарственного средства в марте 2015 года выросла на 1,9 % по сравнению с февралем 2015 года и составила 142,3 рубля. Данная стоимость, в свою очередь, превышает показатели 2014 года в 1,2 раза.

Рис. 1. Уровень потребления ЛС на душу населения (долл. США в год)

Таким образом, оценив уровень потребления лекарственных средств на душу населения в странах мира, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод, что Российская Федерация, как и прежде, отстает от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в 3 раза и в 5 раз от потребления в США. Меньше чем в России (154 доллара США), уровень потребление лекарственных средств и изделий медицинского назначения на одного человека, отмечается в Бразилии и Китае. Описывая конъюнктуру фармацевтического рынка Российской Федерации, необходимо отметить, что на рынке присутствует свыше 900 производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В таблице 1 представлен рейтинг производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Таблица 1

ТОP-10 производителей по доле аптечных продаж на фармацевтическом рынке РФ

Рейтинг

Производитель

Доля встоимостном объеме продаж,%

Доля внатуральном объеме продаж,%

Декабрь 2014 г.

Январь

2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

1

1

Novartis

6,51 %

6,01 %

3,24 %

2,93 %

2

2

Sanofi

5,51 %

4,96 %

2,38 %

2,22 %

3

3

Bayer

4,18 %

3,95 %

1,33 %

1,25 %

4

4

Takeda

3,23 %

3,37 %

2,04 %

2,04 %

5

5

Teva

3,01 %

3,06 %

2,33 %

2,29 %

7

6

Berlin-Chemie

2,80 %

2,89 %

1,87 %

1,92 %

6

7

Отисифарм

2,96 %

2,63 %

2,83 %

2,61 %

8

8

Servier

2,66 %

2,47 %

0,80 %

0,73 %

10

9

Gedeon Richter

2,22 %

2,44 %

1,44 %

1,51 %

9

10

Abbott

2,41 %

2,42 %

0,68 %

0,71 %

Общая доля TOP -10

35,48 %

34,20 %

18,95 %

18,21 %

Лидером продаж среди лекарственных средств является «Эссенциале». Сохранил свои позиции «Кагоцел», оставив за собой второе место, а «Нурофен» уступил третье место «Конкору», заняв в январе 2015 года четвертую позицию. Следует отметить, что снижение доли от стоимостного объема продаж у всех названных лекарственных средств, в первом месяце 2015 года их доля от всего коммерческого аптечного рынка лекарственных средств составила 11,57 %. Максимальные среди препаратов TOP-20 брендов коммерческого рынка лекарственных средств сокращения продаж наблюдались у лекарственных препаратов «Ингавирин» (-33,1 %), «Лозап» (-33,9 %), «Лазолван» (-35,3 %), «Линекс» (-44,7 %), «Алфлутоп» (-36,8 %), «Пенталгин» (-31,1 %) и «Арбидол» (-39,2 %).

Лабиринт

Рис. 2. ТОР-5 групп лекарственных препаратов в объемах продаж лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации (доля от стоимостного объема, продаж, %)

Таким образом, в результате проведенного анализа конъюнктурных особенностей развития фармацевтического рынка Российской Федерации, авторами статьи было выявлено, что фармацевтический рынок, принимая во внимание динамику развития, все же содержит в себе некоторые противоречивые тенденции. Необходимо отметить, что доля импортированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в стоимостном выражении составляет около 75 % от всей емкости фармацевтического рынка Российской Федерации. Проведенный конъюнктурный анализ позволил выявить сегменты фармацевтического рынка, нуждающиеся в государственной поддержке, а также, составить наиболее ясное представление о ситуации на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Литература:

  1. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография [Текст] / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  2. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 [Текст] / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  3. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации [Текст] / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  4. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации [Текст] / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  5. Евстратов, А. В. Ретроспективный анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке [Текст] / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 24–31.
  6. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие [Текст] / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2010. — 85 с.
  7. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке [Текст] / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  8. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива [Текст] / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  9. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений [Текст] / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  10. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход [Текст] / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  11. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография [Текст] / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  12. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект [Текст] / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007. — № 2. — С. 68–81.
  13. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети [Текст] / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  14. Халатян. С. Г. Развитие оптовых структур фармацевтического рынка южного федерального округа: логистический аспект [Текст] / С. Г. Халатян // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 4 (235). — С.51–57.
  15. Халатян, С. Г. Логистическая система оптового распределения фармацевтической продукции (на примере Южного федерального округа) [Текст] / С. Г. Халатян // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 43 (274). — С.61–67.
  16. Халатян, С. Г. К вопросу об управлении цепями поставок в фармацевтической отрасли России [Текст] / С. Г. Халатян // Вестник института дружбы народов Кавказа. — 2012. — № 1 (21). — С.148–152.
  17. Чебыкина, М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  18. Чебыкина, М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтического рынка, лекарственных средств, Российской Федерации, фармацевтическом рынке, фармацевтического рынка Российской, рынка Российской Федерации, изделий медицинского назначения, фармацевтическом рынке Российской, рынке Российской Федерации, развития фармацевтического рынка, фармацевтический рынок, рынок Российской Федерации, рынка лекарственных средств, фармацевтический рынок Российской, потребления лекарственных, лекарственных препаратов, потребления лекарственных средств, потребления лекарственных препаратов, уровень потребления лекарственных, фармацевтическом рынке РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос