Изучение потребителя биологически активных добавок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Изучение потребителя биологически активных добавок / О. В. Белоусова, Е. А. Белоусов, А. О. Иващенкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34369/ (дата обращения: 12.10.2024).



Исследование посвящено изучению характеристик потребителей биологически активных добавок (БАД) при совершении покупке этих товаров в аптечных организациях. Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, получение и исследование информации, которая касается целевых потребителей и их предпочтений, является обязательным условием для дальнейшего планирования маркетинговых мероприятий любой коммерческой организации. Исследование посвящено определению социального статуса посетителя аптеки и изучению влияния на него различных внешних факторов. Разработана анкета, содержащая 25 вопросов. Проведено анкетирование 145 посетителей в 5 аптеках с мая 2016 по сентябрь 2016 года. Установлено влияние финансового кризиса на демографические характеристики посетителей аптек, самооценку их состояния здоровья, поведенческие характеристики и характеристики покупки.

Ключевые слова: маркетинговые мероприятия, биологически активные добавки, изучение потребителей, характеристики посетителей, социологическое исследование

Актуальность темы. Финансовый кризис отразился на различных сторонах жизни общества, в том числе на деятельности аптек. Одним из условий финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики является усиление маркетинговой деятельности в аптеке [2,6,8].

Стремление к здоровому образу жизни набирает силу. Население высокоразвитых индустриальных стран особенно открыто ко всему, что делает людей здоровыми. На этой волне пищевая индустрия начинает переориентироваться на производство продуктов питания с новыми качествами, улучшающими здоровье [1,5].

Современная медицина уделяет большое внимание взаимосвязи между здоровьем человека и особенностями его питания, которое является не только средством насыщения и источником энергии, но и фактором нормального функционирования всех систем организма, повышения сопротивляемости его к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды [3,7].

Оптимизация рациона современного человека с учетом рекомендуемых норм потребления не может быть достигнута простым увеличением потребления натуральных продуктов питания без причинения вреда здоровья, а требует новых подходов и решений. В этой ситуации большинство ученых — нутрициологов приходит к выводу о необходимости широкого применения БАД, представляющих натуральные комплексы эссенциальных веществ, таких как минералы, витамины, пищевые волокна, экстракты лекарственных растений, ненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты и т. д. [6,7].

В России о биологически активных добавках широкому кругу людей стало известно в конце девяностых годов двадцатого века. Именно в это время биологически активные добавки в нашей стране стали рассматриваться, как источник оптимизации и получения с пищей достаточного количества необходимых организму питательных веществ естественного происхождения. [1,2,3,4].

Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».

Объекты исследования: 145 анкет посетителей аптек, приобретающих БАД или интересующихся данными товарами.

Методы исследования: контент-анализ, структурный, графический, логический, социологический.

Результаты иих обсуждения: При анкетировании определилась медико-социальная характеристика принявших участие в опросе респондентов. 66,5 % из них принадлежит к женскому полу, 33,5 % — к мужскому, 64,8 % опрошенных женаты или замужем 10,7 % — не состоят и не состояли в брачных отношениях, 24,5 % -состояли в браке

Анализ ответов показал, что 59,7 % опрошенных имели высшее образование, 25,2 % — среднее специальное образование, 15,1 % — среднее. Большая часть ответивших на вопрос является служащими (58,2 %). Доля предпринимателей и рабочих — (18 % и 11,4 % соответственно), 7,8 %- студенты, 4,6 % -безработные.

Была изучена структура семей анкетируемых (количество родственников, с которыми принявший в опросе человек проживает на одной площади. Как правило это семья из 3-х человек 43,4 %; из 4-х (19,8 %); из 2-х (28,3 %).

Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей аптечной организации. До пятнадцати тыс. руб. в месяц имеют доход (47 %), до тридцати тыс. руб. (29 %) и до пятидесяти тыс. рублей (24 %).

Рис. 1. Результаты оценки платежеспособности потребителей биологически активных добавок, %

Определено сколько же денег в процентном отношении семья имеет возможность тратить на медикаменты и собственно саму медицину. Стало известно, что почти 60 % способны потратить на поддержание здоровья не более 5 %, 34 %- до 10 % дохода и только 8 % респондентов могут потратить на медицину более 10 % своего дохода.

Большинство респондентов (95,1 %) субъективно поставили оценку своему состоянию здоровья «хорошо» или «удовлетворительно». Тем не менее хронические заболевания имеются у 52,5 % опрошенных. Посещают аптеку с целью получения фармацевтической помощи 2 раз в месяц 61,4 % респондентов, чаще 2 раз-23,2 %, реже 1 раза в месяц 15,4 % посетителей.

Фармацевтическая отрасль интенсивно развивается, на рынке появляются все новые лекарственные средства, таким образом, возрастает риск полипрагмазии. В связи с этим в анкете присутствует вопрос о количестве принимаемых лекарств. Установлено, регулярно принимают лекарственные средства только 45,1 %, остальные не выполняют предписания врача, до двух лекарственных препаратов принимают 6,9 % опрошенных, более трех- 10 %.

Заданы вопросы об образе жизни опрошенных и о наличии вредных привычек. Мнения опрошенных об образе жизни показали, что значительная аудитория считает, что они физически активны (44,3 %) и слабо активны (27,9 %). Выяснилось, что только 24,6 % респондентов не курит, а 15,8 % — бросили курить, 25,7 %-никогда не курили. Среди курящих у 22 % стаж 5–8 лет, у 43 % — стаж 8–15 лет, по 16 % отметили свой стаж курени как 16–25 лет и более 25 лет.

Большинство опрошенных (83,5 %) уверены, что за собственное здоровье отвечают лично они, 8,2 % анкетируемых считает, что система здравоохранения, ответственность на государство возложили 8,3 %.

Нас интересовало, какое место отводят собственному здоровью в собственной иерархии жизненных ценностей респонденты. Выяснилось, что 62,5 % опрошенных ставят собственное здоровье на 1 первое место, 24,5 % — отводят ему второе место, 11,7 % — третье, 1,3 % — четвертое.

Выводы.

Портрет посетителя аптеки — потребителя БАД: женщина, состоит в браке (64,8 %), имеет высшее образование (59,7 %), служащая (58,2 %), семья состоит из трех человек (43,4 %), с доходом в месяц до 15 тыс. рублей (47 %), из которых 9 % она может потратить и тратит на лекарственные товары и фармацевтические услуги для себя и членов семьи. Покупатель оценивает свое здоровье как удовлетворительное, он обращается за фармацевтической помощью в аптеку не чаще 2 раза в месяц.

Потребители биологически активных добавок уверены, что сохранять и укреплять свое здоровье, выбирая в шкале приоритетов здоровый образ жизни, должны они сами. Абсолютное большинство активных потребителей биологически активных добавок считают, что поддержанием хорошей физической формы, ведение рационально-активного образа жизни

Результаты исследования положены в основу формирования ассортимента аптечного предприятия, который будет способствовать удовлетворению платежеспособного спроса населения, привлечения новых и развитию старых клиентов.

Литература:

  1. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Белоусов П. Е., Белоусова Е. В./ Медико-социальное досье пациентов отделения сосудистой хирургии, страдающих варикозной болезнью вен нижних конечностей.// «Молодой учёный», серия медицина, часть 4-я,№ 2(106), январь 2016г.С.326–330.
  2. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Петренко С. Ю. / Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний «Молодой учёный», серия «Медицина», часть 3, № 16 (120), август 2016г.С.424–426.
  3. Белоусов Е. А., Белоусова О. В., Карасёв М. М./ Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента препаратов для лечения никотиновой зависимости в аптечных организациях.//«Молодой учёный», часть 3-я, № 24(104), декабрь 2015г. С.255–258.
  4. Григорьев Д. Анализ рынка биологически активных добавок // Бизнес медицина. — 2005. — № 8. — С.78–82.
  5. Курбанова, М. Г. Исследование и разработка полифункциональных добавок на основе гидролизатов казеина и практическая реализация технологий пищевых продуктов с их использованием: дис. … д-ра техн. наук: 05.18.04 /Курбанова Марина Геннадьевна. — Кемерово, 2012. С. 369.
  6. Романова Е. Ю. Кризис — процесс, которым нужно управлять. Новая Аптека. 2009. (Эффективное управление). № 2. С. 23–24.
  7. Симакова С. А. Применение композиции гумата калия и спирулины в качестве биологически активной добавки к пище / С. А. Симакова, Г. М. Исхакова, П. П. Пурыгин // Известия самарского научного центра РАН. Т. 11 (27), № 1 (5). — Самара: (СНЦ) РАН, 2009. — С. 1097–1099.
  8. Фомина Л. Б. Политика финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики. НоваяАптека. 2009. (Нормативныедокументы). № 10. С. 51–54.

Сведения об авторах:

Белоусов Евгений Александрович-кандидат фармацевтических наук,

старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации НИУ БелГУ

г. Белгород, ул. Победы, 85;

E-mail: belousov_e@bsu.edu.ru

Белоусова Ольга Викторовна-кандидат фармацевтических наук,

доцент кафедры управления и экономики фармации НИУ БелГУ

E-mail: belousova_e@bsu.edu.ru

Иващенкова Алина Олеговнастудентка 3 курса Медицинского института

Карасёв Михаил Михайлович — кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармации ОГУ им. И. С. Тургенева

г. Орел, ул. Комсомольская, 85;

E-mail: mikhailkarasev@yandex.ru

Белоусова Евгения Викторовна — врач акушер-гинеколог

Брянская областная больница № 1

г. Брянск, пр. Станке Димитрова,86, ГАУЗ «БОБ № 1»

E-mail: kolobok-nav@mail.ru

Основные термины (генерируются автоматически): добавок, собственное здоровье, аптека, высшее образование, доход, здоровый образ жизни, месяц, образ жизни, состояние здоровья, фармацевтическая помощь, финансовый кризис.


Ключевые слова

биологически активные добавки, социологическое исследование, маркетинговые мероприятия, изучение потребителей, характеристики посетителей

Похожие статьи

Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация»

В статье представлены результаты проведенного в 2020 году исследования покупательских предпочтений в области БАД в аптеке ТОО «Фармация», г. Актобе, Республика Казахстан. Предложены направления улучшения ассортиментной политики аптеки на основе резул...

Исследование потребления детского питания плодоовощных консервов

Употребление качественных продуктов детского питания имело и будет иметь большое значение и является приоритетным направлением для Российской Федерации и для зарубежных стран. В связи с ростом населения, требований к мобильности и удаленной сфере, ме...

Стратегия продвижения медицинских услуг

В статье рассмотрена роль маркетинга медицинских услуг в деятельности учреждений здравоохранения, как неотъемлемой составляющей, которая обеспечивает эффективность их деятельности; на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов обоснован ...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Позиционирование биологически активных добавок как основа повышения конкурентоспособности компании на фармацевтическом рынке

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод о позиционировании биологически активных добавок на фармацевтическом рынке. В данной статье позиционирование биологически активных добавок рассматривается как осно...

Риски для предпринимателя и его бизнеса

Данная статья посвящена проблеме возникновения рисков для предпринимателя в его бизнесе. В ходе исследования нами были рассмотрены понятие бизнеса и предпринимательства, основные вариации рисков, даны рекомендации по их невозникновению или профилакти...

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»

В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...

Анализ рынка и тенденций в производстве и продаже вязаных сумок: стратегии маркетинга, потребительские предпочтения и перспективы развития бизнеса

Актуальность темы статьи является то, что исследования в области маркетинга очень распространены и важны для бизнеса. В данном случае, исследование направлено на анализ рынка и тенденций в производстве и продаже вязаных сумок. Проблемой считается нео...

Похожие статьи

Исследование покупательских предпочтений в области БАД на примере ТОО «Фармация»

В статье представлены результаты проведенного в 2020 году исследования покупательских предпочтений в области БАД в аптеке ТОО «Фармация», г. Актобе, Республика Казахстан. Предложены направления улучшения ассортиментной политики аптеки на основе резул...

Исследование потребления детского питания плодоовощных консервов

Употребление качественных продуктов детского питания имело и будет иметь большое значение и является приоритетным направлением для Российской Федерации и для зарубежных стран. В связи с ростом населения, требований к мобильности и удаленной сфере, ме...

Стратегия продвижения медицинских услуг

В статье рассмотрена роль маркетинга медицинских услуг в деятельности учреждений здравоохранения, как неотъемлемой составляющей, которая обеспечивает эффективность их деятельности; на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов обоснован ...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Позиционирование биологически активных добавок как основа повышения конкурентоспособности компании на фармацевтическом рынке

На основе изучения данных структуры и конъюнктуры фармацевтического рынка сделан вывод о позиционировании биологически активных добавок на фармацевтическом рынке. В данной статье позиционирование биологически активных добавок рассматривается как осно...

Риски для предпринимателя и его бизнеса

Данная статья посвящена проблеме возникновения рисков для предпринимателя в его бизнесе. В ходе исследования нами были рассмотрены понятие бизнеса и предпринимательства, основные вариации рисков, даны рекомендации по их невозникновению или профилакти...

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»

В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...

Анализ рынка и тенденций в производстве и продаже вязаных сумок: стратегии маркетинга, потребительские предпочтения и перспективы развития бизнеса

Актуальность темы статьи является то, что исследования в области маркетинга очень распространены и важны для бизнеса. В данном случае, исследование направлено на анализ рынка и тенденций в производстве и продаже вязаных сумок. Проблемой считается нео...

Задать вопрос