Библиографическое описание:

Токарев А. А., Токарева Г. В. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 17-20.

Одним из специфических принципов экологического образования является принцип преемственности. Проблема преемственности была актуальной во все времена. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы преемственности в экологическом образовании сложились под влиянием гуманистических идей передовых мыслителей, ученых разных эпох: В. И. Вернадского, Я. А. Коменского, М.Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.Руссо, А. В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, которые рассматривали природу на основании системного научного подхода, определили многогранность ее влияния на личность ребенка, необходимость использования природы, как средства формирования личности с раннего возраста.

Во 2-й половине XIX в. у истоков разработки организационных вопросов преемственности в области образования стояли прогрессивные педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозова, С. Т. Шацкий, совершивших попытку определить содержание и методы учебно-воспитательной работы детского сада и школы, в которой должное внимание уделяли вопросам изучения детьми природы и окружающего мира.

На протяжении ХХ в. учеными исследовались психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе, обучения их в школе, раскрылась сущность преемственности как педагогической категории, в том числе и в экологическом образовании (Б. Г. Иоганзен, И. Д. Зверев И. Т. Суравегина, С. В. Савина, О. В. Сухомлинский и др.).

Для каждого человека природа — это среда существования и источник всего необходимого для жизни. Человека нельзя отделить от природы так же, как и природу от человека. Они тесно связаны между собой. Насущной потребностью сегодняшнего дня является преодоление экологической безграмотности человечества, что повлекло кризисную экологическую ситуацию во всем мире и в нашей стране, в частности. Для того, чтобы улучшить положение, необходимо проводить экологические и природоохранные обучения и целенаправленное воспитание с подрастающим поколением. Сознательное и бережное отношение к природе, должна формироваться с детства — в семье, в детском саду, школе. Настало время, когда и педагоги, и воспитатели и родители осознали важность учить детей бережно относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы, привлекать к социально-полезной природоохранной деятельности.

Первоосновы экологического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде.

Многие ученые исследовали влияние семейного уклада, воспитания детей в крестьянской семье, народных традиций на формирование экологического мышления у детей и установили, что отношения между родителями и детьми включают: обмен мыслями о событиях, происходящих ежедневно; рассказы о своих чувствах, обсуждения книг, газет, журналов, телевизионных передач; семейные визиты в краеведческие музеи, зоопарки, к историческим и культурным памятникам, а также взгляды народа на воспитание, исторически сложившиеся под влиянием национального состава семьи, исторических и географических условий, характера трудовой деятельности, быта, традиций, обычаев и обрядов [2].

В тесной взаимосвязи с семьей должен работать и детский сад. Его задача — через сказки, мифы, игры развивать способности детей, знакомить их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с природой.

Проблемы экологического воспитания дошкольников рассматриваются в ряде работ педагогов и психологов: Н. П. Волковой, А. Н. Степанова, М. И. Бауэра и др., которые установили, что расширение связей дошкольника с окружающей средой обогащает репродуктивное и произвольное воображение. В этом возрасте мышление становится образно-языковым, приобретает определенную самостоятельность: постепенно отделяется от практических действий, становится умственным действием, направленным на решение познавательных мыслительных задач [2].

В дошкольном возрасте дети получают первые понятия о причинно-следственных связях, общечеловеческих нормах морали, гуманном и ответственном отношении к окружающему миру, принципах равноправия любой жизни, которые позволяют избегать крайностей в освоении и использовании природных ресурсов. В указанный период закладываются основные качества личности ребенка, которые в школьные годы станут определяющими в его отношении к миру природы. На основе элементарных знаний делаются первые попытки обобщения представлений о процессах, происходящих в живой и неживой природе, сочетание отдельных явлений в неделимое целое. Сообщение этих знаний должно быть таким, замечает Н. В. Лысенко: «чтобы они путем наглядно-действенных средств иллюстрировали детям скрытые от непосредственного восприятия связи и зависимости в природе, функционирующие закономерности, имеющие своеобразные проявления».

Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Каждый из них имеет свою цель, задачу, соответствующую возрастным особенностям школьников методику. Главное — обучение экологии должно быть интересным, максимально приближенным к жизни, доходчивым, оно должно учитывать возрастные особенности ребенка.

Начальная школа обеспечивает комплексное изучение природы и раскрытия ученикам ее многогранных аспектов: эстетического, санитарно-гигиенического, экологического, экономического. Дети должны понять также зависимость качества жизни и здоровья от состояния окружающей среды, стремиться улучшать его [3].

Ощущение красоты, понимание природы, сложных взаимосвязей в ней не приходит само по себе. Его надо воспитывать с раннего детства, когда интерес к окружающему миру особенно велик.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые предварительные выводы по формированию у дошкольников и младших школьников экологического мышления и использованию возможные дидактических приемов, характерных для этого возрастного периода:

-          для того, чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению, умению обобщать, группировать, классифицировать живые и неживые объекты;

-          экологическое образование должно идти от выявления и обоснования простых взаимосвязей в неживой и живой природе к моделированию элементарных взаимосвязей в природных сообществах и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности человека; от наиболее значимых для детей экологических проблем своей местности к более общим в масштабе района, области, государства, планеты;

-          в содержании экологического обучения дошкольников и младших школьников должны быть отражены региональные проблемы: защита неживой природы и почвы от загрязнения, разрушения, истощения; сохранение видов живых организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. На доступном уровне должны раскрываться и современные глобальные проблемы, которые позволят подвести детей к выводу о необходимости совместных усилий различных стран и народов, направленных на сохранение природных богатств;

-          в пределах возможностей понимания дошкольниками и младшими школьниками мир должен рассматриваться как некая целостность, согласно научных положений В. И. Вернадского [3].

Следовательно, основная задача экологического образования дошкольников и младших школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе, обществе, человеке, их взаимодействии [2].

Использование опыта народной педагогики, изучение взглядов выдающихся педагогов позволяет с учетом национальных черт характера осуществлять воспитание нравственного отношения к природе начиная с раннего возраста. Если эта работа будет проводиться систематически и последовательно на всех этапах дошкольного детства, а затем продолжаться в школе, мы сможем в соответствии с интересами и наклонностями ребенка приобщить ее к осознанию богатства и разнообразия родной природы, воспитать этическое отношение к ней, научить отражать ее неповторимость в различных формах изобразительного искусства, музыке, хореографии, словесном творчестве а также приближаться к раскрытию ее тайн в фундаментальных научных исследованиях.

Воспитание нравственного отношения к природе — проблема, которая включает в себя несколько дискурсивных педагогических, психологических, культурологических, социальных, философских аспектов. Ее решение зависит от осмысления, прежде всего, достижений педагогической и психологической науки по данному вопросу, осуществления воспитания этического отношения к природе на основе гуманизма, духовности, бережного отношения ко всему живому, учета возрастных особенностей и личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей, и, конечно же, преемственности [5].

Итак, результатом непрерывности и преемственности в экологическом образовании является формирование экологического сознания дошкольников и младших школьников и относительно четкой и логически завершенной системы их взглядов и убеждений — стержневых оперативных единиц экологического мировоззрения, влияющих на формирование экологической культуры.

Заключение

Экологическое воспитание и образование заключаются в обучении детей основам экологических знаний, формировании нового взгляда на свою деятельность, которая должна находиться в полной гармонии с природой.

Научные исследования и опыт воспитания детей указывают на то, что воспитание позитивного отношения к природным объектам можно начинать уже с первых месяцев жизни. Ранний и дошкольный возраст является основным сенситивным периодом для приобретения знаний об основных закономерностях и зависимости в мире природы, воспитании положительного эмоционального отношения к природным объектам, любви, желания заботиться о них. Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающей среде, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.

Природа считается основным источником развития ребенка потому, что среди природы, богатой живыми образами, легче думается, лучше фантазуеться, скорее подбираются слова с тончайшими оттенками. Природа дает множество возможностей, чтобы показать ребенку пример этического бережного отношения к животным и растениям.

Итак, природа — неисчерпаемый источник разума и нравственности. Усваивая ее закономерности, ребенок становится Человеком, так как он постепенно осознает сам себя как высшую ступень на длинной лестнице развития природы. Но природа не способна сама по себе творить чудеса — развивать естественные силы ребенка, воспитывать его разум, обогатить духовный мир воспитанника возможно только под руководством педагога, который сам тонко чувствует мир природы, целенаправленно и систематически обогащает опыт ребенка.

Без постоянных усилий, без упорного труда, нельзя раскрыть и познать причины природных явлений. Только тогда, когда ребенок делает первый сознательный шаг для того, чтобы познать природу, она вознаграждает ее сначала скупо, а потом все щедрее, по мере того, как человек прилагает новые усилия, познавая и одновременно создавая. Чем больше дети работают над собой с помощью педагога, тем больше тайн природы раскрывается перед ними, больше нового, непонятного видят перед собой. А значит, экологическое образование можно рассматривать в качестве основы преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах.

 

Литература:

 

1.         Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. — 2005. — N 12. — С. 33–35.

2.         Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6. — С. 54–57.

3.         Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. — 2012. — N 3. — С. 52–55.

4.         Николаева С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42–46.

5.         Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова.– М.: ТЦ Сфера, 2009.– 258 с.

6.         Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11. — С. 59–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов