Авторы: Логвинова Олеся Юрьевна, Гречишникова Зинаида Эрастовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Логвинова О. Ю., Гречишникова З. Э. Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 94-96.



Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.

Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно- нравственных начал личности. Физическая культура — составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. Экологическое образование населения — это ключ к росту экологического сознания, формированию экологической культуры и к улучшению экологической ситуации в целом. Оно является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье». [1, 128]

Согласно современным данным отечественных исследователей физкультурно-оздоровительная работа позволяет повысить уровень здоровья детей за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей применять физические упражнения в повседневной жизни, способствует формированию активного отношения к своему здоровью. Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры. В детском саду № 31 «Журавлик» мы постарались создать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм детей. Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Вместе с воспитателями согласовываю свою работу по физической и экологической подготовке детей. На занятиях по физической культуре, рассказываю детям как с помощью природных факторов закалять свой организм. Дети узнают, что такое здоровый образ жизни. [1,с.62]

Комплексно использую различные формы работы с детьми: физкультурно-экологические занятия, досуги, беседы экологического содержания, с родителями (родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации), с педагогами (теоретические и практические задания), позволяющие интегрировано решать задачи физкультурного и экологического образования. Один из путей решения проблемы видится в выполнении детьми различных упражнений на воздухе, которые помогают им приспособиться к изменяющимся климатическим условиям и укрепляют иммунитет. «Движение к познанию» — вот мой девиз в физкультурно-экологической работе с детьми. [3,9]

Ведущими средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, строевых и общеразвивающих упражнениях («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.); упражнения дыхательной гимнастики («Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова», «Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня»), сезонные упражнения спортивного характера. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы («Маленькие помощники природы», «Потянись к солнышку», «Гора», «С кочки на кочку», «Мельница» и т. д.), а также деятельность в природной среде (уборка территории от мусора, полив растений). Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания («Кенгуру», «Перекати поле», «Кошечка», «Лошадки», «Гуси»). Как видим, из вышеизложенного, в работе по развитию движений природа дает возможность выполнить одни и те же движения в различных вариантах и самыми разнообразными способами: ходьбу змейкой между деревьями, общеразвивающие упражнения с шишками, метание шишек правой и левой рукой вдаль, ходьбу по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева, п/и «У медведя во бору», «Эхо» и др. Приобретенные навыки дети показывают на комплексных занятиях, например «Прогулка в лес», где ребята получают не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но и необходимый набор экологических знаний: беречь деревья и цветы; не бросать мусор; закрепить название растений, ягод.

Эффективным, с точки зрения получения образовательного результата, является привлечение детей к занятиям в игровой форме (можно использовать персонажи «Лесовичка», медведя, зайчика «Бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям». Во время игры «звери на прогулке», дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу. Очень любят дети игры: «Кто где живет?», «Волки во рву», «Шишки, желуди, орехи», «Кто больше соберет шишек» (дети рассматривают шишку, где растет, что с ней можно делать и развивают свои скоростные навыки); «Солнышко и дождик» (дети закрепляют знания что такое дождь, что можно промокнуть, развивают внимание); «Найди свой листок» (закрепляют название деревьев, у кого дерева какие листья, развивают быстроту и ловкость); «Собери урожай» (усваивают где овощи, а где фрукты, соревнуются) и много других. При проведении таких игр у детей формируются навыки экологической культуры, и они понимают, что являются частичкой природы, которую надо беречь. На занятиях применяются игры экологического содержания, имитирующие различные природные объекты и явления («Живая и неживая природа», «Воздух, вода, земля, ветер»). В содержание физкультурно-экологических досугов включаются знакомые детям подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты, игры-аттракционы, игры с элементами соревнований. Кроме этого детям даются экологические задания поискового характера. В младшем дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, экономить воду и т. д.). Вырабатываются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь физкультура. Мы используем такие формы как: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, экскурсии, походы, различные физкультурно-экологические праздники и т. д.

На экскурсиях и в походах дети учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе. Наиболее часто мы используем такие темы: «поиск осенних примет», «парк зимой», «к водоему», «осенний лес» и т. д.

Как показывает практика, любимыми занятиями являются экологические игры, различные конкурсы, экскурсии, походы, физкультурно-экологические праздники и т. д.

На экскурсиях и в походах происходит знакомство детей с общей картиной мира, и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Любимые темы экскурсий: «поиск осенних примет», «парк зимой», «к водоему», «осенний лес» и т. д.

Дети активно принимают участие в спортивных развлечениях и праздниках, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям. Например, в физкультурном досуге «Кто, кто в теремочке живет» — закрепляется сказка «Теремок», так же дети выполняют различные имитационные движения: «зайчик», «лисичка», «лягушка» и т. д. Здесь же можно закрепить из чего сделан теремок, где он стоит, кто еще живет в лесу, что едят все эти животные, как надо вести себя в лесу. Все это в игровой, интересной для детей форме, через игры: «Лягушки и болото», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк». Во время физкультурно-оздоровительных праздников провожу различные эстафеты: «Эстафета юного туриста», «Сбор мусора», «Собери урожай», «Знаки» и т. д. Такие эстафеты повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «Знаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т. д. Можно вешать кормушки, поливать растения и т.д

В своей практике обучения и воспитания детей в процессе физкультурно-экологической работы использую оборудование, которое помогает более эффективно и интересно провести физкультурно-экологические занятия и физкультурно-экологические досуги: кегли, канат, обручи, мячи разного размера, флажки, самокаты, велосипеды, гимнастические палки, мишени для метания, санки, лыжи, лесенки-стремянки, скакалки. Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается применением нестандартного оборудования для заинтересованности детей: мешки, ложки, бутылочки с водой, платочки для глаз и наглядные пособия, включающие фотографии, картины и т. п.

Исходя из моей практики, выявлено, что дети на 45–50 %, намного лучше усваивают учебный материал во время занятий физической культурой, чем сидя за партой, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем — двигательной, нервной, сенсорной и т. д. Такие занятия — соединяют знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что в процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. [2, с.34]

Литература:

  1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 7. — С. 62–65.
  2. Ашиков В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — N 2. — С. 34–39
  3. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2008. — N 2. — С. 19–24.
  4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. — 2007. — N 5. — С. 22–27
  5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, общей картиной мира, «поиск осенних примет», воспитание дошкольников, процессе физкультурно-экологической работы, здоровья детей, физические упражнения, различные виды, эстетическое отношение, различные конкурсы, физкультурно-экологические занятия, экологического содержания, Экологическое воспитание дошкольников, формированию экологической культуры, физкультурно-экологические праздники, экологического образования, экологической подготовке детей, экологическое воспитание дошкольников, «Собери урожай», физической культуре.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос