Формирование экологической культуры детей раннего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 1388 раз

Библиографическое описание:

Маттис, О. И. Формирование экологической культуры детей раннего возраста / О. И. Маттис. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11121/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сегодня на этапе введения ФГОС ключевой установкой дошкольного детства является поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка, его всестороннего личностно-нравственного и познавательного развития. Система дошкольного образования предполагает полноценное воспитание и гармоничное развитие ребёнка по всем его направлениям. Одним из приоритетных направлений остаётся формирование экологической культуры. В период дошкольного детства закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

– Формировать элементарные экологические знания и представления;

– Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами;

– Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому;

– Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общения с природой.

В соответствии с новыми стандартами реализация образовательных задач предполагает проектирование условий социальной ситуации развития, при которых у детей формируется способность к целенаправленной познавательной деятельности, к позитивному восприятию окружающего мира, к саморазвитию личности.

В группе создана необходимая развивающая среда, способствующая формированию основ экологического мировоззрения малышей. Уголок живой природы, где дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с характерными особенностями. Наблюдают, сравнивают, закрепляют знания об их строении. Формируется представление о комнатных растениях как о живых существах, появляется желание ухаживать за ними, любоваться, развиваются первейшие трудовые навыки ухода за растениями, воспитывается бережное отношение.

Центр «Песок и вода» предоставляет возможность знакомить маленьких детей с неживой природой. Здесь предполагается познавательно-исследовательская деятельность, дети экспериментируют, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Особое внимание уделяю беседам и правилам безопасного поведения во время игр с песком. Центр имеет многофункциональное значение, малыши не только приобретают знания о неживой природе, но развивают координацию движения руки и пальцев. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе и психологическому благополучию.

Работу по экологическому воспитанию малышей планирую с учётом регионального компонента нашего края, знакомлю детей с картинами «Ягоды северного леса» — брусникой, черникой, морошкой, экологическими играми «Деревья на севере» — рябиной, берёзой, елью.

С целью ознакомления и обогащения знаний и представлений экологической направленности использую игрушки домашних и диких животных, макеты фруктов и овощей, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, иллюстрации с красочными пейзажами с характерными сезонными явлениями, книги, альбомы. С помощью макета «Домашний двор» у детей появляются первейшие экологические знания и представления. Они знакомятся с домашними животными и птицами, отмечают характерные особенности внешнего вида, особенности питания, учатся звукоподражанию, приобретают навыки правильного ухода за животными, формируют эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Система игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.

Определённую ценность имеют современные развивающие игры- пособия «Домашние животные и птицы», где малыши увлечённо распознают детёнышей взрослых животных и птиц. Закрепляя знания о домашних и диких животных, использую подвижные игры различной двигательной активности, рассказываю сказки, главными героями которых являются сами животные в роли детей, вместе рассматриваем картинки, имитируем движения животных, что способствует развитию творческого воображения, фантазии. У детей формируется доброжелательное отношение к живым существам. Применение различных видов деятельности по ознакомлению с животным миром стимулирует развитие речевых навыков детей, они быстрее запоминают потешки, стихи про животных, вырабатывают интонационную выразительность речи.

На прогулке обращаю внимание на красоту и неповторимость природы, на характерные особенности времён года Крайнего Севера, на сезонные явления природы. Знакомство с птицами, живущими на севере, воробьями, синицами, снегирями, голубями позволяет формировать у малышей элементарные знания о птицах, их отличительных особенностях, строении частей тела. Создаю условия, побуждающие в детях проявлять заботу, желание покормить птиц, бережно относиться к живым существам. Способность видеть красоту окружающего мира, экологически ориентированного взаимодействия с ним позволяет воспитать эмоционально-положительное отношение к природе.

Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины и т. д.

Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организую тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включённость в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов определяет главную цель — организацию новой культурно-образовательной среды, где основной ценностью является личность ребёнка, развитие его способностей и позитивного отношения к окружающему миру.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г.
  2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.Москва, 2002.
  3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2013 г.
  4. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, ВЛАДОС, 2003 гг.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, животное, знание, детский сад, дошкольное детство, животный мир, неживая природа, позитивное отношение, познавательный интерес.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Формирование познавательного интереса у детей младшего... 1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная

Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Интеграция физического и экологического воспитания детей...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая тропа.

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад, гуманное отношение

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Педагогическое сопровождение развития познавательного...

Формирование познавательного интереса у детей младшего... 1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная

Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.