Библиографическое описание:

Кудрин А. А. Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 119-121.



В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспекты преподавания, профессиональные умения. Дан анализ использования образовательных технологий в обучении и применение инновационных методов преподавания.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, охрана труда, образовательные технологии, чрезвычайные ситуации.

В настоящее время приходится констатировать, что безопасность человека начинается с понимания исходного факта, что сам человек является активным участником обеспечения своей, безопасности и безопасности других людей. Способность каждого человека действовать в секторе безопасности от своего имени, а также от имени других людей является важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века [1].

Прежде чем раскрыть технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рассмотрим истоки создания образовательной системы по Безопасности жизнедеятельности (далее БЖД) и ее основателей.

Одним из первых в 80-е годы XX века крупный ученый и организатор науки, академик Валерий Алексеевич Легасов, сыгравший исключительно важную роль в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, высказал мысль о том, что «система знаний о закономерностях защищенности человека от опасностей, сопутствующих развитию цивилизации, должна стать самостоятельной научной дисциплиной». Он также сформулировал важные концептуальные положения в этой области знаний, предвосхитив формирование безопасности жизнедеятельности.

Власти, оказавшиеся перед лицом крупных техногенных аварий и стихийных бедствий и задумавшиеся над их профилактикой, согласились с доводами инициативной группы специалистов в лице профессоров С. В. Белова (МВТУ им. Н. Э. Баумана), О. Н. Русака (ЛТА им. С. М. Кирова), В. Л. Лапина (МАТИ им. К. Э. Циолковского), входивших в состав Научно-методического совета (НМС) по охране труда (ОТ), на переименование НМС по ОТ на новое, более соответствующее вызовам времени название «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД), олицетворяющее интегрированную комплексную безопасность. Одновременно специалистам инициативной группы удалось не только обосновать, но и убедить высшее образовательное руководство в необходимости введения в вузах страны дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [2].

В результате был издан приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 20.03.1989 № 203, в котором утверждался состав нового Научно-методического совета Гособразования СССР «Безопасность жизнедеятельности» под председательством С. В. Белова (заместители О. Н. Русак и В. Л. Лапин, ученый секретарь Ю. Г. Сибаров). Это первое официальное упоминание понятия «Безопасность жизнедеятельности» в образовательной сфере [2].

Важной вехой в формировании образовательной области БЖД с учетом накопленного небольшого стажа преподавания дисциплины для выработки общих подходов в учебно-методической сфере явился семинар — совещание в г. Зеленограде в апреле 1993 г., на который были приглашены заведующие кафедрами безопасности жизнедеятельности, охраны труда, охраны окружающий среды. Семинар проходил под названием «Безопасность жизнедеятельности. Научно-методические проблемы образования. Подготовка кадров», но повестка дня не исчерпывалась заданной тематикой, она была шире по содержанию выступлений и бескомпромиссна по взглядам. На этом мероприятии присутствовало 136 представителей из 78 вузов страны.

Второе после первого совещания в Зеленограде, которое проходило в апреле 1993 г., состоялось 9–13 апреля 2001 г. В констатирующей части решения было отмечено, что «несмотря на деструктивный характер преобразований, происходивших в системе образования в 1990-х годах, НМС и УМС удалось не только сохранить те позиции, которые были достигнуты, но и значительно упрочить их. Активная работа НМС и УМС способствовала признанию важности проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности человека в условиях современного мира. В то же время на совещании отмечался низкий уровень финансирования образовательного процесса, а также то, что подготовка абитуриентов по курсу ОБЖ, изучаемого в средней школе, не соответствует требованиям вузов и ссузов. Учебники по курсу ОБЖ требуют фундаментальной переработки как по содержанию разделов, так и по перечню рассматриваемых тем[3].

Третье Всероссийское совещание заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасность жизнедеятельности и защиты окружающей среды прошло в МГТУ им. Н. Э. Баумана 16–21 мая 2005 г., четвертое 21–26 сентября 2009 г., на котором присутствовало уже более 200 заведующих кафедрами, пятое 30 сентября — 6 октября 2013 г. также в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Следующее совещание намечено в Санкт-Петербурге в 2017 г.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения в программу подготовки педагогических кадров дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» создает необходимость переоценить значение и методологию преподавания данной дисциплины.

Безопасность жизнедеятельности —дисциплина, изучающая целый ряд вопросов, которые можно отнести к межпредметным, интегральным. Важнейшим направлением преподавания мета в вузе является формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Развивать необходимо в детском возрасте, а закреплять и совершенствовать на протяжении всей жизни [4].

Основными целями курса «Безопасность деятельности» являются: формирование и развитие у студентов высоких моральных качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, образу жизни, к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах сохранения здоровья, предупреждения вредных привычек, успешной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие путем умения оказывать первую медицинскую мощь [5]. Значимость дисциплины в системе современного образования возрастает, так как состояние безопасности техносферы все в большей степени оказывает влияние на экономические и демографические проблемы в мире [6].

К настоящему времени собран большой фактический материал, который призван помочь студентам высших учебных заведений в освоении данной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». На кафедрах социальной безопасности и медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена разработан учебно-методический комплекс дисциплины, рабочие программы, лекционный курс, учебные пособия, мультимедийное обеспечение и иные материалы. Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу. При изучении учебной дисциплины осваиваются практические умения в плане оказания неотложной помощи, ведения химической и радиационной разведки, специальной обработки, пользования средствами индивидуальной защиты, и т. д.

На практических занятиях проводится освоение практических навыков, демонстрируются видеоматериалы, решаются ситуационные задачи, используются наглядные пособия, решаются тестовые задания, под руководством преподавателя осуществляется самостоятельная работа. В обстановке творческой дискуссии обсуждаются наиболее сложные вопросы изучаемого материала в целях углубления и закрепления знаний учащихся, полученных на лекциях. Организация практических и семинарских занятий направлена на обслуживание прикладной стороны профессиональной направленности обучения и является связующим элементом между изучаемой теорией и практической деятельностью будущего бакалавра. Каждое практическое занятие включает: цель; общие сведения, касающиеся теории экспериментального исследования; методику проведения учебного занятия; задания для самоконтроля полученных знаний в виде открытых вопросов и тестов.

Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателя, является одной из форм аудиторной работы, предназначенной для изучения нового материала, практического закрепления знаний и индивидуального выполнения задания по учебной программе.

Исходный уровень знаний студентов на занятиях проверяется устным опросом. Текущий контроль усвоения предмета определяется письменным опросом во время занятия, при решении типовых ситуационных задач и при ответах на тестовые задания. В конце изучения разделов учебной дисциплины проводится контроль знаний с помощью тестирования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.

Среди активных форм и методов преподавания популярностью пользуется ролевая игра, отрабатываемая в ходе единой комплексной задачи, в которой создается определенная тактическая обстановка, приближенная к реальным условиям чрезвычайной ситуации. Данная форма проведения занятия способствует привитию студентам творческого мышления, умения решать тактические задачи и вырабатывать необходимые практические умения по оценке обстановки, формулированию решений, докладов, распоряжений по различному обеспечению населения [7].

Ряд студентов, интересующихся дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности», занимаются научно-исследовательской деятельностью, выполняя научные работы и выступая на студенческих конференциях с представлением своих докладов. Студенты имеют возможность пробовать свои силы, оценивать собственные возможности в исследовательской деятельности, что способствует расширению кругозора, умению самостоятельно приобретать знания и использовать их в дальнейшем.

Подготовка будущих специалистов в педагогическом вузе сталкивается с определенными проблемами субъективного и объективного характера, такими как: большим объемом учебной информации; низкой мотивацией к изучению лекционного и практического материала; неразвитостью осознанного стремления к наращиванию профессионально-личностного потенциала у значительной части студентов, особенно на младших курсах педагогического университета.

Используемые методы преподавания и знания, показываемые студентами на зачете, позволяют сделать вывод, что учащиеся в основной своей массе усваивают теоретический материал и приобретают необходимые практические навыки, предусмотренные программой.

Время неумолимо летит вперед, появляются новые опасности, новые идеи. Сегодня на повестке дня — создание более общей области знаний о безопасности как отдельного человека в любых условиях жизни и деятельности, так и человеческой цивилизации в целом, связанной с космическими опасностями, земными катаклизмами, рукотворной ядерной «зимой». Речь идет о глобальной безопасности, которая шире техносферной и которая охватывает все известные и не всегда прогнозируемые для человечества опасности.

Литература:

  1. Лызь Н. А., Непомнящий А. В. Безопасность как характеристика личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2002. — № 5. — С. 138–142.
  2. Малаян К. Р. Области знаний и учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» — 25 лет // Научно — практический и учебно-методический журнал Безопасность жизнедеятельности. — 2010. — № 10. — С. 58–67.
  3. Сборник материалов Всероссийского совещания заведующих кафедрами по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности (9–13 апреля 2001 г.). М.: МГТУ, Ч. 1 (154 с), Ч. 2 (125 с). 2001.
  4. Любин А. В., Степанов А. В., Н. И. Перепелицын Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» // Научно — практический и учебно-методический журнал Безопасность жизнедеятельности. — 2016. — № 4. — С. 48–50.
  5. Линченко С. Н., Арутюнов А. В., Пухняк Д. В. и др. О методологическом обеспечении организации учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для специальностей высшего медицинского образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 4. — С. 162–164.
  6. Девисилов В. А. Концептуальные подходы к модернизации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4 (6). — С. 1403–1410.
  7. Степанов А. В., Тарасова О. А., Любин А. В. и др. Ролевые игры при обучении студентов медицинского вуза // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика, психология. — 2009. — № 4. — С. 20–22.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов