Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 2081 раз

Библиографическое описание:

Есипова А. А. Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/archive/77/13208/ (дата обращения: 19.07.2018).

 

Образовательная область "Основы безопасности жизнедеятельности" создавалась на основе накопленного в стране опыта по обеспечению безопасности человека в повседневной жизни, а также с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности. Анализ методической литературы показал, что предмет "Безопасность жизнедеятельности" прежде всего, призван отражать насущные проблемы человечества. В условиях, когда возможности отдельного человека и общества в целом весьма ограничены, вероятность гибели сообществ людей и отдельно взятого человека становиться крайне велика, что порождает возрастающую необходимость изучения этого предмета [5, 7].

Следует отметить, что знания в области безопасности жизнедеятельности предполагают взаимосвязь с другими школьными курсами. Именно межпредметные связи К.Д. Ушинский считал важнейшими в формировании целостных системных знаний. В современной педагогике вопрос междисциплинарных связей весьма активно стал разрабатываться с 60-х годов XX века. В этот период становится очевидным ограниченные возможности формирования целостного представления о мире при изолированном изучении  отдельных предметов [и др.].

Благодаря выявлению взаимосвязей дисциплин изучаемых в школе, возможно обеспечить интеграцию знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс. Для обнаружения междисциплинарных связей, прежде всего, обратимся непосредственно к дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет свою внутреннюю логику. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам основного (общего) полного образования соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей.

            Согласно ФГОС ОО второго поколения общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся [8].

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч). При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).

Понятийная база и содержание курса ОБЖ определяются положениями Федеральных Законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Обратим внимание на то, что понятие «межпредметность» требует некоторого уточнения. Под межпредметностью подразумевается учебно-познавательная деятельность, ориентированая на обобщение знаний, накопленных в различных учебно-научных дисциплинах. Таким образом, явления и факты, входящие в содержание отдельного учебного предмета, множеством связей, идей объединяются с другими науками. Это позволяет достичь того, что дисциплины учебного плана не занимают изолированного положения. Формируется представление о том, что все учебные предметы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Складывается целостная система, в которой каждая наука является необходимым компонентом. Именно поэтому, крайне важно провести анализ межпредметных связей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин. На рисунке 1 представлены взаимосвязи между основными содержательными линиями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и смежными учебными дисциплинами.

 

Основные содержательные линии курса «ОБЖ»

Основы здорового образа жизни

Безопасность в бытовой (городской) среде

Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре

Безопасность в природной среде

Безопасность в социальной среде

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях

Государственная система обеспечения безопасности населения

Военно-патриотическое воспитание

 


Смежные учебные дисциплины

Физическая культура

Технология

Биология

География

Физика

Химия

Информатика

 

История

Обществознание

 

Литература

 

Изобразительное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Межпредметные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Условные обозначения: ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.

 

Таким образом, целью образования становится не только накопление знаний (в виде фактов, понятий, закономерностей и т.д.), отдельных умений, а формирование способности видеть картину мира в целом. Расширяется круг средств решения значимых для личности проблем, формируются универсальные способы деятельности.

 

Литература:

1.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

2.      ФГОС поколения. Основы безопасности жизнедеятельности, электронный ресурс – http:// standart.edu.ru

3.      Шаталов, М.А. Межпредметные связи в формировании системных знаний / М.А.Шаталов // Химия в школе. - 1997. - № 5. - С. 26.

4.      Костецкая, Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. Т.2 №148

5.      Соломин, В.П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании// Вестник Томского педагогического университета. 2011. №4 (106). С.124-128

6.      Вилейто, Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»/Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов Х Межвузовской студенческой научно-практической конференции: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург - СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена. 2011. – 183с.

7.      Ребко, Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Текст] / Э.М.Ребко // Молодой ученый. – 2014. - №3. – с.105-109.

8.      Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасностиРебко Э.М. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.  2013.№ 162. С. 156-162.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, антитеррористическое поведение, Российская Федерация, отрицательное отношение, основа безопасности жизнедеятельности, интерес личности, индивидуальная система, дисциплина, безопасность жизнедеятельности, современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности.


Похожие статьи

Современные аспекты культуры безопасности...

Ключевые слова: безопасность, культура безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение

На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияют

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой в последнее время увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального...

Основные структурные компоненты культуры безопасности...

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей...

Педагогическая деятельность в области безопасности...

Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях летних экспедиций Шаталов М.А., Есипова А.А. Вестник Орловского государственного университета.

Психолого-педагогические условия формирования ценности...

Здоровый образ жизни, означающий рациональную организацию жизнедеятельности и адекватную двигательную активность, входит в число ведущих групп факторов, определяемых специалистами в качестве базовых для обеспечения здоровья населения [4,7].

Формы и методы формирования культуры безопасности...

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» мы будем понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные аспекты культуры безопасности...

Ключевые слова: безопасность, культура безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение

На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияют

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой в последнее время увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального...

Основные структурные компоненты культуры безопасности...

В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей...

Педагогическая деятельность в области безопасности...

Методика формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в условиях летних экспедиций Шаталов М.А., Есипова А.А. Вестник Орловского государственного университета.

Психолого-педагогические условия формирования ценности...

Здоровый образ жизни, означающий рациональную организацию жизнедеятельности и адекватную двигательную активность, входит в число ведущих групп факторов, определяемых специалистами в качестве базовых для обеспечения здоровья населения [4,7].

Формы и методы формирования культуры безопасности...

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» мы будем понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Задать вопрос