Библиографическое описание:

Саидхужаева Н. С., Мирхасилова З. К., Хайдаров Т. А. Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 147-150.



Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — важная проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и мировое сообщество.

Чтобы научиться как себя вести в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС в ВУЗах студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения.

Уровень познавательной активности студентов в значительной мере определяется возникающим у студентов интересом, с которым они изучают материал, предлагаемый учебной программой предмета. Неоднократно отмечалось, что несмотря на методически грамотную обработанность учебного материала, в зависимости от его значения для формирования профессиональных качеств, он вызывает недостаточный интерес в тех случаях, когда обучаемые не полностью осознают важность приобретаемых знаний и умений по технике безопасности и охране труда для выполнения в своей будущей инженерной деятельности определенных управленческих функций. Следовательно, преподавателю предмета «Безопасность жизнедеятельности» необходимо выбрать такой интерактивный метод обучения и применить такие передовые педагогические технологии, которые вызывали бы достаточный интерес к изучаемому предмету и соответствовали бы содержанию, профессиональной направленности, продолжительности обучения и т. д.

Методы обучения и передовые педагогические технологии являются важнейшими компонентами учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности и передовых педагогических технологий невозможно наиболее полно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Методы обучения лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Современной педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно классифицировать по отдельным критериям. Причем вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

Методы активного обучения подразумевают активную работу двух элементов, составляющих процесс обучения: студентов (обучаемых) и преподавателей (обучающих). Только при условии сознательной активности студентов и активизации студентов преподавателями возможно усиление познавательной деятельности студентов.

Под активизацией студентов понимают целеустремленную деятельность преподавателя вуза, направленную на улучшение содержания, форм, методов и средств обучения с целью развития интереса, увеличения активности, творческой деятельности и самостоятельности студентов в процессе усвоения профессиональных знаний и формирования умений и навыков.

Практика показывает, что чем выше уровень вызванного преподавателем у студентов познавательного интереса к содержанию занятий по охране труда, тем большая ответственность предъявляется к выбору методов проведения занятий. Так, совершеннейшим педагогическим диссонансом было бы после стимулирования познавательного интереса у студентов использование обычного словесного метода преподавания, пусть даже обогащенного некоторыми наглядными пособиями. Отмечено, что в таком случае, как правило, интерес в процессе занятий постепенно затухает и преподавателю не удается полностью достичь поставленных целей обучения и воспитания. Иное дело, когда на занятиях применяют методы, позволяющие студентам полностью удовлетворить возникший интерес путем активного участия каждого из них в процессе познания.

При этом важно и другое — предоставить возможность любому из участвующих заниматься делом в соответствии с его склонностями, способностями и интересами в сфере будущей инженерной деятельности. Вот здесь-то и необходимо для решения указанных нами задач обратиться к методам активного обучения.

Наиболее перспективны в курсе «Безопасность жизнедеятельности», на наш взгляд, методы, которые позволяют в наибольшей мере активизировать познавательную деятельность студентов, а именно — методы конкретных ситуаций и деловых игр. Эти методы несколько различаются по роли преподавателя при их использовании и в плане активизации студентов характеризуются спецификой взаимосвязанной работы обучаемых и педагога, предъявляя к последнему в процессе подготовки и проведения занятий определенные требования.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы действовала система методов активного обучения. Для этого, по-видимому, потребуется в корне перестроить учебный план и деятельность преподавателя — уменьшить число лекционных часов и вместе с тем от традиционного чтения лекций перейти к проблемным методам изложения материала, а также к самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работе студентов. Для решения этих задач необходимо подготовить соответствующие методические материалы, обеспечить консультационную помощь и проверку степени самостоятельности работы, ввести кроме лабораторных занятий практические, проводить олимпиады и научно-практические конференции и т. д.

Проведение всех игр, в общем виде можно представить блок-схемой, показанной на рисунке 1. Вместе с тем проведение каждой конкретной игры может включать какой-либо дополнительный блок, например, для деловой игры «Проблемная ситуация» — блок «Изучение методики расследования несчастных случаев» и т. д.

По общей блок-схеме проведение комплексных игр можно представить в виде пяти этапов (стадий):

I этап — подготовительный, в него входят блоки 1 и 2;

II этап — распределение по ролевым группам и изучение инструкций (блок 3); продолжительность этих двух этапов 10 мин;

III этап — аналитическая или контрольно-информационная часть (блоки 4, 5, 6); продолжительность этапа 20 мин;

IV этап -функциональная часть, т. е. выработка решений и осуществление управляющих воздействий (блоки 7, 8); продолжительность этапа 40мин;

V этап -заключительный, т. е. оценка принятых решений, подведение итогов игры (блоки 9, 10); продолжительность этапа 10 мин.

Роли, задействованные в комплексе деловых игр: главный инженер, начальник цеха, мастер, бригадир, технолог цеха, общественный инспектор охраны труда, инженер или начальник отдела охраны труда, механик цеха или главный механик, энергетик цеха или главный энергетик, инспектора государственных надзоров, представители отдела главного технолога, санитарно-промышленной лаборатории, ЦХЛ и т. д.

Рис. 1. Блок-схема деловых игр

Рис. 2. Графическая модель взаимодействия участников деловой игры.

На рисунке 2 представлена графическая модель взаимодействия участников деловой игры «Проблемная ситуация». Особенность данной модели — наличие центрального блока «Комиссия по расследованию причин несчастного случая или аварии». В ходе игры участники должны сформировать составы этих комиссий, участвовать в их работе, составить акты о несчастных случаях по форме Н-1 и, кроме того, представить дополнительные документы, необходимые для расследования. В этой модели появляются роли представителей вышестоящих ведомственных организаций и районного инспектора Госгортехнадзора, а также группы экспертов.

Рассмотрим практический пример проведения деловой игры на примере обучения одной учебной группы, состоящей из 20 учащихся. Начиная урок, студентам раздаётся задание, они разделяются на четыре подгруппы из пяти человек каждая. Для каждой группы раздаётся определённое задание. Рассмотрим задание одной из этих групп: «В акционерном обществе «Метан» произошел несчастный случай. Рабочий А. М. Иванов, работая на токарном станке, серьёзно поранил руку. При этом потерял трудоспособность. Надо расследовать несчастный случай».

Студенты играют роль комиссии. Назначается начальник комиссии и остальные члены комиссии. Они тщательно расследуют несчастный случай, выявляют причины и обстоятельства, рекомендуют мероприятия по их устранению.

Проведение игры рассчитано на 4 ч. Ознакомившись с производственной ситуацией и распределившись по ролям (см. Рис. 2), участники игры согласно инструкциям:

‒ оформляют акты по форме Н-1 о групповом несчастном случае (на каждого пострадавшего);

‒ формируют комиссию для специального расследования, а в сложном случае экспертную;

‒ проводят специальное расследование;

‒ составляют акт специального расследования, согласно инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на предприятиях и объектах, куда входит и заключение о квалификации несчастного случая-

‒ составляют планы мероприятий по предупреждению несчастных случаев и разрабатывают инженерно-технические рекомендации.

При составлении актов по форме Н-1 в ходе игры указывают обстоятельства несчастного случая на производстве, например: во время работы на токарном станке токарь не соблюдал правила техники безопасности и в результате повредил руку.

Процесс расследования начинают с того, что по требованию комиссии начальник участка Матвеев представляет объяснительную записку и инструкцию по соблюдению правил техники безопасности, а свидетели происшествия только объяснительные записки.

В результате проведённого интерактивного метода в виде деловой игры, студенты расследуют причины несчастного случая, его обстоятельства и последствия.

В итоге, каждый студент хорошо усваивает материал, может объяснить ситуацию, что и является целью урока.

Применение передовых педагогических технологий и методов обучения, позволяет повысить эффективность учебного процесса, вовлечь каждого студента в учебный процесс, повысить результативность обучения, каждый студент входит в дискуссию урока. Использование передовых педагогических технологий даёт нам возможность эффективно и продуктивно использовать рабочее время и добиться высоких результатов.

Литература:

  1. Корепанова, М.В.: Основы педагогического мастерства. — М.: Академия, 2010.
  2. Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. — М.: Академия, 2010.
  3. Материалы интернета.
Основные термины (генерируются автоматически): методов обучения, деловой игры, «Безопасность жизнедеятельности», активного обучения, передовых педагогических технологий, деловой игры «Проблемная, Методы обучения, несчастного случая, игры «Проблемная ситуация», продолжительность этапа, учебного процесса, участников деловой игры, будущей инженерной деятельности, активности студентов, интерактивных методов обучения, активизации студентов, форме Н-1, методов активного обучения, передовые педагогические технологии, взаимодействия участников деловой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос