Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Ерохина О. Б. Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной образовательной практике // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 138-140.



Анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современного времени.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, школьные программы, основы безопасности жизнедеятельности.

Хорошо известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения [4]. Среди утвержденных учебных программ общеобразовательной школы вопросы репродуктивного здоровья затрагиваются только в рамках изучения школьных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология». В соответствии с требованиями ФГОС СОО для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым, а для школьного курса «Биология» — программа В. В. Пасечника. Современный процесс обучения характеризуется высоким темпом восприятия учебного материала, его переработкой и своевременным, принятием правильных решений. Ограниченные временные рамки делают этот процесс психофизиологически напряженным [2].

  1. Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  2. Развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. Воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  4. Обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

При этом в данной программе, рассчитанной на 175 учебных часов (из расчета 35 часов в год), разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час. Тема же репродуктивного здоровья в прямой постановке раскрывается лишь в 8 классе.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, подготовленная под руководством того же В. Н. Латчука, нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач в области здоровья:

  1. Освоение учащимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
  3. Развитие у учеников черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
  4. Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов также рассчитана на 35 учебных часов в год, из которых разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов.

Стоит отметить, что изучение вопросов репродуктивного здоровья в программах В. Н. Латчука для учащихся 5–11 классов носит преимущественно теоретический характер, не имеет четкой профилактической направленности. Вопросы негативных последствий раннего вступления в половую жизнь в представленных программах рассматриваются поздно. В большей степени это касается учащихся 10–11 классов, многие из которых к этому времени уже ведут активную сексуальную жизнь (средний возраст полового дебюта в настоящее время составляет 14,5 лет). Количество часов, отводимых на изучение вопросов ЗППП и ВИЧ-инфекции, не соответствует их высокой распространенности в обществе и социальной значимости. Учитывая рост заболеваемости ЗППП среди детей до 14 лет, рассматривать эти вопросы в школьной программе целесообразно, начиная с 7–8 классов. В описанных программах не уделяется внимание вопросам безопасного сексуального поведения, современным средствам контрацепции и профилактики ЗППП. Тема вирусных гепатитов не представлена ни в одном классе.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов, разработанная под руководством А. Т. Смирнова, включает в себя три учебных модуля: основы безопасности личности, общества и государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; обеспечение военной безопасности государства.

Темы, раскрывающие вопросы репродуктивного здоровья, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов рассчитана на 245 учебных часов из расчета 35 часов в год, из которых блоку «Основы здорового образа жизни» отведен 41 час.

Основными целями курса в области здоровьяв 5–9 классах являются:

  1. Усвоение знаний о здоровом образе жизни;
  2. Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
  3. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Изучение вопросов репродуктивного здоровья начинается с 8 класса. В 8 и 9 классах по одному часу отводится теме «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества». Также в 8 классе два часа посвящены изучению понятий о вредных привычках и их профилактике. В 9 классе освещены темы «Ранние половые связи и их последствия» (один час), «Инфекции, передаваемые половым путем» (один час), «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе» (один час). Три часа отведено на тему «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». В ней рассматриваются вопросы брака и семьи, семьи и здорового образа жизни человека, основы семейного права в Российской Федерации.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах направлено на достижение следующих целей в области здоровья:

  1. Усвоение и закрепление учащимися знаний о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны, о мерах профилактики наркомании;
  2. Развитие потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

В 10 классе непосредственно вопросы репродуктивного здоровья не изучаются. В 11 классе один час посвящен теме «Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики». В течение одного учебного часа разбирается тема «Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики». Один час посвящен изучению роли семьи в современном обществе, основ семейного законодательства.

Программа А. Т. Смирнова имеет ряд преимуществ в освещении вопросов репродуктивного здоровья по сравнению с программой, разработанной В. Н. Латчуком. В изучении влияния вредных привычек на здоровье человека, в том числе наркомании, а также их профилактики, прослеживается образовательная линия, которая проходит с 5 по 10 классы. Темы ЗППП и ВИЧ-инфекции изучаются в объеме двух часов в 9 классе и двух часов в 11 классе. Однако получаемые сведения о ЗППП также не соответствуют их высокой распространенности и социальной значимости. Кроме того, изучение ЗППП начинается лишь с 9 класса. Тема вирусных гепатитов не запланирована ни в одном классе. Вопросы отрицательных последствий ранних половых связей рассматриваются лишь в течение одного учебного часа.

В свою очередь анализ программы школьного курса «Биология» В. В. Пасечника, составленной на основе ФГОС СОО, показал, что вопросы репродуктивного здоровья представлены лишь в 8 классе в разделе «Индивидуальное развитие организма» общим объемом 5 часов. В разделе освещены вопросы строения мужской и женской половой системы, менструации и поллюции, овуляции и оплодотворения, беременности и родов, влияния наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека, ЗППП, в частности, СПИДа и сифилиса, а также вред ранних половых контактов и абортов. В 9 классе темы репродуктивного здоровья не рассматриваются. В 10–11 классах вопросам репродуктивного здоровья и влиянию алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша отводится всего два часа.Ценность репродуктивного здоровья должна стать основополагающей в старших классах.Одной из важнейших задач на данном этапе является укрепление «авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности и прежде всего — в мировоззрении детей и подростков [1] Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколение [3].

Таким образом, анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что в настоящее время по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современной эпохи. Этот факт подтверждают данные многочисленных публикаций, которые свидетельствуют о снижении возраста полового дебюта, росте распространения ЗППП, ранних беременностей и абортов в подростковой среде. Такие актуальные вопросы, как вирусные гепатиты, современные способы контрацепции, безопасное сексуальное поведение, вовсе не отражены в учебных программах. Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи [5]. И приоритетной педагогической задачей должна стать разработка и активное внедрение в школьную образовательную практику современных программ, направленных на формирование знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений) // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 944–946.
  2. Буйнов Л. Г., Бузник Г. В., Сорокина Л. А., Шабанов П. Д. Повышение статокинетической устойчивости здоровых добровольцев фармакологическими средствами (пилотное исследование) / Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. — 2015. — Т. 13. — № 3. — С. 48–52.
  3. Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Бахтин Ю. К. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. – С. 772–775.
  4. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность // Образование и наука. — 2014. — № 2 (111). — С. 139–153.
  5. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов