Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Молот И. В. Формирование системы знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 926-928. — URL https://moluch.ru/archive/132/36868/ (дата обращения: 19.04.2018).



Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функции и процессов. Формирование знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье осуществляется главным образом в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Освоение школьниками 8–10-х классов знаний о репродуктивном здоровье при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет эффективно решать многие задачи в области безопасности жизнедеятельности. Основой обучения принципам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, правилам безопасного сексуального поведения, методам контрацепции и профилактики заражения ЗППП являются именно знания о репродуктивном здоровье. Невозможно недооценить значимость знаний о репродуктивном здоровье в интеллектуальном и культурном развитии человека, в становлении его мировоззрения.

Исходя из целей, поставленных перед курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», можно сформулировать следующие учебно-воспитательные задачи, направленные на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья:

– формирование комплексной системы знаний о репродуктивном здоровье на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни, представлений о заболеваниях репродуктивной сферы человека;

– ознакомление учащихся с современными методами и способами профилактики заражения ЗППП и предупреждения нежелательной беременности;

– создание модели безопасного сексуального поведения подростков;

– использование приобретенных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в повседневной жизни.

В основе решения поставленных задач лежит процесс овладения учащимися определенной группой знаний о репродуктивном здоровье. Необходимо также отметить, что через образование и воспитание в области безопасности жизнедеятельности достигается формирование не только теоретических знаний, но и умений применять эти знания в повседневной жизни. Однако в процессе формирования знаний по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в современной школе имеется ряд недостатков:

– недостаток учебного времени, отведенного на изучение вопросов репродуктивного здоровья;

– бессистемность в подаче знаний о репродуктивном здоровье;

– преобладание описательного подхода к изучению вопросов репродуктивного здоровья и доминирование теоретических знаний над практической частью материала.

По нашему мнению для решения данных проблем необходимо:

– обосновать и разработать с учетом методологии и теории обучения систему знаний о репродуктивном здоровье;

– определить линии знаний с учетом логики и этапности их изучения;

– отобрать основные понятия;

– обозначить причинно-следственные связи и основополагающие закономерности.

Так проблему недостатка учебного времени, отведенного на изучение вопросов репродуктивного здоровья, необходимо решать посредством внедрения межпредметных связей с биологией, химией, обществознанием. Данный подход согласуется как с современными представлениями о необходимости междисциплинарной интеграции, так и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). В первую очередь, следует обратить внимание на теоретические знания, которые являются основной группой знаний, обеспечивающей решение проблемы недостаточной подготовки учащихся в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Однако при формировании теоретических знаний следует опираться на эмпирические материалы. Рациональная взаимосвязь эмпирических, теоретических и методологических знаний как единой системы знаний учащихся 8–10 классов о репродуктивном здоровье позволит организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально достичь поставленных целей и задач обучения.

Таким образом, на теоретических занятиях по изучению вопросов сохранения и укрепления репродуктивного здоровья следует активнее применять материалы из практики. Так для совершенствования эмпирических знаний и повышения эффективности обучения вопросам репродуктивного здоровья можно использовать яркие примеры, исторические и жизненные факты, различные иллюстрации, презентации, схемы и таблицы. Для закрепления теоретических знаний следует обращать внимание учащихся на причинно-следственные связи между изучаемыми темами. Например, при объяснении необходимости регулярного посещения врачей-специалистов необходимо опираться на знания о неинфекционных заболеваниях репродуктивной системы и методах их профилактики. Для обеспечения сформированности методологических знаний учащихся по изучаемым вопросам целесообразно организовывать учебные групповые экскурсии.

Предложенная система знаний предполагает усвоение знаний учащимися 8–10-х классов о репродуктивном здоровье в определенном порядке для установления преемственности знаний и логичных связей между изучаемыми темами, последовательного развития ранее усвоенных знаний и навыков в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. При этом очевидно, что учебный материал по вопросам репродуктивного здоровья необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, усложняя его от класса к классу, подчеркивая при этом возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.

Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, предполагая непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Исходя из этого, в процессе обучения следует применять различные методы, формы и средства обучения, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учеником, а также разнообразные виды деятельности учащихся. Для достижения высокого уровня сформированности знаний учащихся необходимо тщательно учитывать интеллектуальные, физические и нравственно-психологические особенности каждого школьника.

Учебно-воспитательный процесс по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья следует осуществлять в основном через организацию и руководство видами деятельности учащихся, что сможет обеспечить наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для каждого возраста. Так, в частности, вопросы социальных последствий вредных привычек в 8-х и 9-х классах следует раскрывать путем вовлечения учащихся в игровую деятельность. В 10-х классах одним из основных видов учебной деятельности могут стать различные интерактивные формы обучения, а вот, например, темы «Вирусные гепатиты» и «Брак и семья», также изучаемые в 10-х классах, целесообразно, на наш взгляд, рассматривать в форме семинара.

В заключении хочется отметить, что только тщательный рациональный выбор форм, средств и методов обучения будет способствовать эффективному усвоению учащимися знаний, направленных на сохранение и укрепление их репродуктивного здоровья, что, в свою очередь, обеспечит широкое применение данных знаний на практике, в реальной жизни. Наиболее приемлемыми могут стать методы повседневного общения и доверительного взаимодействия, предполагающие уважение личности учащегося, обсуждение разнообразных вопросов репродуктивного здоровья, особенности взаимоотношения между людьми противоположного пола, взаимопонимание и поддержку. Только так мы сможем воспитать здоровое и успешное поколение.

Литература:

  1. Бойков, А. Е. Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2016. № 6–1 (110). С. 11–13.
  2. Буйнов, Л. Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, А. А. Благинин, О. В. Котов, Л. А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69–71.
  3. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  4. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивного здоровья, репродуктивном здоровье, укрепления репродуктивного здоровья, знаний учащихся, теоретических знаний, вопросов репродуктивного здоровья, системы знаний, системы знаний учащихся, знаний учащихся старших, «Основы безопасности жизнедеятельности», вопросам репродуктивного здоровья, методологических знаний, группой знаний, изучение вопросов репродуктивного, Формирование знаний учащихся, методологических знаний учащихся, сформированности знаний учащихся, 8–10-х классов знаний, учащихся старших классов, деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос