Автор: Кенджабаева Нигора Мамаюсуфовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Кенджабаева Н. М. Технология формирования репродуктивной культуры у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 266-268. — URL https://moluch.ru/archive/18/1768/ (дата обращения: 11.12.2017).

На современном этапе глобализации, в период  широкого использования  достижений научно-технического  прогресса серьезное  влияние на  здоровье человека оказывают экологические проблемы. Заболевание среди матерей, смертность среди детей, рождение детей с физическим недостатком и детей-инвалидов, ухудшение здоровья матери и ребенка требуют особого внимания на проблемы здоровья семьи и здорового поколения. Наряду с подготовкой молодёжи к самостоятельной семейной жизни рождению ребенка и связанные с этим проблемы, требуют формирования репродуктивной культуры, предоставления необходимых научно-методических рекомендаций, своевременных и высококвалифицированных знаний.                                                                                              

Исследования показывают, что здоровье человека видоизменяется на 20-25% под влиянием окружающей среды, на 20% на основе генетического фона, остальные 55% по различным причинам и жизненным обстоятельством.  Показатели по проблемам  здоровье  подтверждают, что одним из основных феноменов развития и роста человека являются представление человека о своем здоровье, степени грамотности, об образе жизни.   

Известно, что важное место в воспитании здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, рождения здорового ребенка, его воспитания занимают  медико-биологические и педагогико-психологические науки, преподаваемые в вузах.  В процессе исследовательских работы мы определили систему интерактивных методов обучения, служащих повышению активности в усвоении  знаний в области репродуктивной культуры. В систему методов входят «Работа малыми группами», «Ролевые игры», «Предпринимательские игры», «Дебаты», «SCORE», «Ming mapping», «Круглый стол», «Упражнение проблемных положений» и др.                                                                                                                                                                                                                                                          

Экспериментальные работы проводились в вузах педогогического направления Ташкентского ГПУ имени Низами и Термезского ГУ. 

На изучаемых в вузах предметах «Социальная психология», «Семейная психология», «Валеология», и спец курса «Основы репродуктивной культуры» при помощи отдельных методов были организованы семинары-тренинги на темы «Здоровья-это культура», «Здоровая мать-означает здоровый ребенок», «Социально -психологические положения в подготовке молодежи к семейной жизни», «Здоровье женщин репродуктивного возраста», «Здоровый образ жизни и благополучная жизнь», «Наркомания-чума века».                                                                                                                       Мы представляем технологическую разработку одного из этих семинаров-тренингов.                                                                                                                                                                                         

Цель тренинга:  Знакомства с социально -психологическими положениями в подготовке молодежи к семейной жизни. Обучение правильному  выходу  из  различных ситуаций  в  семье. Ознакомление  с  некоторыми ситуациями  в  репродуктивной культуре. 

               Предполагаемый результат:  Данный тренинг даёт возможность определить неподготовленность молодёжи к семейной жизни, низкий уровень репродуктивной  культуры, позволяет овладеть знаниями и навыками репродуктивной   грамотности для решения различных ситуаций и проблем семейной жизни, пути их преодоления и ликвидации.

Технология осуществления учебного процесса:

            Вид: семинар – тренинг  в малых группах.

            Метод: «Упражнение проблемных ситуаций», устное изложение,  «Мозговой штурм».

            Средство: слайды, раздаточный материал , средства мультимедиа.

            Контроль: межгрупповой опрос (устно), презентация.

            Оценка: поощрение, индивидуальная оценка в системе рейтинга.

Ход семинара-тренинга

1 степень. В начале тренинга тренер-учитель путём рисунков, знаков, чисел, жеребьевки или другими путями делит участников на мини группы в 5-7 человек. Создав группы, учитель знакомит участников с порядком и правилами проведения занятия и обьявляет учащимся проблемную  ситуацию.

         «Мне 20 лет. По требованию родителей я вышел замуж за человека старше меня на 10 лет . Сразу же после окончания школы. Сначала мы жили хорошо, но со временем у нас родился ребенок. Ребенку не исполнилось и года, как я опять забеременела. Когда я об этом сказала мужу, он заявил , что ребенок появится на свет и твёрда настаивал на этом. Я согласилась ,боясь потерять семью и из-за безвыходности положения. Через некоторое время по состоянию здоровья я потеряла ребенка. Отношения между нами ещё более обострились. С ухудшением здоровья муж отправил меня для лечения к матери. Сейчас я у своей матери, лечусь, но не могу определиться в отношениях со своим мужем».  

              Учитель просит группы  по этой ситуации высказаться ясно, приводя конкретные доводы и выражая  своё отношение.

               Предлагает учащимся анализировать по следующим этапам:

1.           Найти выход из сложившейся  проблемной ситуации.

2. Проанализировать  социальные, психологические ,  биологические факторы учебный  проблемы

 3. Предложить решение учебной проблемы и рекомендации.                                       2-ступень. Группы предложили свои анализы по проблемной ситуации. Например, 1-я группа по ситуации предложила «Муж и жена безграмотны в планировании семье», прокомментировала причины данной проблемы так:

во- первых, несоответствие возраста и характеров супругов;

во-вторых, репродуктивная неграмотность

 в-третьих, наличие неправильного представления и взглядов по вопросу  планирования молодой семье

в-четвертых, ранняя выдача замуж девушек.  

              в-пятых, неправильное использование контрацептивов мужчиной в семье.                                                                              Для решения группой предложены следующие рекомендации:   

 - обратить особое внимание на формирование репродуктивной культуры при подготовке молодёжи к семейной жизни, на  проблемы планирования семьи.

 -  знакомить родителей с биологическими, социально-психологическими положениями в вопросах подготовки создания семьи.

 -воспитывать сознательное отношение юношей в использовании контрацептивных средств для  предупреждения преждевременной  беременности

 - увеличить число брошюр, рекомендаций со сведением о здоровье женщин репродуктивного возраста о перерывах предусматриваемых между рождениям детей.

В том же порядке все группы зачитывают свои предложения.

3 степень. После завершения презентации групп  учитель обобщает все предложения и даёт дополнительные научно-теоретия сведения по вопросам семейной жизни.

Такие семинары-тренинги проводятся и на вышеуказанных предметах как «Валеология», «Семейная психология», «Физиология и гигиена молодых».

В процесс занятий сознательное отношение учащихся к здоровому образу жизни, к формированию репродуктивной культуры. Степень педагогико-психологической грамотности выяснилась путём проведение бесед, вечеров, вопросов и ответов, круглого стола, раздаточного материала, самостоятельных творческих работ.

Анализируя результатов, мы пришли к выводу, что организация занятий в формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи, использование передовых форм и методов обучения, предложенными нами направление привели к росту степени усвоения.

Это означает, что формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи требует присущих только ему условий, специальной организации процесса обучения,а именно:

-          технологическое отношение к учебному процессу, использование передового опыта педагогики, новых педагогических технологий;

-          находить и использовать на практике новых формы и методы обучения в формировании репродуктивной культуры у студенческой молодёжи.

-           Обеспечить непрерывность в формирование репродуктивной культуры в системе средного специального и общего среднего образования.     

 

            Литература:

1.       Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство – Т.: Чулпон, 2005.

2.       Асмолов А.Г. Психология личности.  М., 1995.

3.       Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике – Рига, 1995.

4.       Фарберман Б.Л. и др. Современные методы преподавания в вузах. – Т., 2001 г.

5.       Ходиев Б., Голиш А. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. – Т., 2006г.

6.         Овчарова В.Н. Социальная педагогика. М.; Сфера, 2000г. С 356.

7.         Шарипов А.Д, Шарипова Д, Таирова М.  Концептуальные основы формирования ЗОЖ у учащихся. Образования через всю жизнь. Санк-Петербург. Т.; 2007г.

8.         Мусурмонова О. Нравственность семьи - национальная гордость (Учебное пособие). Т.: Учитель, 1999 г, с 200.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивной культуры, студенческой молодёжи, формирование репродуктивной культуры, формирования репродуктивной культуры, семейной жизни, Технология формирования репродуктивной, области репродуктивной культуры, формировании репродуктивной культуры, навыками репродуктивной грамотности, ситуациями  в  репродуктивной, «Основы репродуктивной культуры», культуры студенческой молодежи, проблемной ситуации, здоровье человека, «Упражнение проблемных, Похожая статья, сельской студенческой молодёжи, семейной жизни рождению, методов обучения, уровень репродуктивной  культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос