Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Ерохина О. Б. Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной образовательной практике // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 138-140.



Анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современного времени.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, школьные программы, основы безопасности жизнедеятельности.

Хорошо известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения [4]. Среди утвержденных учебных программ общеобразовательной школы вопросы репродуктивного здоровья затрагиваются только в рамках изучения школьных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология». В соответствии с требованиями ФГОС СОО для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым, а для школьного курса «Биология» — программа В. В. Пасечника. Современный процесс обучения характеризуется высоким темпом восприятия учебного материала, его переработкой и своевременным, принятием правильных решений. Ограниченные временные рамки делают этот процесс психофизиологически напряженным [2].

  1. Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  2. Развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  3. Воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  4. Обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

При этом в данной программе, рассчитанной на 175 учебных часов (из расчета 35 часов в год), разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час. Тема же репродуктивного здоровья в прямой постановке раскрывается лишь в 8 классе.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, подготовленная под руководством того же В. Н. Латчука, нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач в области здоровья:

  1. Освоение учащимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
  3. Развитие у учеников черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
  4. Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов также рассчитана на 35 учебных часов в год, из которых разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов.

Стоит отметить, что изучение вопросов репродуктивного здоровья в программах В. Н. Латчука для учащихся 5–11 классов носит преимущественно теоретический характер, не имеет четкой профилактической направленности. Вопросы негативных последствий раннего вступления в половую жизнь в представленных программах рассматриваются поздно. В большей степени это касается учащихся 10–11 классов, многие из которых к этому времени уже ведут активную сексуальную жизнь (средний возраст полового дебюта в настоящее время составляет 14,5 лет). Количество часов, отводимых на изучение вопросов ЗППП и ВИЧ-инфекции, не соответствует их высокой распространенности в обществе и социальной значимости. Учитывая рост заболеваемости ЗППП среди детей до 14 лет, рассматривать эти вопросы в школьной программе целесообразно, начиная с 7–8 классов. В описанных программах не уделяется внимание вопросам безопасного сексуального поведения, современным средствам контрацепции и профилактики ЗППП. Тема вирусных гепатитов не представлена ни в одном классе.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов, разработанная под руководством А. Т. Смирнова, включает в себя три учебных модуля: основы безопасности личности, общества и государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; обеспечение военной безопасности государства.

Темы, раскрывающие вопросы репродуктивного здоровья, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов рассчитана на 245 учебных часов из расчета 35 часов в год, из которых блоку «Основы здорового образа жизни» отведен 41 час.

Основными целями курса в области здоровьяв 5–9 классах являются:

  1. Усвоение знаний о здоровом образе жизни;
  2. Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
  3. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Изучение вопросов репродуктивного здоровья начинается с 8 класса. В 8 и 9 классах по одному часу отводится теме «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества». Также в 8 классе два часа посвящены изучению понятий о вредных привычках и их профилактике. В 9 классе освещены темы «Ранние половые связи и их последствия» (один час), «Инфекции, передаваемые половым путем» (один час), «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе» (один час). Три часа отведено на тему «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». В ней рассматриваются вопросы брака и семьи, семьи и здорового образа жизни человека, основы семейного права в Российской Федерации.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах направлено на достижение следующих целей в области здоровья:

  1. Усвоение и закрепление учащимися знаний о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны, о мерах профилактики наркомании;
  2. Развитие потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

В 10 классе непосредственно вопросы репродуктивного здоровья не изучаются. В 11 классе один час посвящен теме «Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики». В течение одного учебного часа разбирается тема «Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики». Один час посвящен изучению роли семьи в современном обществе, основ семейного законодательства.

Программа А. Т. Смирнова имеет ряд преимуществ в освещении вопросов репродуктивного здоровья по сравнению с программой, разработанной В. Н. Латчуком. В изучении влияния вредных привычек на здоровье человека, в том числе наркомании, а также их профилактики, прослеживается образовательная линия, которая проходит с 5 по 10 классы. Темы ЗППП и ВИЧ-инфекции изучаются в объеме двух часов в 9 классе и двух часов в 11 классе. Однако получаемые сведения о ЗППП также не соответствуют их высокой распространенности и социальной значимости. Кроме того, изучение ЗППП начинается лишь с 9 класса. Тема вирусных гепатитов не запланирована ни в одном классе. Вопросы отрицательных последствий ранних половых связей рассматриваются лишь в течение одного учебного часа.

В свою очередь анализ программы школьного курса «Биология» В. В. Пасечника, составленной на основе ФГОС СОО, показал, что вопросы репродуктивного здоровья представлены лишь в 8 классе в разделе «Индивидуальное развитие организма» общим объемом 5 часов. В разделе освещены вопросы строения мужской и женской половой системы, менструации и поллюции, овуляции и оплодотворения, беременности и родов, влияния наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека, ЗППП, в частности, СПИДа и сифилиса, а также вред ранних половых контактов и абортов. В 9 классе темы репродуктивного здоровья не рассматриваются. В 10–11 классах вопросам репродуктивного здоровья и влиянию алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша отводится всего два часа.Ценность репродуктивного здоровья должна стать основополагающей в старших классах.Одной из важнейших задач на данном этапе является укрепление «авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности и прежде всего — в мировоззрении детей и подростков [1] Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколение [3].

Таким образом, анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что в настоящее время по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современной эпохи. Этот факт подтверждают данные многочисленных публикаций, которые свидетельствуют о снижении возраста полового дебюта, росте распространения ЗППП, ранних беременностей и абортов в подростковой среде. Такие актуальные вопросы, как вирусные гепатиты, современные способы контрацепции, безопасное сексуальное поведение, вовсе не отражены в учебных программах. Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи [5]. И приоритетной педагогической задачей должна стать разработка и активное внедрение в школьную образовательную практику современных программ, направленных на формирование знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений) // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 944–946.
  2. Буйнов Л. Г., Бузник Г. В., Сорокина Л. А., Шабанов П. Д. Повышение статокинетической устойчивости здоровых добровольцев фармакологическими средствами (пилотное исследование) / Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. — 2015. — Т. 13. — № 3. — С. 48–52.
  3. Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Бахтин Ю. К. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. – С. 772–775.
  4. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность // Образование и наука. — 2014. — № 2 (111). — С. 139–153.
  5. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивного здоровья, здорового образа, здорового образа жизни, «Основы безопасности жизнедеятельности», вопросы репродуктивного здоровья, здорового образа жизни», «Основы здорового образа, вопросов репродуктивного здоровья, здоровом образе жизни, курса «Основы безопасности, Программа курса «Основы, ведения здорового образа, разделу «Основы здорового, учащимися знаний, учебных часов, Освоение учащимися знаний, репродуктивного здоровья подростков, программ «Основы безопасности, Обучение учащихся умению, укрепления репродуктивного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос