Библиографическое описание:

Борисова Л. П., Толпова Р. С. Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 40-42.



В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резкого падения жизненного уровня населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее уязвимых групп населения. А ведь именно подростки являются репродуктивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. Это обусловливает огромную социальную значимость их здоровья.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.

На фоне трансформации социально-экономического и политического уклада в нашей стране отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков. Так статистические данные указывают на то, что от 50 до 75 % девочек имеют расстройства здоровья, которые в будущем могут негативно отразиться на их репродуктивной функции. Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного здоровья детей и подростков, являются условия и образ их жизни. К сожалению, произошедшие социально-экономические изменения негативно отразились на смене стереотипов поведения в молодежной среде — снизилась заинтересованность в занятиях спортом, отсутствуют необходимые знания и социальные мотивации для сохранения и укрепления собственного здоровья, в то же время получили широкое распространение вредные привычки, возросла частота добрачных сексуальных отношений. В многочисленных исследованиях отмечены деструктивные тенденции в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов.

В свете современных приоритетов в сфере здравоохранения, реализующихся в России, особую значимость приобретают проблемы состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков и сохранения их репродуктивного потенциала. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что функционирование репродуктивной системы женщин во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период полового созревания. Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные характеристики, среди которых следует выделить:

— высокую распространенность репродуктивно значимых вредных привычек;

— большой процент отклонений в физическом, половом и психосексуальном развитии;

— высокий уровень соматической и гинекологической заболеваемости;

— формирование неадекватных репродуктивных установок;

— низкий уровень полового воспитания и контрацептивной активности;

— высокую частоту подростковой беременности с преимущественным исходом в аборт.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих. В течение последнего столетия отмечается тенденция к снижению возраста начала сексуальной жизни. Обзор современных зарубежных и отечественных исследований посвященных данной теме показывает, что доля сексуально активных молодых людей увеличивается, а средний возраст первого сексуального контакта постоянно уменьшается.

Так на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция к снижению возраста полового дебюта, который по данным анонимных опросов достигает 14,5 лет. Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. При этом возросшая сексуальная активность связана с несколькими видами рисков подростков, среди которых незапланированные беременности, аборты, внебрачные рождения, сексуальная эксплуатация и материнская смертность. Одной из важнейших социальных и медицинских проблем является также рост заболеваемости болезнями передающимися половым путем. Повышенный риск заражения подростков этими заболеваниями связан с разнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, среди которых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический фактор риска.

Следует также отметить, что на сегодняшний день у выпускников школ преобладает пренебрежительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, у них низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, отмечается недостаточный уровень знаний о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия [3]. При этом в современных учебных планах общеобразовательных школ вопросам, например, репродуктивного здоровья уделяется явно недостаточное внимание. Период затянувшихся организационных и правовых преобразований, затронувших все стороны образовательного процесса, процесс получения качественного образования становится все более трудоемким [2]. Так в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», составленными в соответствии с ФГОС СОО, вопросам репродуктивного здоровья в основной школе отводится не более 3 часов, в старших классах — не более 6 часов в год.Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса [6].

Воспитание у детей заботы о собственном здоровье, формирование умений и навыков по его сохранению и укреплению в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинической картине, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают медицинские работники, однако они не всегда владеют методологией обучения и воспитания здорового поведения, методами формирования у учеников позитивной мотивации на сохранение здоровья. Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка [1].

С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач [4]. Низкий уровень репродуктивного здоровья и медицинской культуры современных подростков определяет, в свою очередь, необходимость внедрения в систему отечественного школьного образования новых программ сексуального воспитания учащихся, так как действующие учебные программы школьных курсов не соответствуют возрастным особенностям и образовательным потребностям учащейся молодежи в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. К сожалению, на данный момент уровень теоретических знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье является крайне низким и не может обеспечить сохранения репродуктивного здоровья подростков в практической жизни и требует качественного улучшения.

Очевидно, что стратегическим приоритетом государственной политики в социальной сфере, должно стать формирование и развитие ценностей здорового образа жизни [5].Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что разработка и внедрение методики формирования знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, как компонента ЗОЖ, является актуальной педагогической проблемой.

В соответствии с этим перед общеобразовательными заведениями возникает целый комплекс новых задач, требующих принятия безотлагательных решений. Важнейшей из них явилась разработка конкретных методических подходов, направленных на формирование знаний школьников различных возрастных категорий о репродуктивном здоровье. При этом современная методика должна способствовать формированию целостной системы теоретических знаний и практических навыков учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Она должна базироваться на основе личностной заинтересованности учащихся, учете индивидуальных и возрастных потребностей школьников, широкого использования межпредметных связей, интерактивных форм обучения и современных информационных технологий, а также четкой практической направленности получаемых знаний о репродуктивном здоровье.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1018–1020.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 4 (8). — С. 91–93.
  3. Плахов Н. Н., Матусевич М. С., Макарова Л. П., Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 958–960.
  4. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
  5. Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
  6. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.
Основные термины: репродуктивного здоровья, репродуктивном здоровье, подростковом возрасте, здоровье подростков, укрепления репродуктивного здоровья, репродуктивного здоровья подростков, низкий уровень, репродуктивного здоровья девочек-подростков, формирования репродуктивного здоровья, уровень репродуктивного здоровья, репродуктивном здоровье подростков, вопросам репродуктивного здоровья, здоровья детей, укреплению репродуктивного здоровья, уровень знаний, Репродуктивное здоровье подростков, репродуктивное здоровье, репродуктивное здоровье подростков, укрепления собственного здоровья, ухудшению показателей здоровья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов