Библиографическое описание:

Борисова Л. П., Толпова Р. С. Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 40-42.



В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резкого падения жизненного уровня населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее уязвимых групп населения. А ведь именно подростки являются репродуктивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. Это обусловливает огромную социальную значимость их здоровья.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, факторы риска, половое воспитание, подростки.

На фоне трансформации социально-экономического и политического уклада в нашей стране отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков. Так статистические данные указывают на то, что от 50 до 75 % девочек имеют расстройства здоровья, которые в будущем могут негативно отразиться на их репродуктивной функции. Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного здоровья детей и подростков, являются условия и образ их жизни. К сожалению, произошедшие социально-экономические изменения негативно отразились на смене стереотипов поведения в молодежной среде — снизилась заинтересованность в занятиях спортом, отсутствуют необходимые знания и социальные мотивации для сохранения и укрепления собственного здоровья, в то же время получили широкое распространение вредные привычки, возросла частота добрачных сексуальных отношений. В многочисленных исследованиях отмечены деструктивные тенденции в репродуктивном здоровье подростков, что в будущем может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой смертности, патологии беременности и родов.

В свете современных приоритетов в сфере здравоохранения, реализующихся в России, особую значимость приобретают проблемы состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков и сохранения их репродуктивного потенциала. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что функционирование репродуктивной системы женщин во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период полового созревания. Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные характеристики, среди которых следует выделить:

— высокую распространенность репродуктивно значимых вредных привычек;

— большой процент отклонений в физическом, половом и психосексуальном развитии;

— высокий уровень соматической и гинекологической заболеваемости;

— формирование неадекватных репродуктивных установок;

— низкий уровень полового воспитания и контрацептивной активности;

— высокую частоту подростковой беременности с преимущественным исходом в аборт.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих. В течение последнего столетия отмечается тенденция к снижению возраста начала сексуальной жизни. Обзор современных зарубежных и отечественных исследований посвященных данной теме показывает, что доля сексуально активных молодых людей увеличивается, а средний возраст первого сексуального контакта постоянно уменьшается.

Так на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция к снижению возраста полового дебюта, который по данным анонимных опросов достигает 14,5 лет. Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой информации. При этом возросшая сексуальная активность связана с несколькими видами рисков подростков, среди которых незапланированные беременности, аборты, внебрачные рождения, сексуальная эксплуатация и материнская смертность. Одной из важнейших социальных и медицинских проблем является также рост заболеваемости болезнями передающимися половым путем. Повышенный риск заражения подростков этими заболеваниями связан с разнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, среди которых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический фактор риска.

Следует также отметить, что на сегодняшний день у выпускников школ преобладает пренебрежительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, у них низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, отмечается недостаточный уровень знаний о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия [3]. При этом в современных учебных планах общеобразовательных школ вопросам, например, репродуктивного здоровья уделяется явно недостаточное внимание. Период затянувшихся организационных и правовых преобразований, затронувших все стороны образовательного процесса, процесс получения качественного образования становится все более трудоемким [2]. Так в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», составленными в соответствии с ФГОС СОО, вопросам репродуктивного здоровья в основной школе отводится не более 3 часов, в старших классах — не более 6 часов в год.Поэтому образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса [6].

Воспитание у детей заботы о собственном здоровье, формирование умений и навыков по его сохранению и укреплению в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинической картине, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают медицинские работники, однако они не всегда владеют методологией обучения и воспитания здорового поведения, методами формирования у учеников позитивной мотивации на сохранение здоровья. Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка [1].

С позиций современной педагогической науки, учебная деятельность — это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач [4]. Низкий уровень репродуктивного здоровья и медицинской культуры современных подростков определяет, в свою очередь, необходимость внедрения в систему отечественного школьного образования новых программ сексуального воспитания учащихся, так как действующие учебные программы школьных курсов не соответствуют возрастным особенностям и образовательным потребностям учащейся молодежи в вопросах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. К сожалению, на данный момент уровень теоретических знаний учащихся старших классов о репродуктивном здоровье является крайне низким и не может обеспечить сохранения репродуктивного здоровья подростков в практической жизни и требует качественного улучшения.

Очевидно, что стратегическим приоритетом государственной политики в социальной сфере, должно стать формирование и развитие ценностей здорового образа жизни [5].Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что разработка и внедрение методики формирования знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, как компонента ЗОЖ, является актуальной педагогической проблемой.

В соответствии с этим перед общеобразовательными заведениями возникает целый комплекс новых задач, требующих принятия безотлагательных решений. Важнейшей из них явилась разработка конкретных методических подходов, направленных на формирование знаний школьников различных возрастных категорий о репродуктивном здоровье. При этом современная методика должна способствовать формированию целостной системы теоретических знаний и практических навыков учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. Она должна базироваться на основе личностной заинтересованности учащихся, учете индивидуальных и возрастных потребностей школьников, широкого использования межпредметных связей, интерактивных форм обучения и современных информационных технологий, а также четкой практической направленности получаемых знаний о репродуктивном здоровье.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1018–1020.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Здоровьесберегающее образование. — 2010. — № 4 (8). — С. 91–93.
  3. Плахов Н. Н., Матусевич М. С., Макарова Л. П., Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 958–960.
  4. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
  5. Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
  6. Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов