Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 20.05.2018

Статья просмотрена: 1910 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. А. Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50445/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является основополагающим фактором, определяющим здоровье населения страны сегодня и завтра. Современная социокультурная ситуация в России показывает, что проблема направленности развивающейся личности на здоровый образ жизни актуальна, о чем свидетельствуют такие негативные явления, как алкоголизация и наркотизация молодежи, рост тяжелых заболеваний, низкая культура отношения к своему здоровью.

Научную разработку вопрос ориентации подростков на здоровый образ жизни получил в трудах учёных и педагогов-практиков XX века: В. А. Ананьева, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Т. Н. Захаровой, М. Ф. Клименова, Н. К. Смирнова, в которых они указывали, что здоровье детей более чем здоровье взрослых подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и других факторов окружающей среды [1].

Сегодня и отечественные и зарубежные авторы отмечают, что решения, которые подростки принимают в отношении здоровья, являются результатом комплексного взаимодействия следующих факторов:

‒ Их собственные знания о том, какие последствия для здоровья могут иметь некоторые виды поведения.

‒ Их собственная способность оценить риск и принять рациональное решение.

‒ Поведение родителей. Подростки копируют действия и ценности своих матерей и отцов. Таким образом, если родители не заботятся о своем здоровье, то и их дет- подростки также бывают безразличны к этому.

‒ Ресурсы, доступные подросткам и их семьям. У некоторых семей может быть и есть желание вести здоровый образ жизни, но нет средств.

‒ Давление со стороны сверстников. Сверстники могут убеждать друг друга быть сексуально активными, употреблять алкоголь или наркотики либо совершать опасные поступки, например, плавать в местах с сильным течением. И наоборот, сверстники могут настаивать на использовании презервативов, избегании наркотиков и участии в спортивных мероприятиях или тренировках.

‒ Ценности общества. Сцены, которые они видят по телевидению и в кино, а также направленная на них реклама в СМИ часто становятся причиной далеко не идеального поведения, влияющего на здоровье [2].

Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [3]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [4].

В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить, как семья и школа влияют на отношение подростков к здоровому образу жизни и показать, что разные условия организации образовательно-воспитательного пространства воздействуют в разной степени на субъективное отношение учащихся к ведению здорового образа жизни.

В исследовании принимали участие 17 учащихся 9К (кадетского) класса с родителями (17 человек) и 16 учащихся 9А класса с родителями (16 человек) в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.

Родителям было предложено пройти анкету «Условия здорового образа жизни в семье», вопросы которой направлены на выявление проблем, возникающих у родителей в воспитании здорового ребенка, а также знаний самих родителей о здоровом образе жизни.

Результаты анкетирования показали, что родители обоих классов в равной степени заинтересованы вопросами здорового образа жизни: они читают специальную литературу и используют полученные знания при воспитании детей, активно приобщают детей к здоровому образу жизни через свой личный пример. Но по некоторым показателям родители учащихся кадетского класса занимают более активную позицию. Например, обдуманно организуют здоровое питание в семье: все родители отдают предпочтение полноценному и регулярному питанию, в отличие от родителей учащихся обычного класса, которые указали в ответах нерегулярное питание и преобладание в рационе одного вида продуктов. Также все родители учащихся кадетского класса отметили, что пытаются воздействовать на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни.

Вышеназванные характеристики здорового образа жизни положительно влияют на здоровье всей семьи: родители здоровы, а дети редко болеют. А если и болеют, то, как считают родители учащихся кадетского класса, не по причине недостаточного физического воспитания в семье.

Таким образом, можно сказать, что родители учащихся 9К класса более внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, понимают и осознают важность приобщения детей к здоровому образу жизни, выстраивая внутренний уклад семьи на принципах здоровья и показывая на личном примере положительное отношение к ЗОЖ. Это может быть связано с тем, что родители учащихся кадетского класса разделяют те ценности, которые прививает в детях кадетское воспитание: нравственная стойкость, порядочность, физическое и духовное совершенствование, в том числе и через спорт, уважение к воинскому делу и неравнодушие к судьбе своей страны.

Для выявления влияния школы на формирование отношения подростков к ЗОЖ, мы проанализировали и сравнили план воспитательной работы в обоих классах. Оказалось, что в кадетском классе более насыщенный график воспитательных мероприятий. Он включает в себя участие кадетов в военно-спортивных играх («Защитник Отечества», «Русский солдат умом и силой богат»), смотрах, патриотических акциях города, слетах патриотических объединений и посещение социальных партнеров (встречи с сотрудниками ПЧ, МЧС и полиции), чего нет в обычном классе. Таким образом, воспитательный процесс выстроен динамично, вариативно, при этом доминирующим остается военно-патриотическое направление. Это связано с тем, что сама цель воспитательной деятельности в кадетском классе охватывает не только общеобразовательное развитие, но и развитие общей культуры личности, что положительно влияет на усвоение определенных норм поведения и жизненных установок.

Чтобы оценить успешность педагогических мероприятий и семейного воспитания в деле формирования отношения подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом, нами была проведена методика: «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо.

Методика «Индекс отношения к здоровью» выявляет значимость здоровья, как жизненной ценности, диагностирует отношение здоровью в четырёх сферах: эмоциональной, познавательной, практической и поступочной, которые формируют интенсивность отношения к здоровью, т. е. насколько в целом сформировано отношение к здоровью у учащихся, насколько сильно оно проявляется.

Данная методика состоит из двух тестов. В первом тесте учащимся нужно было проранжировать жизненные ценности (например, материальное благополучие; общение с природой; здоровье) по степени их значимости в две колонки: наиболее важные и наименее важные.

Во втором тесте учащимся предлагается выбрать из двух высказываний то из них, которое больше соответствует их мнению, тому, что они чувствуют, думают в определенных ситуациях, как они обычно себя в них ведут.

Первый тест методики показал, что у подростков 9К класса уровень отношения к здоровью является высоко доминантным (значимым) — 59 % и полностью отсутствует низкая доминантность — 0 %, нежели у подростков 9А класса: высокий уровень значимости здоровья присущ только 44 % и есть ребята с низким уровнем значимости — 12 %.

Результаты по второму тесту распределились следующим образом:

‒ В обоих классах преобладает средний уровень эмоционального отношения к здоровью: 59 % у кадетов и 56 % у обычных учащихся. Подростки еще находятся на пограничном состоянии между необходимостью заботиться о своем здоровье под давлением каких-либо обстоятельств и личным желанием заниматься этим ради удовольствия.

‒ В обоих классах преобладает средний уровень познавательного отношений к здоровью: 29 % у кадетов и 38 % у обычных учащихся. Это означает, что учащиеся готовы воспринимать и перерабатывать новую информацию по проблеме здоровья, но им пока сложно сделать это в одиночку, т. е. самостоятельно и без помощи посторонних лиц.

‒ Преобладание в обоих классах среднего уровня практического отношения к здоровью: 53 % у кадетов и 50 % у учащихся обычного класса. Подростки с удовольствием включаются в практические действия и мероприятия, направленные на укрепление их здоровья, но организованные другими людьми, а не по их собственной инициативе.

‒ Поступочное отношения к здоровью также находится на среднем уровне у обоих классов: 41 % у кадетов и 31 % у учащихся обычного класса. Подростки пытаются влиять на положительное отношение других людей к здоровому образу жизни, но пока их стремление не выражено так активно, хотя уже не является только «личным делом», а распространяется на ближайшее окружение.

Суммировав результаты по четырем сферам отношения к здоровью, мы выявили, что и в кадетском, и в обычном классах сформирован средний уровень интенсивности отношения к здоровью: 59 % — у первых и 36 % — у вторых. Иными словами, учащиеся положительно относятся к здоровью и к здоровому образу жизни.

При этом общий анализ результатов методики «Индекс отношения к здоровью» показал репрезентативные особенности: в кадетском классе здоровье является более важной жизненной ценностью, чем в обычном классе; по всем шкалам в обоих классах преобладает средний уровень, но у подростков кадетского класса в данных шкалах или отсутствует очень низкий уровень или если есть, то с наименьшим количеством баллов, нежели у подростков обычного класса; для учащихся кадетского класса характерны более устойчивые здоровые привычки и наличие установки на здоровый образ жизни во многих личностных аспектах.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

‒ Для учащихся кадетского класса характерен более высокий уровень сформированности отношения к здоровому образу жизни в отличие от учащихся обычного класса.

‒ На формирование системы ценностей здорового образа жизни у подростков влияют, прежде всего, отношение к здоровью в семье и пример родителей. Родители учащихся кадетского класса проявляют в этом вопросе глубокую заинтересованность и принципиальность.

‒ Немаловажным фактором, способствующим развитию осознанного положительного отношения к здоровому образу жизни у подростков, является система школьного воспитательного процесса с комплексом вариативных мероприятий как профилактического характера, так и приобщающих к здоровому образу жизни и пропагандирующих здоровье, как одну из главных ценностей жизни каждого человека. Воспитательная работа в кадетском классе построена на совершенствовании духовно — нравственного и физического потенциала подростка, что позволяет получать более высокие результаты в воспитании здорового подрастающего поколения.

‒ Современным подросткам не хватает базовых теоретических знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. Приобретенные знания носят бессистемный поверхностный характер, что и определяет, в целом, средний и низкий уровень культуры здоровья у учащихся, как кадетского, так и обычного классов.

‒ Формальный подход в организации и проведении мероприятий по продвижению здорового образа жизни в рамках школы чаще всего является причиной незаинтересованности и равнодушия подростков.

Литература:

  1. Алпатова Н. С., Варфоломеева Т. В., Мазуренко Д. В. Медико-социальные аспекты этиологии нарушений здоровья в детском возрасте // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3.
  2. Алпатова Н. С., Понькина И. В. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы II Международной научно-практической конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — С. 7–8.
  3. Алпатова Н. С., Черников В. А. Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними девиантного поведения: учеб. пособие / Н. С. Алпатова, В. А. Черников; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. пед. ун-т». — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. — 212 с.
  4. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 816 с.: ил. — (Мастера психологии).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, кадетский класс, здоровье, обычный класс, родитель учащихся, подросток, класс, родитель, учащийся, Индекс отношения.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового...

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная работа.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Однако на практике для большинства курсантов составляющие здорового образа жизни не стали жизненно насущными.

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища. Воспитательная работа в классе велась по следующим основным...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

По итогам медицинских осмотров учащиеся распределяются по группам здоровья.

Социально–психологическая адаптациякадет представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу...

Математическая составляющая в формировании здорового...

Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков.

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов.

Методическая разработка проведения деловой игры...

Что может повлиять на состояние здоровья? — ответы учащихся. Педагог дополняет или подтверждает: образ жизни, окружающая среда, питание.

Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ.

ценностное отношение, здоровый образ жизни, здоровье...

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная работа.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового...

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное здоровье подростков, ценностное

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная работа.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Однако на практике для большинства курсантов составляющие здорового образа жизни не стали жизненно насущными.

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища. Воспитательная работа в классе велась по следующим основным...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

По итогам медицинских осмотров учащиеся распределяются по группам здоровья.

Социально–психологическая адаптациякадет представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу...

Математическая составляющая в формировании здорового...

Математическая составляющая в формировании здорового образа жизни подростков.

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов.

Методическая разработка проведения деловой игры...

Что может повлиять на состояние здоровья? — ответы учащихся. Педагог дополняет или подтверждает: образ жизни, окружающая среда, питание.

Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ.

ценностное отношение, здоровый образ жизни, здоровье...

здоровый образ жизни, кадетская школа, ценностное отношение, здоровье, класс, ребенок, занятие спортом, личной состав, здоровый образ, воспитательная работа.

Задать вопрос